Сущность и функции государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение сущности и функций государственного регулирования экономики.
Задачи:
- раскрыть понятие, цели и задачи правого государственного регулирования экономики в России;
- изучить особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность и функции государственного регулирования экономики……..5
1.1 Понятие, цели и задачи государственного регулирования экономики…………………………………………………………………………5
1.2 Методы государственного регулирования экономики……………7
1.3 Особенности правовых методов государственного регулирования экономики………………………………………………………………………...13
1.4 Функции государственного регулирования экономики в Российской Федерации………………………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………...19
Список нормативных правовых актов и литературы……………………….20

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Методы косвенного воздействия  заключаются в том, что объект не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и принимаемые  им решения. Законодательные структуры, правительство создают предпосылки, нормативную базу к тому, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с экономическими целями государства. Такие методы, как правило, предполагают соблюдение экономического равновесия на протяжении достаточно длительного времени, и в кризисных условиях их эффективность проявляется в меньшей степени.

Косвенные методы реализуются  экономическими средствами. Методы косвенного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют "правила игры" в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности.

К ним относятся: 8

1. Налогообложение, уровень  налогообложения и система налоговых льгот.

2. Регулирование цен,  процентные ставки по кредиту  и кредитные льготы.

3. Таможенное регулирование  экспорта и импорта, валютные  курсы и условия обмена валют.

К методам косвенного регулирования относятся инструменты  фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инноваци-онной и других направлений экономической политики, а также методы морального убеждения.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

В рыночной экономике  основу составляют методы косвенного воздействия и экономические  методы. Наибольшую значимость имеют  финансовые и денежно-кредитные  методы воздействия на экономику. Большую роль играет регулирование государством налогового законодательства. В рыночной экономике налоги - один из основных методов регулирования финансового положения всех субъектов.

В переходной и смешанной  экономиках применяется сочетание  прямого и косвенного воздействия. Применение административных и экономических методов в разных сферах и отраслях имеет различную степень распространения, но приоритет отдается экономическим методам.

Кроме прямых и косвенных  методов, некоторые авторы выделяют методы регулирования производственной деятельности (заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование, лицензирование) и государственное предпринимательство (участие в управлении предприятиями смешанной формы собственности с долями акций, принадлежащих государству) 9.

Для эффективной реализации экономической политики нужно обеспечить комплексность и взаимосвязь  всех методов государственного воздействия  на экономику. Хозяйственный опыт современных развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они отличаются от стран с централизованно управляемой экономикой, где господствуют административные методы воздействия. Поэтому, перевод экономики этих стран на рыночные основы означает и перемещение акцентов в методах государственного регулирования на правовые методы, о чём будет сказано в параграфе 1.3.

 

1.3 Особенности правовых методов государственного регулирования экономики

 

 

С юридической точки зрения принципиально  важно, что любое регулирующее воздействие  государства проводится посредством  издания нормативно-правовых актов, реализуются меры воздействия государства на рынок. Более того, именно с помощью нормативно-правовых актов можно определить ту самую меру государственного воздействия, за пределы которой государство выйти не вправе. Даже сторонники минимального воздействия государства на экономику признают, что именно на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, и контроль над их исполнением.

Итак, с юридической  точки зрения государственное регулирование  экономики выражается в том, что  государство издает нормативно-правовые акты, опосредующие государственное воздействие на экономику, формирует законодательную основу рынка.

Правовые методы государственного регулирования экономики - это система  законов и нормативно-правовых актов, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования. Необходимое в этом случае принуждение обеспечивается развитием общественного сознания и силой государственной власти.

Цель правового обеспечение  экономики - правовыми средствами поддерживать и совершенствовать эффективность экономического механизма, экономики страны в целом, не допускать вакуума координации воспроизводства, обеспечивать балласт частных и публичных интересов. 10

Основой правового регулирования  экономики является разработка и  юридическое закрепление законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур, предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т.д.

В Российской Федерации  основы государственного регулирования  экономики закреплены в Конституции. Согласно ст.71 Конституции РФ в ведении  РФ находятся: установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области экономического развития РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д. Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования. Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы, а так же устанавливают их гарантии.

Далее следуют: Федеральные  конституционные законы, раскрывающие и детализирующие основные положения  Конституции РФ. Наиболее важными  являются ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", "Об арбитражных судах в РФ", которые определяют систему судебных органов, обеспечивающих защиту нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательского права.

Основную массу среди  источников российского права составляют федеральные законы, среди которых особое место занимают кодексы: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс.

В настоящее время действует большое количество федеральных законов, регламентирующих отдельные аспекты предпринимательской деятельности. Условно можно выделить федеральные законы:

а) устанавливающие правовое положение отдельных видов субъектов  предпринимательской деятельности;

б) устанавливающие требования к предпринимательской деятельности;

в) регулирующие отдельные  виды предпринимательской деятельности;

г) регулирующие отношения, связанные с осуществлением предпринимательской  деятельности.

Подзаконные нормативные  правовые акты, среди которых можно выделить:

а) Указы Президента РФ, призванные восполнить пробелы в  законодательном регулировании, а  так же при необходимости оперативно развивать законодательные положения.

б) постановления Правительства  РФ, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ.

в) нормативные правовые акты министерств и ведомств. Федеральные  органы исполнительной власти наделены полномочиями издавать в пределах своей  компетенции нормативные правовые акты, детально регламентирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, находящиеся в сфере ведения органа исполнительной власти.

Нормативные правовые акты субъектов РФ. Многие вопросы регулируются на уровне субъектов РФ, которые  наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, действующие на территории субъекта, их издавшего.

Хозяйственно-правовые акты органов местного самоуправления, которые  они издают, опираясь на гл.8 Конституции  РФ и ФЗ "Об общих принципах  местного самоуправления в РФ", реализуя право собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

Локальные правовые акты регулируют отношения, возникающие  внутри организации как субъекта предпринимательской деятельности. Они издаются субъектом самостоятельно и не распространяются на иных лиц. Однако положения локальных правовых актов могут играть существенную роль, например, при признании сделки, совершенной юридическим лицом, недействительной. Примерами локальных правовых актов являются: правила внутреннего трудового распорядка, положение о совете директоров акционерного общества, приказ об учетной политике организации.

Кроме того, источниками  права являются обычаи делового оборота. Обычаи правового оборота применяются  тогда, когда законодательно, то или  иное правоотношение не урегулировано. Согласно ст.5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота не применяются, если они противоречат обязательным для участников правоотношения положениям законодательства или договору.

Составной частью правовой системы РФ является также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Рассмотрим кратко функции государственного воздействия на экономику и то, как они опосредуются в нормативно-правовых актах в следующем параграфе 1.3 .

 

 

1.4 Функции государственного регулирования экономики в Российской Федерации

 

Американский экономист  Р. Макгрейв в работе «Финансы в теории и практике» впервые сформулировал  функции государственного регулирования  экономики: предоставление или регулирование необходимого количества общественных благ; распределение доходов и имущества; регулирование уровня занятости и уровня цен11.

Функции современного государства  значительно расширились, что объясняется  глобализацией (необходимостью уменьшения отрицательных последствий влияния  внешних факторов в открытых экономиках) и социализацией экономики. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существенными являются:

- разработка и утверждение правовых основ экономики, т. е. государство определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке. Если мы хотим, чтобы правила соблюдались, то законы должны носить устойчивый характер и применяться ко всем без исключения;

- определение приоритетов макроэкономического развития, т. е. необходимо определить, что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы будут социальные, экологические, мирохозяйственные последствия наших действий;

- реализация социальных ценностей, поскольку любые наши законы, результаты экономического роста имеют смысл лишь только в том случае, если они направлены на процветание населения. Экономическое развитие, как показала практика командно-административной системы, приобретает самые уродливые формы, если оно не служит человеку;

- регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач и реализации социальных ценностей. Но это регулирование не должно подменять собой рынка, иначе оно превратится в администрирование. Главным и определяющим здесь является регулирование совокупного спроса и совокупного предложения для поддержания функционирования рыночного механизма.

Через кредитно-денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский и инвестиционный спрос. Государство регулирует денежную массу в обращении различными методами, ведь именно оно занимается эмиссией денег. Среди инструментов регулирования денежной массы можно выделить, например, политику процентной ставки, под которую Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам.

Мощным инструментом кредитно-денежной политики является изменение нормы обязательных резервов кредитных организаций. Введение обязательной нормы обусловлено необходимостью обеспечения достаточного уровня ликвидности коммерческих банков. Даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям предложения денег.

Еще один способ кредитно-денежной политики - проведение операций на открытом рынке. Это покупка и продажа  государственных облигаций, с одной  стороны, Центральным банком, с другой - коммерческими банками, финансовыми  компаниями и населением. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности, составной частью которого является таможенная политика, также один из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, оно может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы, - влиять на экспорт и импорт. Традиционно большое значение здесь имеют таможенные пошлины, с помощью которых можно устанавливать барьеры для проникновения в страну иностранных товаров, чем поддерживать конкурентоспособность на внутреннем рынке национальных производителей.

Информация о работе Сущность и функции государственного регулирования экономики