Сущность и функции институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 00:02, реферат

Описание работы

Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности, из социологии. Существует множество определений института.
В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом. Всякую социальную общность Т. Веблен рассматривает как «производственный или экономический механизм, структура которого складывается из того, что называется социально-экономи¬ческими институтами.

Содержание работы

Сущность институтов……………………………………………….4
Типы институтов…………………………………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….12

Файлы: 1 файл

ЭССЕ 1.docx

— 30.57 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

ЭССЕ

по дисциплине: Институциональная экономика

на тему: «Сущность и функции институтов»

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы ДЭ-803 Шабанова М. О. 

___________

(подпись, дата)

СОДЕРЖАНИЕ

Сущность институтов……………………………………………….4

Типы институтов…………………………………………………….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность институтов

  Понятие института  было заимствовано экономистами  из социальных наук, в частности, из социологии. Существует множество определений института.

  В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом. Всякую социальную общность Т. Веблен рассматривает как «производственный или экономический механизм, структура которого складывается из того, что называется социально-экономическими институтами. Такими институтами являются привычные способы осуществления процесса общественной жизни в ее связи  
с материальным окружением, в котором живет общество». Сходную с Вебленом позицию занимает  Эмиль Дюркгейм. Он воспринимает институты как любой вид мыслей, действий и чувств, которые ограничивают индивидов. В этом смысле социальные факты (одно из центральных понятий его теории) и институты достаточно схожи. Дюркгейм подчеркивает, что регулятивные институты (например, контракты) создаются людьми, и что часто дизайн институтов определяется не их эффективностью, а моральными и этическими нормами создающих их людей.

Дж. Р. Коммонс рассматривает институт как коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия; У.С. Митчелл указывал, что институты – это господствующие и очень стандартизированные общественные привычки; У. Гамильтон под ними подразумевал распространенный и неизменный способ мышления или действия, который укоренен в привычках группы или в обычаях народа; Дж. Ф. Фостер указывал на предписанные образцы согласованного поведения.

В рамках новой институциональной экономики даются следующие определения институтов. Так, Д. Норт пишет: «Институты – это ²правила игры² в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Говоря профессиональным языком экономистов, институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека». Под правилами же понимаются общепризнанные  и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (группы) или взаимодействий с другими людьми.

По Шоттеру, институты — это равновесия в стандартной повторяющейся координационной игре. Его подход основан на предположении о длительной эволюции стратегий постоянно взаимодействующих между собой индивидов, которая происходит под влиянием обучения.

     Обобщим понятие  «институт».

1. Поступки людей или стереотипы  поведения, которые можно квалифицировать  как привычки. Следование привычке  не контролируется другими людьми, а отступление от них не  вызывает чувства вины или  беспокойства. Это отличает их  от норм и правил.

2. Правила (включая привычки, обычаи, нормы). Они определяют взаимоотношения  между людьми, устанавливая, что;´ каждый из них может или не может, должен или не должен делать, а также опосредуют отношения человека к самому себе.

3. Народные взгляды (или предрассудки). Они оправдывают действия или  объясняют, как действия выполняются, почему осуществляются и как  связаны между собой. Они важны  для осмысленного участия в  общественной жизни.

Характеристика института обязательно дополняется понятием санкций, которые применяются к нарушителям правил, что предполагает наличие механизма контроля. Поэтому в качестве операционального в новой институциональной экономике принято следующее определение: «институты – совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты. Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение и/или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций».

    1. Типы институтов

С точки зрения происхождения социально-экономические институты можно разделить на два класса – естественный и искусственный. Институт является естественным, если его возникновению и формированию не предшествовал во времени тот или иной план – идеальная нормативная модель, существующая в сознании субъекта или зафиксированная в знаковой форме. К искусственным относят институты, сформированные человеческими действиями, осуществляемыми в соответствии с идеальной нормативной моделью. Иначе говоря, искусственное предполагает предвосхищение действий, а не реакцию на них постфактум. Такой массовый тип экономических институтов, как организации, включил в себя искусственные элементы с начала своего возникновения: естественное разделение труда вызвало необходимость организации взаимодействия производителей, выделения учета и контроля и т.д. Еще один массовый тип института – контракт. Первые контракты как устные договоренности о планируемых обменах можно отнести к естественным институтам, а разработка юридически верных контрактов в современных условиях может рассматриваться как искусственный институт.

     По типу  возникновения институты разграничиваются  на первичные и вторичные, в частности первичные и вторичные контракты. Это связано с тем, что действие механизма, обеспечивающего соблюдение правил, предполагает набор действий, регламентируемых другим набором правил.

Выделяются внутренние и внешние институты. Основание для этого разграничения состоит в необходимости проведения различий между институтом и организацией при определении одного и того же объекта.  

Внешние – устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).

Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки. (Предприятия, виды договоров, платёжные и кредитные средства, средства накопления).

      По сферам  функционирования выделяются институты  рынка, фирмы, домашних хозяйств, государства, экономики, политики, идеологии, этики  и т.д. По распространенности можно  выделить: 1) всеобщие институты (например, закон о собственности); 2) групповые  институты (например, закон о товарных  биржах, правила, распространенные  в студенческой среде, и т.д.); 3) единичные институты (например, специфический  контракт на покупку особо  сложного изделия).

     По уровню  формальности институты делятся  на формальные и неформальные. Они опираются на формальные  и неформальные правила. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Эффективность неформальных институтов зависит от ряда условий ,в числе которых можно указать на следующие:

  1. Размер социальной группы, в которой действуют эти нормы. Чем меньше группа, тем чаще в ней повторяются сделки, тем  легче определить нарушителя норм и тем ниже издержки тех, кто подвергает нарушителя наказанию.
  2. Величина издержек, которые несет нарушитель, подвергающийся  наказанию.
  3. Статичный характер общества, в котором действуют неформальные правила. Если общество меняется быстро, то управление, основанное на нормах, не удовлетворяет  потребности  общества. 

 Формальные ограничения, правила и институты возникают, в основном, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение.

Формальные институты обязательны для исполнения всеми или определенными гражданами, за их невыполнение власть (государство, руководитель и т.п.) применяет соответствующие санкции. За невыполнение неформальных институтов также могут последовать санкции в виде изменения отношения со стороны других людей, остракизма и др. В структуре формальных институтов имеются политические (парламент, милиция, правительство) и экономические институты (банки, производственные учреждения), институты контрактации  (способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами) и др. Для выполнения функций формальных институтов создаются специальные организации.

 

2. Классификации  трансакционных издержек 

      Для начала  введем понятие трансакции. Данное  понятие означает процесс перемещения/воспроизводства  прав собственности. Близким по  смыслу термином является понятие  сделки. От последней трансакция  отличается большим охватом экономических  явлений, что можно показать яснее  при помощи предложенной Дж. Коммонсом  классификации трансакций.

      Значительное  количество видов классификаций  трансакционных  издержек является  следствием множественности подходов  к изучению данной проблемы. О.Уильямсон  различает два типа трансакционных  издержек: ex ante  и ex post. К издержкам  типа  ex ante относятся затраты на  составление проекта соглашения  и проведения переговоров по  нему. Издержки типа ex post включают  в себя организационные и эксплуатационные  затраты, связанные с использованием  структуры управления; затраты, возникающие  по причине плохой адаптации;  расходы на тяжбы, возникающие  в ходе приспособления контрактных  отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением  контрактных обязательств.

      К. Менар  разделяет трансакционные издержки  на 4 группы:

- издержки вычленения;

- издержки масштаба;

- информационные издержки;

- издержки поведения.

      В функционировании  любой организации  существует, прежде  всего, проблема  неотделимости, и  совокупные издержки вычленения  именно поэтому и возникают. В  большинстве случаев экономическая  деятельность обеспечивается совместными  усилиями, при этом невозможно  точно измерить предельную производительность  каждого задействованного фактора  и его вознаграждение. К. Менар  приводит пример бригады  грузчиков: «Чтобы установить плату труда  бригады, использование организации  оказывается более эффективным, чем использование рынка. Организация  превосходит рынок и в том  случае, когда последний требует  слишком детальной, иначе – невозможной  дифференциации».

      Далее, К. Менар  выделяет издержки масштаба. Чем  больше масштабы рынка, тем более  обезличены в нем акты обмена, и тем более необходимо развивать  институциональные механизмы, определяющие  природу контракта, правила его  применения, санкции за несоблюдение  обязательств и т.д. Заключение  трудовых договоров, предназначенных  для стабилизации отношений между  нанимателем и нанимаемым, контрактов  по поставкам – для гарантии  регулярности потока затрат –  частично объясняются именно  необходимостью установить «доверие, которое масштабы рынков и  периодическое заключение контрактов  сделали бы одновременно проблематичным  и дорогостоящим».

      Отдельную  категорию представляют информационные  издержки.  Трансакция связана  с информационной системой, роль  которой в современной экономике  играет система цен. В данную  категорию входят издержки, охватывающие  все аспекты функционирования  системы информации: издержки кодирования, стоимость передачи сигналов, издержки  по обучению пользованию системой  и т.д. Всякая система своим  функционированием создает различные  помехи, «которые понижают степень  точности сигналов-цен. Последние  не могут быть слишком дифференцированными, так как манипулирование очень  большим числом сигналов связано  с непомерными издержками. Организация  в этом случае позволяет сокращать  издержки путем меньшего использования  рынка и ограничения числа  посланных и принятых сигналов».

      Последнюю  группу составляют издержки поведения. Они связаны с  «эгоистическим  поведением агентов»; аналогичное  понятие, принятое и используемое  сейчас – «оппортунистическое  поведение».

      Самой известной  отечественной типологией трансакционных  издержек является классификация, предложенная Р. Капелюшниковым:

        1. Издержки  поиска информации. Перед тем, как  будет совершена сделка или  заключён контракт, нужно располагать  информацией о том, где можно  найти потенциальных покупателей  и продавцов соответствующих  товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный  момент цены. Издержки такого  рода складываются из затрат  времени и ресурсов, необходимых  для ведения поиска, а также  из потерь, связанных с неполнотой  и несовершенством приобретаемой  информации.

      2. Издержки  ведения  переговоров. Рынок требует  отвлечения значительных средств  на проведение переговоров об  условиях обмена, на заключение  и оформление контрактов. Основной  инструмент экономии такого рода  затрат – стандартные (типовые) договоры.

      3. Издержки  измерения. Любой продукт или  услуга – это комплекс характеристик. В акте обмена неизбежно учитываются  лишь некоторые из них, причём  точность их оценки (измерения) бывает  чрезвычайно приблизительной. Иногда  интересующие качества товара  вообще неизмеримы, и для их  оценки приходится пользоваться  суррогатами (например, судить о  вкусе яблок по их цвету). Сюда  относятся затраты на соответствующую  измерительную технику, на проведение  собственно измерения, на осуществление  мер, имеющих целью обезопасить  стороны от ошибок измерения  и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с  повышением требований к точности.

Информация о работе Сущность и функции институтов