Сущность и функции региональных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:40, реферат

Описание работы

Проводимые в Российской Федерации радикальные преобразования, ориентированные на рыночные отношения, потребовали разработки новой бюджетно-налоговой и финансовой политики, выступающей важнейшей составной частью в системе мер государственного воздействия на экономические процессы. Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Сущность, роль и функции региональных финансов…………………………………………………………………………...4

2.Современное состояние финансовой системы в регионах России……………………………………………………………………………...8

3.Формирование финансовых ресурсов в Чувашской Республике……………………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………………………………….......22

Файлы: 1 файл

Мой реферат по РЭИУ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Анализ исполнения консолидированных региональных бюджетов.

 

Информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 марта 2012 года.

  • Доходы составили 737 млрд. руб. с ростом на 7% (+48 млрд. руб.).
  • Поступление налоговых и неналоговых доходов возросло на 28% (+114 млрд. руб.), составив 525 млрд. руб.
  • Поступление налога на прибыль увеличилось на 71% (+45 млрд. руб.) по сравнению с 2011 годом, объем которого составил 108 млрд. руб.
  • Поступление НДФЛ возросло на 10% (+22 млрд. руб.) относительно уровня 2011 года, составив 240 млрд. руб.
  • Поступление акцизов снизилось на 24% (-11 млрд. руб.) по сравнению с 2011 годом, объем которых достиг 36 млрд. руб.
  • Поступление налога на имущество организаций сохранилось на уровне 2011 года, составив 12 млрд. руб.
  • Доходы от других налогов поступили в сумме 71 млрд. руб. и выросли на 13% (+8 млрд. руб.).
  • Неналоговые доходы возросли в 5 раз (+49 млрд. руб.), составив 59 млрд. руб.
  • Безвозмездные поступления из федерального бюджета поступили в объеме 251 млрд. руб., со снижением на 7% (-18 млрд. руб.), что составляет 34% доходов.
  • Расходы профинансированы в объеме 652 млрд. руб., с ростом на 8% (+46 млрд. руб.).
  • Расходы на выплату заработной платы составили 234 млрд. руб., и возросли на 3% (+6 млрд. руб.). Их доля в общем объеме расходов составила 36% (против 38% в 2011 году).
  • Расходы инвестиционного характера сократились на 10% (-4 млрд. руб.) и составляют 33 млрд. руб., с удельным весом 5% (против 6% в 2011 году).
  • Профицит региональных бюджетов 86 млрд. рублей (в 2011 году профицит — 84 млрд. рублей). С дефицитом исполнен бюджет 31 региона (против 16 в 2011 году), с суммарным дефицитом 19 млрд. рублей. С профицитом исполнены бюджеты 52 регионов (против 67 в 2011 году), с суммарным профицитом 105 млрд. рублей.
  • Привлечение кредитов кредитных организаций составило 29 млрд. рублей,погашение — 40 млрд. рублей (в 2011 году — 44 и 54 млрд. рублей соответственно).
  • Остатки средств бюджетов на 1 марта 2012 года составили 485 млрд. рублей и возросли с начала года на 15% (+62 млрд. руб.).
  • Просроченная кредиторская задолженность на 1 марта 2012 года составляет 52 млрд. рублей, с ростом на 8% с начала года (66 субъектов Российской Федерации имеют просроченную кредиторскую задолженность, при этом в 16 регионах она снизилась).
  • Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда составляет 3 млн. рублей и возросла с начала года в 8,8 раза (Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда присутствует в Московской, Орловской и Вологодской областях.)

 

Налоговые и неналоговые доходы на 1 марта 2011 см. в Приложении №1 и Приложении №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Современное состояние в Чувашской Республике.

Региональные финансы  – это финансы региональных органов  власти и органов местного самоуправления. Они выражают денежные отношения  перераспределенного характера, связанные  с осуществлением экономических функций и задач социального развития территорий местных органов власти и управления. От степени обеспеченности финансовыми ресурсами территории зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также расширение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы. 
 
         Основным документом, в котором находят комплексную оценку финансовые ресурсы субъектов федерации и органов местного самоуправления, является баланс финансовых ресурсов региона. Баланс финансовых ресурсов Чувашской Республики служит средством системного отображения региональных финансов.

Показатели:

 

2011г.

2012г.

 

Доходы – всего

39160,3

40205,6

из них:

   

налог на прибыль организаций

4599,2

5005,2

налог на доходы физических лиц

7504,0

7755,6

страховые взносы на обязательное

социальное  страхование

960,0

1070,5

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

2643,8

2752,4

налоги на совокупный доход

1407,5

1479,8

налоги на имущество

2981,1

3048,2

налоги, сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами

15,9

16,3

доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

1186,1

1200,9

платежи при пользовании природными ресурсами

138,5

143,1

безвозмездные поступления

16381,3

16298,3

 

Расходы – всего

43357,3

39939,6

из них:

   

на общегосударственные вопросы

1673,9

1597,6

на национальную безопасность и  правоохранительную деятельность

1180,6

1177,7

на национальную экономику

6054,4

5869,2

из нее:

   

на сельское хозяйство и рыболовство

2015,7

2011,1

на транспорт

213,9

206,4

на дорожное хозяйство

1774,9

1766,8

на связь и информатику

1,5

1,5

на другие вопросы в области  национальной экономики

1210,3

1080,9

на жилищно-коммунальное хозяйство

4799,7

3409,9

на социально-культурные мероприятия

29057,7

27347,5

Дефицит (-), профицит

-4197,0

266,0


 

 

Утверждено, млн.руб.

Фактическое исполнение

млн.руб.

в процентах к итогу

Расходы – всего

29057,7

27347,5

100

в том числе:

     

на образование

9649,5

9523,9

34,8

на культуру, кинематографию и  средства массовой информации

1197,6

1176,8

4,3

на здравоохранение, физическую культуру и спорт

10189,1

9339,5

34,2

на социальную политику

8021,5

7307,2

26,7


4 октября 2012 года состоялось заседание Кабинета Министров Чувашской Республики, на котором был одобрен проект постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за девять месяцев 2012 года». Его представила и.о. министра финансов Чувашской Республики Ф.Х. Муратова. В докладе, в частности, говорилось о том, что консолидированный бюджет Чувашской Республики за девять месяцев текущего года исполнен по доходам в объеме 29753,9 млн. рублей, с ростом к уровню аналогичного периода 2011 года на 8%, расходам – 28185,9 млн. рублей, с профицитом 1568,0 млн. рублей при плановом дефиците 5088,8 млн. рублей.  Республиканский бюджет Чувашской Республики исполнен в объеме 24977,8 млн. рублей, или на 7,7% к уровню аналогичного периода 2011 года.

По собственным доходам (налоговые и неналоговые доходы) республиканский бюджет Чувашской  Республики за девять месяцев 2012 г. исполнен в сумме 13492,3 млн. рублей, с ростом к уровню аналогичного периода 2011 года на 14,4%. Поступление налоговых доходов составляет 12884,7 млн. рублей, рост к уровню аналогичного периода 2011 года на 13,1%. Ф.Х. Муратова также отметила, что в этом году имеет место отставание от прогнозного роста налоговых поступлений на 0,7 процентных пункта (по сравнению с 2011 годом). В частности, по налогу на прибыль организаций, по регионам ПФО Чувашская Республика находится на 10 месте. Это связано, во-первых, с увеличением суммы возвратов переплаты на расчетные счета налогоплательщиков в 2,6 раза, или на 189,4 млн. рублей (2011год – 72,8 млн. рублей); во-вторых, по причине уменьшения суммы налога, исчисленной и перечисленной за обособленные подразделения головными организациями, находящимися за пределами Чувашской Республики, на 8,8%, или на 165,9 млн. рублей (на долю данной категории налогоплательщиков приходится 40% поступлений налога). Темп роста налога на 24 октября т.г. составляет 103,2%. Кроме этого, темп роста поступлений налогов на имущество (это транспортный налог и налог на имущество организаций) составляет 106,2%, прогнозный рост - 108,8%. При этом Минфин Чувашии отмечает возможное недопоступление налогов на сумму порядка 125 млн. рублей. Более высокими темпами поступают акцизы на подакцизные товары - 120,4% (план - 115,4%), налог на доходы физических лиц -125% (план - 116,7%).

По России с показателем  темпа роста 113,6%, Чувашия занимает 8 место, по регионам ПФО – на 1 месте (112,3%). Республикой своевременно финансируются социально значимые и первоочередные расходы, также вовремя исполняются документы, представленные распорядителями средств республиканского бюджета. Государственный долг Чувашской Республики на 1 октября 2012 года по сравнению с началом года снижен на 1448,7 млн. рублей (на 16,0 %) и составил 7602,6млн. рублей, или 41,1 % от объема доходов без учета безвозмездных поступлений республиканского бюджета Чувашской Республики на 2012 год.

Бюджет 2012 года и на плановый период:

Доходы республиканского бюджета Чувашской Республики запланированы  на 2013 год в объеме  – 24332,9 млн. рублей, на 2014 год – 26225,3 млн. рублей. Собственные доходы повысятся на 2013–2014 годы к предыдущему году – на 10,9 и 9,7% соответственно.  Безвозмездные поступления предусмотрены с учетом сумм, распределенных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». При этом объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности предусмотрен на 2012 год в сумме 5401,9 млн. рублей с ростом к уровню 2011 года на 16,5%, или на 766,1 млн. рублей. Значительная часть межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2012–2014 годы будет распределена отдельными нормативными актами Правительства России в ходе исполнения федерального бюджета. 
           Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на 2013 и 2014 годы – 26312,9 млн. рублей и 25943,9 млн. рублей соответственно. Сохранена традиционная социальная направленность бюджета.

           Почти три четверти расходов республиканского бюджета Чувашской Республики – 72,8% – предусмотрены на социально-культурную сферу: образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, социальную политику, поскольку инвестиции в человека – это повышение конкурентоспособности. Значительные средства предусмотрены на реализацию последовательной политики Президента Чувашской Республики по повышению заработной платы работников бюджетной сферы. Объемы бюджетных ассигнований на оплату труда работников бюджетной сферы предусмотрены с учетом принятых и предполагаемых к принятию на федеральном уровне решений о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы (с 1 июня и 1 октября 2011 г. – по 6,5%, с 1 октября 2012 г. – на 6,0%, работникам образовательных учреждений с 1 сентября 2011 г. – на 14,7%) (дополнительные расходы республиканского бюджета Чувашской Республики на 2012 год – 1857,0 млн. рублей).  На развитие экономики в республиканском бюджете Чувашской Республики на 2013 год предусмотрено 4048,0 млн. рублей, из них на поддержку сельского хозяйства и агропромышленного комплекса – 659,9 млн. рублей (только средства республиканского бюджета, средства из федерального бюджета будут распределяться отдельными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в ходе исполнения федерального бюджета), на дорожное хозяйство – 2074,2 млн. рублей, на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения – 275,8 млн. рублей и т. д.  На 2014 год республиканский бюджет Чувашской Республики сформирован с профицитом в сумме 281,4 млн. рублей.

 

 

 

Заключение.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Можно сделать следующие выводы:

1. Региональные финансы (территориальные финансы) — это фонды денежных средств, формируемые административно-территориальными единицами для обеспечения выполнения своих полномочий.

2.Возникновение и развитие региональных финансов связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в ходе функционирования институтов власти стало очевидным, что конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления. Например, из центра невозможно определить расходы на ремонт дорог и озеленение улиц, на оказание адресной социальной помощи гражданам. Во-вторых, развитие региональных финансов связано с федеральным принципом построения государства.

3. Региональные финансы позволяют решать локальные экономические и социальные задачи конкретных регионов. Объем их ресурсов определяется их полномочиями, установленными в законодательном порядке.

4. Финансы конкретной территории отражают ее специфические особенности, как в собираемых доходах, так и в расходах. Так, на уровне территорий легче определить оптимальное соотношение между налогами на доходы и имущество; проще оптимизировать социальные расходы по конкретным получателям помощи. Территории могут активно участвовать в программах поддержки малого бизнеса и занятости населения, в частности, выдавать льготные кредиты быстро развивающимся предприятиям.

5. С помощью региональных финансов государство обеспечивает развитие и размещение производительных сил, выравнивает социально-экономическое развитие территорий.

Список  использованной литературы.

1.Бабич А.М., Павлова Л.Н. «Государственные и муниципальные финансы»:

учебник для  вузов – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008г., 687 с.

2.Врубленская О.В. «Бюджетная система РФ»: учебник, 3-е издание исправленное и переработанное - М.: Юрайт-Издат, 2009г.-838с.

3.Галанов В.  А. Финансы, денежное обращение  и кредит: Учебник - М.: Форум; ИНФРА-М, 2009.

4.Дробоздина Л.А. «Финансы»: учебник для вузов-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010г.,527с.

5.Курбатов А.Я.  Правовое регулирование расчетов  в Российской Федерации // Система  Консультант Плюс, 2007.

6.Мамедов А.А.  Финансово-правовые проблемы страхования  в России. - М.: Юриспруденция, 2007

7.Никулина И.А.  Механизм финансово-правового регулирования расчетных правоотношений // Юрист. -- 2007. -- № 10.

Информация о работе Сущность и функции региональных финансов