Сущность и функции региональных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:40, реферат

Описание работы

Проводимые в Российской Федерации радикальные преобразования, ориентированные на рыночные отношения, потребовали разработки новой бюджетно-налоговой и финансовой политики, выступающей важнейшей составной частью в системе мер государственного воздействия на экономические процессы. Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Сущность, роль и функции региональных финансов…………………………………………………………………………...4

2.Современное состояние финансовой системы в регионах России……………………………………………………………………………...8

3.Формирование финансовых ресурсов в Чувашской Республике……………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………………………………….......22

Файлы: 1 файл

Мой реферат по РЭИУ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА   И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ЧЕБОКСАРСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

Кафедра экономики  и корпоративного управления

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Региональная экономика и управление

На тему:

«Сущность и функции региональных финансов»

 

 

 

 

Специальность:  государственное и

муниципальное управление

Выполнила: студентка группы

09-Г-11

IV курса очного обучения

Енцова Елена Алексеевна                           Научный руководитель:

 К.э.н., доцент

Бондаренко Наталья  Васильевна

 

 

 

 

Чебоксары 2012

 

 

Содержание………………………………………………………………………..2

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

1.Сущность, роль и функции региональных  финансов…………………………………………………………………………...4

 

2.Современное состояние финансовой системы в регионах России……………………………………………………………………………...8

 

3.Формирование финансовых ресурсов в Чувашской Республике……………………………………………………………………….15

 

Заключение……………………………………………………………………….21

 

Список использованной литературы……………………………………….......22

 

Приложение №1………………………………………………………………… 23

 

Приложение №2………………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Проводимые в Российской Федерации радикальные преобразования, ориентированные на рыночные отношения, потребовали разработки новой бюджетно-налоговой  и финансовой политики, выступающей  важнейшей составной частью в системе мер государственного воздействия на экономические процессы. Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, роль и функции региональных финансов

 

В условиях демократии одной из важнейших  составных частей финансовой системы  государства являются региональные (местные) финансы, которые охватывают территориальные (местные) бюджеты  и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей, а также внебюджетные фонды. Региональные (местные) финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, региональные (местные) финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства. Через региональные (местные, территориальные) финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

Финансы региона - эта прямой «слепок» с его экономики, его производственно экономической и ресурсной базы. Являясь, прежде всего инструментом проведения региональной социально - экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию региона, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона в их социальной функции должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должно иметь гарантированный материальный доход. В настоящее время заметна тенденция к усилению социальных функций региональных финансов. Это связано с тем, что в последние годы основное бремя финансирования затрат социального характера все более перемещается именно на систему региональных и местных финансов. Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д.

Финансовые  ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:

- ресурсы  бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);

- ресурсы  субъектов хозяйствования (используются  для финансирования оборотных  средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

- ресурсы  внебюджетных фондов;

- кредитные  ресурсы коммерческих банков  и прочих финансовых структур (используются для срочного и  возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);

- дотации,  субвенции и другие поступления  из вышестоящих бюджетов для  покрытия дефицита территориальных  бюджетов и централизованные  инвестиции (из федерального бюджета  или федеральных инвестиционных  фондов). Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

Сущность  и роль региональной финансовой системы  в жизни общества проявляется  через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

1. Контрольная  функция проявляется лишь в  процессах использования хозяйствующими  субъектами государственных средств.

2. Мобилизационная  функция обеспечивает поступление  средств для нужд региона. В  результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

3. Распределительная  функция связана с перемещением  доходов от производителей в  иные сферы хозяйства.

Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современное состояние в регионах России.

  

  Финансы региона - неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих. Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством России, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а так же безвозмездные перечисления.

Значение собственных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы. Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы: налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог, плата за воду, лесные подати, налог на рекламу, сбор за право торговли, сбор за уборку территорий населенных пунктов, налог с продаж, региональные лицензионные сборы. Основной из собственных налогов — транспортный. Кроме того, к собственным налогам относят налог с продаж, который распространяется на розничную торговлю, или же им облагается валовой доход предприятий розничной торговли.

Подоходный налог с граждан добавляет в налоговую доходную базу до 20% от ее общего объема. Местные налоги составляют существенную долю всех налоговых поступлений в территориальные финансы. Все местные налоги можно подразделить на поимущественные и на налоги на определенные виды деятельности. Объектом поимущественного дохода являются земля, строительство и другая недвижимость. К налогам на определенные виды деятельности можно отнести налог на предпринимательскую деятельность, а также профессиональную и артистическую.

Неналоговые доходы отражают реальные возможности местных органов власти управлять принадлежащей им собственностью. К традиционным источникам неналоговых доходов относят доходы от управления госсобственностью (сдача в аренду госимущества и земли; дивиденды от использования госимущества, а также по акциям, принадлежащим государству) и доходы от ее продажи — приватизации госимущества. Кроме того, значительную часть в неналоговых доходах могут занимать штрафы и пени, выручка от оказания ведомственными структурами платных услуг.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год. К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и регионального фондов финансовой поддержки региона, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Кроме отчислений от федеральных  и региональных налоговых средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

Дотации – это средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы безвозвратно и безвозмездно.

Субвенции – средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов.

Субсидии – средства, передаваемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Адекватная корректировка  механизмов межбюджетного регулирования  является одной из базовых задач политики межбюджетных отношений на 2010-2012 г. Сокращение общего объема межбюджетных трансфертов субъектам РФ в основном обусловлено сокращением объема межбюджетных субсидий. ( см. таблицу)

       Объем основного инструмента выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2012 г. предполагается сохранить на уровне 2011 г.: Фонд финансовой поддержки регионов будет составлять 374 млрд. руб.

Наибольшая доля Фонда  финансовой поддержки в 2011 г. пришлась на следующие регионы: Республика Дагестан (7,4%), Республика Саха (Якутия) (5,6%), Чеченская Республика (5%). Чуть позднее их ряды пополнили: Республика Коми, Ярославская, Челябинская, Оренбургская, Томская области.

В 2012 году объем субвенций  составил 239,6 млрд. руб., а субсидий – 202,3 млрд. руб.

В 55 субъектах РФ рост собственных доходов местного бюджета  превысил средний уровень по стране. Наибольший темп роста отмечается в  местных бюджетах Сахалинской области (95,4%), Астраханская область (86,7%), Кабардино-Балкарской республики (79,2%), НАО (61,2%), Чувашской Республики (52,4%), Тульской области (50.7%).

Расходы бюджета субъекта РФ – денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта РФ.

 

 

К ним относятся:

  • управление;
  • охрана правопорядка;
  • дорожное хозяйство;
  • образование;
  • жилищно-коммунальное хозяйство и развитие территорий;
  • здравоохранение и окружающая среда;
  • социальные нужды;
  • культура, спорт, досуг;
  • уборка улиц;
  • пожарная охрана;
  • сбор и утилизация отходов.

Информация о работе Сущность и функции региональных финансов