Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 00:02, реферат
Понятие института было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности, из социологии. Существует множество определений института.
В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом. Всякую социальную общность Т. Веблен рассматривает как «производственный или экономический механизм, структура которого складывается из того, что называется социально-экономи¬ческими институтами.
Сущность институтов……………………………………………….4
Типы институтов…………………………………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭССЕ
по дисциплине: Институциональная экономика
на тему: «Сущность и функции институтов»
Выполнила: студентка группы ДЭ-803 Шабанова М. О.
___________
(подпись, дата)
СОДЕРЖАНИЕ
Сущность институтов……………………………………………….4
Типы институтов……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….12
1. Сущность институтов
Понятие института
было заимствовано
В экономической теории
впервые понятие института было включено
в анализ Торстейном Вебленом. Всякую
социальную общность Т. Веблен рассматривает
как «производственный или экономический
механизм, структура которого складывается
из того, что называется социально-экономическими
институтами. Такими институтами являются
привычные способы осуществления процесса
общественной жизни в ее связи
с материальным окружением, в котором
живет общество». Сходную с Вебленом позицию
занимает Эмиль Дюркгейм. Он воспринимает институты
как любой вид мыслей, действий и чувств,
которые ограничивают индивидов. В этом
смысле социальные факты (одно из центральных понятий
его теории) и институты достаточно схожи. Дюркгейм
подчеркивает, что регулятивные институты
(например, контракты) создаются людьми,
и что часто дизайн институтов определяется
не их эффективностью, а моральными и этическими
нормами создающих их людей.
Дж. Р. Коммонс рассматривает институт как коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия; У.С. Митчелл указывал, что институты – это господствующие и очень стандартизированные общественные привычки; У. Гамильтон под ними подразумевал распространенный и неизменный способ мышления или действия, который укоренен в привычках группы или в обычаях народа; Дж. Ф. Фостер указывал на предписанные образцы согласованного поведения.
В рамках новой институциональной экономики даются следующие определения институтов. Так, Д. Норт пишет: «Институты – это ²правила игры² в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Говоря профессиональным языком экономистов, институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека». Под правилами же понимаются общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (группы) или взаимодействий с другими людьми.
По Шоттеру, институты — это равновесия в стандартной повторяющейся координационной игре. Его подход основан на предположении о длительной эволюции стратегий постоянно взаимодействующих между собой индивидов, которая происходит под влиянием обучения.
Обобщим понятие «институт».
1. Поступки людей или стереотипы
поведения, которые можно квалифицировать
как привычки. Следование привычке
не контролируется другими
2. Правила (включая привычки, обычаи,
нормы). Они определяют
3. Народные взгляды (или предрассудки). Они оправдывают действия или объясняют, как действия выполняются, почему осуществляются и как связаны между собой. Они важны для осмысленного участия в общественной жизни.
Характеристика института обязательно дополняется понятием санкций, которые применяются к нарушителям правил, что предполагает наличие механизма контроля. Поэтому в качестве операционального в новой институциональной экономике принято следующее определение: «институты – совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты. Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение и/или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций».
С точки зрения происхождения социально-экономические институты можно разделить на два класса – естественный и искусственный. Институт является естественным, если его возникновению и формированию не предшествовал во времени тот или иной план – идеальная нормативная модель, существующая в сознании субъекта или зафиксированная в знаковой форме. К искусственным относят институты, сформированные человеческими действиями, осуществляемыми в соответствии с идеальной нормативной моделью. Иначе говоря, искусственное предполагает предвосхищение действий, а не реакцию на них постфактум. Такой массовый тип экономических институтов, как организации, включил в себя искусственные элементы с начала своего возникновения: естественное разделение труда вызвало необходимость организации взаимодействия производителей, выделения учета и контроля и т.д. Еще один массовый тип института – контракт. Первые контракты как устные договоренности о планируемых обменах можно отнести к естественным институтам, а разработка юридически верных контрактов в современных условиях может рассматриваться как искусственный институт.
По типу
возникновения институты
Выделяются внутренние и внешние институты. Основание для этого разграничения состоит в необходимости проведения различий между институтом и организацией при определении одного и того же объекта.
Внешние – устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).
Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки. (Предприятия, виды договоров, платёжные и кредитные средства, средства накопления).
По сферам
функционирования выделяются
По уровню
формальности институты
Формальные ограничения, правила и институты возникают, в основном, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение.
Формальные институты обязательны для исполнения всеми или определенными гражданами, за их невыполнение власть (государство, руководитель и т.п.) применяет соответствующие санкции. За невыполнение неформальных институтов также могут последовать санкции в виде изменения отношения со стороны других людей, остракизма и др. В структуре формальных институтов имеются политические (парламент, милиция, правительство) и экономические институты (банки, производственные учреждения), институты контрактации (способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами) и др. Для выполнения функций формальных институтов создаются специальные организации.
2. Классификации трансакционных издержек
Для начала
введем понятие трансакции. Данное
понятие означает процесс
Значительное
количество видов
К. Менар
разделяет трансакционные
- издержки вычленения;
- издержки масштаба;
- информационные издержки;
- издержки поведения.
В функционировании
любой организации существует, прежде
всего, проблема неотделимости, и
совокупные издержки
Далее, К. Менар
выделяет издержки масштаба. Чем
больше масштабы рынка, тем более
обезличены в нем акты обмена,
и тем более необходимо
Отдельную
категорию представляют
Последнюю
группу составляют издержки
Самой известной
отечественной типологией
1. Издержки
поиска информации. Перед тем, как
будет совершена сделка или
заключён контракт, нужно располагать
информацией о том, где можно
найти потенциальных
2. Издержки
ведения переговоров. Рынок требует
отвлечения значительных
3. Издержки
измерения. Любой продукт или
услуга – это комплекс