Сущность и функции государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение сущности и функций государственного регулирования экономики.
Задачи:
- раскрыть понятие, цели и задачи правого государственного регулирования экономики в России;
- изучить особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность и функции государственного регулирования экономики……..5
1.1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………5
1.2 Методы государственного регулирования экономики……………7
1.3 Особенности правовых методов государственного регулирования экономики………………………………………………………………………...13
1.4 Функции государственного регулирования экономики в Российской Федерации………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………...19
Список нормативных правовых актов и литературы……………………….20

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

 

ТЕМА: Сущность и функции государственного регулирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность и функции государственного регулирования экономики……..5

1.1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………5

1.2 Методы государственного регулирования экономики……………7

1.3 Особенности правовых методов государственного регулирования экономики………………………………………………………………………...13

1.4 Функции государственного регулирования экономики в Российской Федерации………………………………………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………...19

Список нормативных  правовых актов и литературы……………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность  выбранной темы исследования обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, одна из основных функции государства - экономическая - заключается в формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений. Во-вторых, государству требуется направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, стимулировать создание производств общественных товаров и услуг, ведь основные потребности каждого члена общества должны удовлетворяться с помощью рынка.

Степень изученности. Представление о роли государства, степени его воздействия на экономику страны, различались в разные периоды экономического развития общества. Классики политической экономии, прежде всего А. Смит, полагали, что рыночная экономика вполне способна к саморегулированию и самоорганизации, а поэтому государственное вмешательство должно ограничиваться двумя сферами - защитой права частной собственности и свободы экономического выбора, разрешать споры между участниками рыночного процесса, все то, что отдельный человек не может самостоятельно выполнить или делает это не эффективно, призвано осуществить государство. Для этого государство должно использовать такой механизм, как принятие нормативно-правовых актов.

В настоящее время  существует два ведущих методологических подхода к вопросу государственного регулирования рыночной экономики. Джон Кейнс и его последователи  полагают, что государство должно постоянно следить за состоянием параметров рынка. Любое нарушение равновесия должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Неоклассическая школа и ее последователи заявляют, что вмешательство государства в экономику должно быть ограничено, и осуществляться в том случае, когда этого требует экономическая ситуация. Независимо от принадлежности к той или иной школе, экономисты сегодня рассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями.

Таким образом, государство  осуществляет регулирование национальной экономики с различной степенью государственного вмешательства в  ее функционирование. Оценка меры и  последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.

Теория государственного регулирования экономики представлена в трудах зарубежных классиков А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Д. Кейнса, Т. Веблена и их последователей. Среди  российских учёных можно отметить Л.И. Абалкина, Е.Т. Гайдара, С.Ю. Глазьева, А.И. Илларионова, А.Я. Лившица, А.И. Нестеренко, Л.Г. Ходова, Е.Г. Ясина и др.

Цель данной работы: изучение сущности и функций государственного регулирования экономики.

Задачи:

- раскрыть понятие, цели и задачи правого государственного регулирования экономики в России;

- изучить особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Объект исследования: Государственное регулирование экономики.

Предмет исследования: Сущность и функции государственного регулирования экономики. Источниками информации для написания контрольной работы послужили: базовая учебная литература, монографии, статьи и обзоры в периодических изданиях, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также материалы ресурсов Интернет.

Работа состоит из введения, двух параграфов основной части, заключения, списка используемых источников и приложений.

  1. Сущность и функции государственного регулирования экономики

 

1.1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования экономики

 

Невиданный рост роли государства в рыночной экономике – исторически весьма новый феномен. Глубокий перелом в стратегии государства в рыночных экономиках наступил в конце ХХ века. Вопрос о степени государственного вмешательства в значительной степени связан с тем, насколько в стране сформировался рыночный механизм, насколько он дееспособен, как выполняет свои функции.

Государственное регулирование  экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство, и обращено на всю систему народного хозяйства, поэтому носит системный характер. Указанная системная целостность регулирования заключена в поддержании определенных (упорядоченных), соответствующих интересам общества, экономических отношений. 1

Как показывает опыт, приступая  к перестройке экономики, многие страны не имеют возможности выбирать, поэтому типы проводимых реформ и  их результаты в большой степени  зависят от исходных экономических  и политических условий.

Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах: 2

- при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из-за малой прибыльности);

- государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;

- государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

- государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;

усиление государственного регулирования осуществляется в  целях контроля общехозяйственных  кризисов, а также процессов в  сфере межгосударственных экономических  отношений.

Таким образом, современная  рыночная экономика является "государственно-регулируемой". Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики. При этом, государственное регулирование рыночной экономики преследует следующие цели:

- минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

- создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Все эти цели взаимосвязаны. Цели бывают количественными – в  абсолютных или относительных показателях  и качественными. По времени, необходимому для их достижения, цели могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (3-5 лет) и долгосрочными (свыше 5 лет).

Для достижения названных  целей современное государство  располагает мощными средствами: механизмы, методы и инструменты, регулирующие воздействия на рыночную экономику, о чём будет сказано в параграфе 1.2.

 

1.2 Методы государственного регулирования экономики

 

Под методом государственного регулирования экономики необходимо понимать способ влияния государства  через законодательные и исполнительные органы на сферы предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

Система методов государственного регулирования разнообразна. Виды выделяемых методов у разных авторов существенно отличаются. 3 Государственное регулирование осуществляется по двум направлениям, которые различаются по методам регулирования: 4

1. по формам влияния:

- прямые методы, охватывающие регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов.

- косвенные методы, влияющие на интересы хозяйствующих субъектов, например, через налоговую систему, кредит, таможенные сборы.

2. по способам влияния:  административные, экономические, правовые.

Административные методы представляют собой способы воздействия государства, связанные с формированием правовой инфраструктуры. Их функция - обеспечение стабильности юридической обстановки экономической жизни, защита конкурентной среды, соблюдение прав собственника. Административные меры подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения. Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды, т.е. запрет, разрешение, принуждение.

Экономические методы регулирования  предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного  поля, через предположение степень  концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование, государственное целевое управление. 5

Правовое регулирование  экономики состоит в разработке государством правовых норм, определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

Некоторые авторы дополнительно  выделяют институциональные методы, связанные с формированием исполнительных структур государственной власти, объектов государственной собственности, государственного сектора, с подготовкой экономических программ и экономических прогнозов, поддержкой исследовательских центров по экономике, различных экономических советов и союзов и т.д. 6

Наиболее часто используемая классификация: деление методов  на прямые и косвенные. Методы прямого  влияния непосредственно действуют  на функционирование субъектов рынка, и представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности. К ним относятся: 7

1. Определение стратегических  целей развития экономики и  их отображение в индикативных  и других планах, целевых программах;

2. Государственные заказы  и контракты на поставки определенных  видов продукции, выполнения работ  и услуг;

3. Государственная поддержка  программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству  и сертификации технологии и  продукции;

4. Правовые и административные  ограничения и запрещение производства  определенных видов продукции;

5. Лицензирование операций  экспорта и импорта товаров,  т.е. внешнеторговых операций.

Основными инструментами  прямого государственного регулирования  являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные программы, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т.д. К прямым методам также относят и амортизационную политику (установление нормы амортизации, индексация амортизационных отчислений, ускоренная амортизация).

Методы прямого воздействия  охватывают также определенные виды контроля: валютный контроль, ограничение  экспорта капитала, эмиссии денежных знаков, лицензирование отдельных видов деятельности. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Административные методы относятся к методам прямого  воздействия. К административным методам  относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. Для каждой сферы экономики степень их применения различна. К примеру, административные методы часто применяются при охране окружающей среды, регулировании разрешений на ведение предпринимательской, индивидуально-трудовой деятельности, выдаче лицензий. В этом аспекте государственное регулирование наиболее отчетливо проявляется в системе действующих законов. Правовое регулирование составляет основу управляющего воздействия государства на экономическую деятельность.

Информация о работе Сущность и функции государственного регулирования экономики