Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 01:21, реферат
Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно.
Высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.
введение
Европа все в большей степени осознает себя как единое целое.
Процессы интеграции в современном обществе охватывают всё больше и больше сфер жизнедеятельности. Образование Украины в общем и высшее образование в частности не могут находиться в стороне от европейской интеграции.
Высшее образование является
сферой, которая в значительной степени
влияет на то, как формируется общество,
поэтому раздробленность
Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно.
Высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.
Следовательно, дальнейшие
социально-экономические и
раздел 1 Процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы
1.1 Болонский процесс и его краткая история
Одной из предпосылок вхождения
Украины в единое европейское
и мировое образовательное
На уровне государств Болонский
процесс был основан 19 июня 1999 года
в городе Болонья (Италия) подписанием
29 министрами образования от имени
своих правительств документа, получившего
название «Болонская декларация». Этим
актом страны-участницы
Предысторией Болонского процесса считается разработка и подписание представителями стран Европы Лиссабонской конвенции (1997 г.) про признание квалификаций для системы высшего образования европейского региона и Сорбонской декларации (Париж, Сорбонна, 1998 г.) о согласовании структуры системы высшего образования в Европе.
Болонский процесс в ходе
своего развития прошёл ряд этапов,
на каждом из которых расширялся круг
стран-участниц процесса и декларировались
новые цели. Следующий этап Болонского
процесса состоялся в Праге 19 мая
2001 года, где представителями уже
33 стран Европы было подписано Пражское
коммюнике. Одним из наиболее важных
решений этого саммита стало
решение о содействии повышению
привлекательности и
Очередной этап Болонского
процесса состоялся в Берлине 18–19
сентября 2003 года, где также было
подписано соответствующее
1.2 Регламентация Болонского процесса
Болонский процесс в ходе своего существования издал ряд документов, которыми руководствуется:
1. Великая хартия университетов (Болонья, 1988).
2. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 1997).
3. Сорбонская совместная декларация о согласовании системы высшего образования в Европе (Париж, Сорбонна, 1998): 4 страны.
4. Совместная декларация министров высшего образования Европы (Болонья, 1999): 29 стран.
5. Конвенция высших учебных заведений «Формирование европейского пространства высшего образования» (Саламанка, 2001): 300 университетов.
6. Конференция министров высшего образования Европы «На пути к европейскому пространству высшего образования» (Прага, 2001).
7. Конференция министров высшего образования Европы «Создание европейского пространства высшего образования» (Берлин, 2003).
8. Конференция министров высшего образования Европы «Европейское пространство высшего образования – достижение целей» (Берген, 2005): 45 стран
«Великая Хартия университетов»
— важная составляющая Болонского
процесса. Она является результатом
предложения о создании содружества
университетов, с которым еще
в 1986 году Болонский университет
обратился к ведущим
1.3 Суть и цели Болонского процесса
Суть Болонского процесса
заключается в формировании единого
европейского образовательного пространства
и общеевропейской системы
Принципы Болонской декларации:
1. Введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования.
2. Переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат — магистратура).
3. Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов ECTS - European Credit Transfer System) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.
4. Повышение мобильности студентов,
преподавателей и административно-
5. Обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования.
6. Обеспечение автономности ВУЗов.
7. Придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования.
8. Реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»).
Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве
На основе основных принципов работы выдвигаются и основные цели Болонского процесса:
1. Построение Европейского пространства высшего образования — «Европы знаний» — как условие развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства.
2. Усиление международной конкурентоспособности как национальной, так и Европейской систем высшего образования.
3. Соревнование с другими системами высшего образования за студентов, влияние, деньги и престиж.
4. Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала.
5. Достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования.
6. Увеличение определяющей роли университетов в развитии национальных и Европейских культурных ценностей
Учитывая основные принципы и цели Болонского процесса была разработана модель кредитно-модульной организации учебного процесса. Кредитно-модульная система обеспечит наиболее оптимальный и безболезненный переход от существующей в Украине системы образования к европейской, которая будет учитывать основные положения Болонского процесса.
раздел 2 Кредитно-модульная организация учебного процесса
2.1 Кредитно-модульная система и её функции
Кредитно-модульная система
организации учебного процесса —
это модель организации учебного
процесса, которая основывается на
объединении модульных
Организация и совершение учебного процесса — это многогранная и сложная система действия и взаимодействия.
Внимание в кредитно-модульной системе сосредоточено на двух её характеристиках:
- на самостоятельной работе студентов;
- на ведении кредитно-модульной системы организации учебного процесса и рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов
Много кто считает, что система образования Украины была сформирована в условиях информационного дефицита и ограниченных возможностях доступа к информации. Поэтому деятельность педагога в ВУЗах сводилась, прежде всего, к информационным, или лучше сказать информирующим, функциям. Преподаватель играл роль самого важного источника информации.
Так как студент является объектом учебного процесса и одновременно объектом восприятия и усвоения информации, то планирование учебного процесса совершалось таким образом, что основная доля работы ложилась на аудиторное обучение.
Современное положение развития
информационного обеспечения
Кредитно-модульной системе, как неотъемлемому атрибуту Болонской декларации, предоставляются две основные функции:
1. Содействие мобильности студентов и преподавателей и упрощения переходов из одного университета в другой.
2. Четкое определение объемов проведенной студентом работы с учетом всех видов учебной и научной деятельности. Сумма кредитов определяет, на что способен студент, который учится по той или другой программе
В Украине кредитно-модульная система начала вводиться в ВУЗы с 2005/2006 годов.
Внедрение кредитно-модульной системы является важным фактором для стимулирования эффективной работы преподавателя и студента.
2.2 Понятие модуля и кредита
Модули конструируются как
системы учебных элементов, объединенных
признаком соответствия определенному
объекту профессиональной деятельности.
Последний рассматривается как
некоторый объем учебной
Модульная организация содержания учебной дисциплины менее за все является механическим перенесением разделов программы к учебным модулям, поскольку требует глубокой аналитико-логической работы над смысловым наполнением дисциплины, структуризации ее как системы, а не произвольному конгломерату научной информации.
При кредитно-модульной системе организации учебного процесса содержание дисциплины распределяется на содержательные модули (по 2-4 модуля на семестр), то есть учебная дисциплина формируется как система содержательных модулей.
Вторым условием реализации модульного принципа организации содержания учебной дисциплины является возможность выделить генеральные сквозные идеи профессиональной деятельности, на раскрытие и усвоение которых направлен каждый модуль.
Для студента — будущего
специалиста — важно не только
осмыслить и усвоить
При таких условиях уменьшается частица прямого, снаружи нанесенного информирования и расширяется применение интерактивных форм и методов работы студентов под руководством преподавателя (тьютора) и полноценной самостоятельной работы в лабораториях, читальных залах, на объектах будущей профессиональной деятельности, что особенно важно для системы дистанционной образования.
Создание системы кредитов
должно облегчить сравнение
Кредит (credit) — условная единица измерения учебной нагрузки студента при изучении какой-то составной учебной программы или отдельной дисциплины (курса), выполненной студентом во время образования. Кредит — минимальная единица, которая точно документируется, часто означает обучение на протяжении недели (сумму аудиторной и самостоятельной работы студента).
Под системой кредитов понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса
Впервые кредиты были введены в университетах США на рубеже XVIII и ХIХ вв. в рамках начавшегося в этот период процесса либерализации университетского образования. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создало условия для совершенствования образовательных технологий.
Информация о работе Сущность и цели Европейской кредитно-трансферной системы