Сущность государственного регулирования экономики на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

Макро (Госрег).doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

 

заключение


Государственное регулирование экономики  в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Появилась  необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Объективная возможность государственного регулирования  появляется с достижением  определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Все функции государства можно условно объединить в две группы.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.

Вторая группа функций государства  связана с усилением и развитием  самой экономической системы.

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

В рамках макроэкономических процессов  объектами регулирования могут выступать: экономический цижл, секториаль-ная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения.

Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения.

Экономические методы регулирования  воздействуют на интересы объектов регулирования  косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему.

Прямые методы воздействуют на субъект  непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Основой государственного регулирования  экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

Список литературы


  1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Уч. пособие в 2-х ч. – Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 1999.
  2. Антонова Н.Б., Завьялков А.Г., Кандаурова Г.А. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Под общ. ред. Н.Б.Антоновой. – Мн.: Изд-во БГЭУ: ООО "Мисанта", 1996.
  3. Базылев Н. И., Гурко С. П.  Макроэкономика: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ 1998.
  4. Бартнев С.А. История экономических учений. - М.:Юрист, 2001.
  5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономика, 2002.
  6. К.Макконнелл, С.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Республика, 1995.
  7. Основы экономической теории: Учеб. пособие //под ред. А.А. Баканов, В.А. Воробьев и др. - Мн., 1995.
  8. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399 с.
  9. Проблемы социального развития Республики Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике. Сборник научных трудов под ред. А. М. Стронгиной, Т. И. Какшинской. – Мн., 1998.
  10. Филатов А. Государство и рынок: кто кого // Национальная экономическая газета. №6, 2003.
  11. Экономика: Учебник/ Под ред. Доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1999.
  12. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. //под ред. М.А.Сажиной, Г.Г.Чибрикова. – М.: Издательская группа «НОРМА», 1998.
  13. Экономическая теория: Учебник //под ред. Н.И.Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 2002.
  14. Переходная экономика: информация к действию //Национальная экономическая газета, №11, 2003.
  15. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики (опыт России и Беларуси) / Под ред. М.А. Портного. М.: МОНФ, 2000.
  16. Теория национальной экономики: Учебное пособие. Часть первая. – Мн, 2001.

Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики на макроуровне