Сущность и экономическое содержание муниципального долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:57, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности и экономического содержания муниципального долга. Данная работа определяет постановку следующих задач:
рассмотреть виды муниципальных займов;
рассмотреть предоставление муниципальными образованиями гарантий;
раскрытие понятия и содержания муниципального долга.

Файлы: 1 файл

Гос.долг.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Хабаровская государственная  академия экономики и права»

(ХГАЭП)

 

 

 

 

 

 

Факультет: Финансист

Кафедра: Финансов

Дисциплина: Государственный и муниципальный долг

 

 

 

Контрольная работа

Сущность  и экономическое содержание муниципального долга

 

 

 

 

Выполнила: Иванова Е.Д.

студент 4 курса группы ФК (б.с.)-12Бф

№ зачетной книжки 1120114-з

         Проверил: Солдаткин С.Н.

.

 

 

г. Хабаровск, 2013 год

Содержание

 

Введение

Финансовая система  – система форм и методов обращения, распределения и использования фондов денежных средств государства или организации.

В основе государственного финансирования лежит система бюджетов, внебюджетных фондов, государственный кредит (кредитные отношения, возникающие при мобилизации государством свободных денежных средств организаций и физических лиц на возвратной и платной основе для финансирования государственных расходов.)

Одним из важнейших институтов государства являются муниципальные организации. Под основами местного самоуправления понимаются объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть.

Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической  и финансовой базы для его осуществления. Без этого реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве.

Целью работы является раскрытие сущности и экономического содержания муниципального долга. Данная работа определяет постановку следующих задач:

  • рассмотреть виды муниципальных займов;
  • рассмотреть предоставление муниципальными образованиями гарантий;
  • раскрытие понятия и содержания муниципального долга.

1. Виды муниципальных займов

Спектр возможных  форм привлечения регионами заемных средств помимо эмиссии облигаций включает в себя привлечение банковских кредитов. Вместе с тем можно выделить некоторые особо привлекательные свойства облигационной формы муниципального заимствования, позволившие распространиться ей в большинстве российских регионов.

а) снижение стоимости  заимствования

Эмиссия облигаций  позволяет снижать процентные ставки по заемным ресурсам, мобилизуя незадействованные  на отечественном финансовом рынке  средства нерезидентов, физических лиц  и небанковских организаций для покрытия дефицитов и временных кассовых разрывов местных бюджетов, финансирования сезонных работ. Широкий круг инвесторов обеспечивает возможность заимствования на более предпочтительных условиях по сравнению с привлечением на эти цели прямых кредитов коммерческих банков.

б) отсутствие негативных перераспределительных эффектов

В отличие от использования для финансирования бюджетных расчетов банковских векселей выпуск облигаций дает возможность  избежать отрицательного воздействия  эффекта перераспределения, в результате которого профинансированные посредством векселей по номиналу предприятия и организации бюджетной сферы в целях получения "живых" денежных средств вынуждены продавать их с 15-40 - процентным дисконтом конечным инвесторам, погашающим векселя по номиналу немедленно путем уплаты налогов или предъявляющим их к погашению по номиналу по истечении срока обращения1.

в) инструмент финансирования производственных проектов

Большая надежность и ликвидность муниципальных  облигаций позволяет сделать их оптимальным инструментом привлечения инвестиций в производство. Так, в мировой практике широкое распространение получил выпуск муниципальных облигаций "под доход от промышленного проекта" (industrial revenue bonds), мобилизующих средства под строительство производственных объектов с их последующей продажей или сдачей в аренду частным корпорациям.

В условиях ограниченного  доступа российских предприятий  на международный рынок капитала именно облигации муниципальных  займов могут стать одним из наиболее перспективных инструментов привлечения средств иностранных инвесторов. При этом механизм эмиссии конвертируемых муниципальных облигаций, предназначенных для финансирования конкретных производственных проектов, позволяет обеспечить страхование прямых иностранных инвестиций.

Перспективным является использование местными администрациями  средств, вырученных при размещении муниципальных облигаций, для поддержки  частных инвестиционных проектов по схеме долевого участия. Аналогичная  модель была разработана Министерством экономики РФ для эффективного инвестирования централизованных средств и может быть с успехом использована в регионах. Реализация такой схемы позволяет свести к минимуму негативные последствия эффекта вытеснения частных инвестиций, возникающего из-за повышательного воздействия эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг на процентную ставку.

г) совершенствование  инфраструктуры региональных фондовых рынков

Успешное проведение займов играет важную роль в улучшении  инвестиционного климата в регионах, создает мощный импульс развитию инфраструктуры региональных фондовых рынков, подобно тому, как эмиссия государственных ценных бумаг и массовая приватизация обеспечила ускоренное формирование фондового рынка в общенациональном масштабе. Участники фондового рынка приобретают практический опыт андеррайтинга ценных бумаг, необходимый для обеспечения последующего размещения корпоративных займов.

Отрабатываются  механизмы первичного размещения ценных бумаг среди населения, совершенствуется работа институтов регионального биржевого и внебиржевого рынка, региональных торговых, расчетных и депозитарных систем. Широкий круг инвесторов получают опыт практической работы с негосударственными эмиссионными долговыми ценными бумагами.

д) содействие межрегиональному движению капитала

Эмиссия муниципальных  облигаций позволяет решить и  достаточно острую проблему привлечения  капитала из столицы в регионы: активы в коммерческих банках Москвы и Московской области, где проживает 10% населения  страны, составляют порядка 80% совокупных активов российских коммерческих банков. Процесс доступа регионов к столичным финансовым ресурсам затрудняется относительной слабостью филиальной сети московских коммерческих банков.

При этом рынок  межбанковских кредитов также не в состоянии полностью обеспечить доступ регионов к сконцентрированным в Москве денежным ресурсам из-за низких лимитов межбанковского кредитования, установленного для подавляющего большинства региональных коммерческих банков. Ускоренное развитие рынка эмиссионных долговых ценных бумаг становится необходимым условием эффективного межрегионального движения капитала.

е) содействие трансформации  сбережений населения в инвестиции

Эмиссия муниципальных  облигаций позволяет решить проблему трансформации сбережений населения  в инвестиции. Из-за неразвитости фондового рынка растущие личные накопления до сих пор не смогли обеспечить соответствующий объем инвестиций. Лишь меньшая часть сбережений населения поступает на рынки ссудного капитала, что способствует поддержанию процентных ставок на крайне высоком уровне.

Недоверие населения  к корпоративным ценным бумагам, к негосударственным инвестиционным институтам определяет слабость отечественных  страховых и пенсионных фондов, ухудшает перспективы развития паевых инвестиционных фондов, существенно сужает возможности привлечения средств населения корпоративными эмитентами. Наиболее популярным объектом частных инвестиций по-прежнему остается свободно конвертируемая валюта.

В этих условиях надежные и легкодоступные для населения  низкономинальные муниципальные ценные бумаги оказываются важной предпосылкой дедолларизации личных сбережений населения, мобилизации их на цели производственного инвестирования. Уже сейчас в России муниципальные облигации весьма широко используются для привлечения средств физических лиц в жилищное строительство.

Получили распространение  и так называемые "телефонные займы", в соответствии с которыми владельцам муниципальных облигаций  предоставляется право внеочередной установки телефонного номера. Эмиссия "телефонных" облигаций осуществляется в рамках реализации президентской программы "Российский народный телефон", предполагающей финансирование строительства телефонных линий за счет денежных средств населения.

Основными видами ценных бумаг по государственному и  муниципальному кредиту являются государственные и муниципальные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом займы  могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. По срокам действия  они могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. (ст. 98 БК РФ).

2. По праву эмиссии  они делятся на выпускаемые Правительством РФ, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это предусмотрено законом.

3. По признаку субъектов — держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на: а) реализуемые только среди населения (так, специально для населения был выпущен заем от 19 февраля 1992 г., который назывался «российским выигрышным займом 1992 года»); б) реализуемые только среди юридических лиц (примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем); в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения (в частности, ГКО и КО, которые государство продавало не только коммерческим и государственным структурам, но и населению).

4. По форме выплаты  доходов займы могут делиться  на:

а) процентно-выигрышные, владельцы которых получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа посредством зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат (например, долговые казначейские обязательства и облигации 5%-го займа 1990 г.);

 б) выигрышные —  их владельцы получают доход  в форме выигрыша в момент  погашения облигаций, доход выплачивается  только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей (бывают займы и беспроигрышные, но сейчас они в РФ не выпускаются);

в) беспроцентные (целевые), которые предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется (в частности, государственный беспроцентный целевой заем 1990 г.). Правда, практика выпуска беспроцентных (целевых) займов себя не оправдала, так как государство не успело вовремя погасить свои обязательства, а затем в связи с либерализацией цен выплата по ним стала нереальной и государство до сих пор погашает их с определенными оговорками.

5. По методам размещения  займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

Принудительные займы  применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также в настоящее время в России не применяются.

6. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и т.д. 
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами, которые за эту услугу взимают комиссионные.

7. По срокам погашения  займы делятся на краткосрочные  (срок погашения до 1 года), среднесрочные  (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех  сроков погашения.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов. 
На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную. Таким образом, можно сделать вывод, что идет становление и развитие рынка ценных бумаг, который играет большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок настолько важен, что Указом Президента РФ от 27 февраля 1995 г. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ была приравнена по правовому статуту к федеральному министерству.

Информация о работе Сущность и экономическое содержание муниципального долга