Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Все функции государства можно условно объединить в две группы.
Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Это создание и поддержание правовой базы. Государство определяет и поддерживает, обеспечивает соблюдение определенных правил «рыночной игры».
Вторая группа функций государства
связана с усилением и
Целевая функция предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Целевая функция включает множество целей, соединенных в единую систему, имеющую определенную иерархическую структуру. В связи с тем, что регулирующий потенциал государства ограничен, цели в иерархической структуре размещаются по степени их важности и по времени реализации.
Формирование целевой функции -
сложный процесс, он связан с определением
стратегических направлений социально-
При формировании «дерева целей» выделяют генеральную и конкретные цели государственного регулирования экономики.
Генеральной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение генеральной цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют дерево целей.
Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Главный субъект регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования. Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы. Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления. Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления. Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.
Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами: во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще всего противоречивы; во-вторых, они могут противоречить целям экономической политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.; в-третьих, возможности государства (в том числе и финансовые) имеют определенные границы. Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям. Обратные связи проявляются в различных формах: носители хозяйственных интересов могут поддерживать правительство либо отказывать в поддержке, выступать с предупреждениями в его адрес. Парламент может выражать недоверие правительству. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики. Объектом государственного регулирования: может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга по характеру, иерархическому уровню. Это могут быть структура наводного хозяйства, масштабы общественного производства, т'емпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д. В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика.
В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цижл, секториаль-ная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка]), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство [2, стр. 56-58].
Микроэкономика может быть представлена отдельными экономическим агентами: фирмами, домохозяйствами. Фирма как юридическое лицо является хозяйственной организацией. Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одной или более единиц. Следует отметить, что именно объект предопределяет со держание регулирования, его формы и методы. В условиях Республики Беларусь переходного к рынку периода в качестве важнейших объектов государственного регулирования следует выделить: качественное преобразование процесса воспроизводства; денежное обращение; условия и источники накопления капитала; структуру народного хозяйства; структуру форм собственности; процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности; формирование конкурентной среды; формирование и развитие системы предпринимательства; развитие социальной сферы; механизм социальной защиты населения; трудовые отношения; окружающую среду; внешнеэкономические связи.
Все меры государственного регулирования
экономики направлены на то, чтобы
ориентировать макроэкономическ
По форме участия государства
в регулировании экономики и методам
его влияния на хозяйственную деятельность
выделяют административно-
Административно-
Административно-
Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.
Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно, например, через налоги, кредитование.
Структура используемых методов зависит
от форм собственности объектов регулирования.
Прямые и административно-распорядительн
Особая роль как инструменту государственного регулирования экономики принадлежит амортизации и ускоренной амортизации.
Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных фондов, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство.
Важное место в системе
Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям проводится сертификация - обязательная и добровольная. Гигиенический сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека.
Для отличия производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется законом.
Разновидностью мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, устанавливаемых государственными и международными органами, является квотирование - ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.
В системе мер государственного регулирования экономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления:
Центральным звеном в финансово-кредитной
системе является бюджет. Он представляет
собой централизованный фонд денежных
ресурсов, которым располагает правительство
страны для содержания государственного
аппарата, вооруженных сил, а также
выполнения необходимых социально-экономических
функций. В нем объединяются все основные
финансовые институты - различные виды
доходов и расходов. По сути, бюджет —
это годовой финансовый план формирования
и использования денежных средств государства
или соответствующих административно-
Организацию бюджетной системы
и принципы ее построения определяет
бюджетное устройство. Бюджетное устройство
в РБ предопределено ее административно-
Бюджет выполняет три основные
функции: фискальную - создание финансовой
базы функционирования государства; экономическую
- реализация экономической политики государства,
стимулирование развития экономики;
социальную - перераспределение доходов,
решение проблем социального развития.
Государство через бюджет может регулировать
рыночную экономику. С этой целью в процессе
формирования и использования доходов
и расходов применяются различные методы,
из них наиболее важные: налоги, влияющие
на развитие производства, спрос и предложение
на отдельные виды услуг, товаров, работ;
прямое бюджетное финансирование общегосударственных
программ субсидирование отдельных отраслей,
предприятий для выравнивания экономических
условий; выдача беспроцентных и льготных
кредитов, гарантий для банковских ссуд;
создание за счет бюджетных ресурсов особых
фондов и резервов для поддержки предпринимательства,
предупреждения диспропорций в развитии
экономики. Доходы бюджетов формируются
за счет налогов, обязательных платежей
и иных поступлений, определяемых законодательством
РБ. В бюджеты могут поступать дотации,
субвенции, субсидии, а также заемные средства.
Доходы республиканского бюджета подразделяются
на налоговые, неналоговые и безвозмездные
поступления. К налоговым доходам относятся:
прямые налоги на доходы и прибыль; налоги,
взимаемые с фонда заработной платы; внутренние
налоги на товары и услуги; доходы от внешней
торговли и внешнеэкономических; прочие
налоги, сборы и пошлины. К неналоговым
доходам относятся: доходы от гос. собственности
и предпринимательской деятельности;
административные сборы и платежи; поступления
по штрафам и санкциям; прочие текущие
неналоговые доходы; доходы от реализации
основных фондов; доходы от продажи земли;
капитальные трансферты за исключением
безвозмездных поступлений. К безвозмездным
поступлениям относятся поступления,
получаемые государственными. органами
со стороны иностранных государств, от
физических и юридических лиц, других
государственных органов, международных
организаций и правительств иностранных
государств. Расходы бюджетов определяются
программами социально-экономического
развития республики и соответствующей
административно-
Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики на макроуровне