Сущность государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 18:47, реферат

Описание работы

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Содержание работы

Введение
Сущность и объективная необходимость государственного регулирования экономики
1.1 Сущность и содержание ГРЭ
1.2 Объективная необходимость ГРЭ
Механизм государственного регулирования
2.1 Цели, принципы, функции и задачи ГРЭ
2.2 Методы, средства, формы и инструменты государственного регулирования экономики
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Сущность ГРЭ.docx

— 77.69 Кб (Скачать файл)
    • экономический рост;
    • высокий уровень занятости;
    • стабильность цен или устойчивость денег;
    • внешнеэкономическое равновесие. (см. приложение 1)

 

2.2 Методы, средства, формы и инструменты государственного регулирования экономики

 

Методы классифицируют по различным  критериям. Различаются методы прямого  и косвенного влияния.

Методы прямого воздействия  вынуждают субъектов экономики  принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом  выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать  размер налогов, величину амортизационных  отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

Методы косвенного воздействия  создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений  предпочитали варианты, которые соответствуют  целям экономической политики. К  таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному  сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов  является определенный временной лаг, возникающий между моментами  принятия мер государством, реакции  на них экономики и реальными  изменениями в хозяйственных  результатах.

Методы государственного регулирования  классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы.

Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения  и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры”  в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических  агентов.

Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют  ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего  внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим  долговым обязательствам добавляет  к числу доступных вариантов  выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Целевое финансирование - выделение  денежных средств государством из бюджета  целевым назначением для использования  в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы  и заказы.

Государственные закупки - часть произведенных  в стране или за рубежом товаров  и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств  государственного бюджета. Такие покупки  осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка  оборудования) и в целях обеспечения  потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование  влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой  и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов.

Средства ГРЭ:

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной  политики. Основные экономические средства -это:

- регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая  центральным банком);

- установление и изменение размеров  минимальных резервов, которые финансовые  институты страны обязаны хранить  в центральном банке;

-операции государственных учреждений  на рынке ценных бумаг, такие  как: эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и  погашение.

Выделяют следующие формы государственного регулирования экономики: денежно -кредитное, бюджетно-налоговое, административное.

Денежно-кредитное регулирование  экономики включает в себя действия государства по борьбе с инфляцией  и поддержанию стабильного курса  национальной валюты.

Бюджетно-налоговое регулирование  экономики включает этапы работы над бюджетом: разработку, утверждение  и исполнение бюджета.

Административное регулирование - это такие меры, как принудительное картелирование или разукрупнение, квотирование и лицензирование.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные  и правовые документы, издаваемые государством. Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство  пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи  рабочей силы; наконец, различные  государственные стандарты, регулирование  условий эксплуатации окружающей среды.

Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования  являются государственная собственность  и государственное предпринимательство. Государственная собственность  используется в качестве базы для  достижения как долгосрочных, так  и конъюнктурных, антициклических  целей государственного регулирования. К числу структурных целей  относятся освоение капиталоемких  и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).

Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования  выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая  политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.

Социальная политика и внешнеэкономическое  регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С  помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения  доходов.

Внешнеэкономическое регулирование  включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Набор инструментов государственного регулирования включает в себя следующие  основные элементы: экономическое прогнозирование, программирование экономического развития, бюджетирование, индикативное планирование.

Экономическое прогнозирование -- предвидение  будущего состояния экономики и  сопряженных с ней сфер.

Экономический прогноз -- исходная основа для определения целей, выработки  стратегии и тактики социально-экономического развития.

Программирование экономического развития - разработка и реализация программ развития всей экономики или  отдельных ее сфер (регионов, многоотраслевых  комплексов и т. д.). Программы экономического развития - основной инструмент прямого  активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.

Бюджетирование экономического развития представляет собой разработку и  реализацию государственного бюджета  страны как инструмента воздействия  государства на ход экономического развития. Государственный бюджет представляет собой основной документ реального  управления экономическим развитием  страны.

Индикативное планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики  страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов  его показателей, контроль за выполнением  плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в  своей деятельности наметкам индикативного  плана.

Индикативный план - основной документ для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства  не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение нужно отметить, что  государственное регулирование  экономики, конечно же, необходимо. Рынок не может создать достаточно благоприятные условия для всех участников воспроизводственного процесса. Поэтому невмешательство государства  в экономику немыслимо.

Рынок при всем его позитивном значении не является идеальным механизмом: он имеет как положительные, так  и негативные моменты (монополизм, инфляция, кризисы, безработица). Рыночный механизм ведет к существенному подъему  экономики, но сопровождается и значительными  спадами и кризисами. Поэтому  естественно, что государство стремится  разработать механизм прогнозирования  и программирования рынка.

В результате должен быть осуществлен  переход к системе, где рынок  регулирует деятельность предприятий  и фирм, а государство - функционирование рынка в соответствии с его  законами. Это означает минимум вмешательства  государства в деятельность предприятий  и рынка. Данное вмешательство осуществляется через механизм государственного регулирования  экономики. При этом механизм государственного регулирования должен отвечать интересам  не только государства, но и интересам  предприятий, фирм и работников.

Перестройка всей системы государственного регулирования экономики, адаптация  ее к изменившимся условиям выразились в диверсификации экономической  политики государства -- policy diversiti, т.е. разнообразии государственной экономической  политики.

Одновременно происходит и переориентация ГРЭ, смещение ее акцентов. Усиливается  активная деятельность государства, направленная на расширение возможностей конкурентно-рыночного  регулирования. Главной его задачей  становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики  на мировом рынке.

Итак, к факторам, которые определяют качество и эффективность ГРЭ, относится  сильная государственная власть - законодательная, исполнительная и судебная. Качество и эффективность ГРЭ в значительной мере определяются также степенью гибкости системы государственных органов, а также органов управления народным хозяйством. Качество и эффективность ГРЭ зависят от адаптивности его методов и инструментов к быстро изменяющимся хозяйственным и социальным ситуациям в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Г.Н. Власова и А.М. Желтова:  Учебное пособие, 1998 г.

2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 1999 г.

3. Каренов Р.С. Основы государственного  регулирования экономики, Алматы, 1999

4. http://www.inventech.ru/lib/macro/macro-0050/

5. Т. Г. Морозова. Государственное  регулирование экономики, 2002 год

6.  Лившиц А., Государство в  рыночной  экономике  (краткий  специальный

7. http://studyspace.ru/osnovyi-ekonomiki-/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki-v-usloviyah-r-2.html

8. Орешин В.П.: Учебное пособие.  Государственное регулирование  национальной экономики.

9. http://www.elective.ru/arts/eko01-k0259-p15545.phtml

10. http://economics-online.ru/archives/89

11. Учебное пособие по экономической теории. Под редакцией Аймагамбетова Е.Б. Караганда, 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

«Магический четырехугольник»

 


Информация о работе Сущность государственного регулирования экономики