Сущность и экономическое содержание муниципального долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:57, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности и экономического содержания муниципального долга. Данная работа определяет постановку следующих задач:
рассмотреть виды муниципальных займов;
рассмотреть предоставление муниципальными образованиями гарантий;
раскрытие понятия и содержания муниципального долга.

Файлы: 1 файл

Гос.долг.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Центральный банк и его  учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. ЦБ РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению  долговых обязательств Российской Федерации  осуществляются за счет федерального бюджета.

Банки свободно продают и покупают облигации государственных займов все рабочие дни, кроме периода со дня проведения тиражей выигрышей по день получения официальной таблицы. 
Накануне тиража имеющиеся облигации опечатываются, по получении официальной таблицы выигрышей они подвергаются проверке специальной комиссией. Выигравшие облигации изымаются из дальнейшего обращения, выигрыши по ним зачисляются в доход бюджета. На следующий день реализация и покупка облигаций возобновляется. Операции с облигациями процентных займов и казначейскими обязательствами проводятся постоянно.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти.

 

2. Предоставление муниципальными образованиями гарантий

 

Существующая  законодательство предоставляет органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации право осуществлять имущественные права и обязанности в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125, п.1 Гражданского кодекса РФ). Статья 132 Конституции РФ в перечень источников формирования доходов местных бюджетов включает заемные средства.

Закон Российской Федерации "Об основах бюджетных  прав и прав по формированию и использованию  внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной  власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москва и Санкт-Петербург, органов местного самоуправления" предоставляет право исполнительным органам субъектов Российской Федерации "в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета... по решению представительных органов власти выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях" (статья 12)2.

В соответствии с Законом РФ "О переводном и простом векселе" субъектам  Федерации и местным органам  власти запрещено выпускать векселя и гарантировать векселя иных эмитентов. Таким образом, заимствование региональных и местных органов власти на рынке ценных бумаг может производиться только путем выпуска эмиссионных долговых ценных бумаг.

В соответствии со статьей 40 Закона полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг не распространяются на процедуру эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время в соответствии с п.3 положения "О выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РФ", регистрация эмиссий таких ценных бумаг производится Министерством финансов Российской Федерации.

В ближайшее  время в Государственную Думу должен быть внесен проект закона "Об особенностях эмиссии государственных  и муниципальных ценных бумаг", который должен регламентировать порядок выпуска ценных бумаг субъектов Федерации и местных органов власти.

В нормативных  актах, регламентирующих деятельность коммерческих банков и пенсионных фондов, муниципальные долговые обязательства  также рассматриваются как высоконадежные, что позволяет увеличивать инвестиции в муниципальные ценные бумаги, без ухудшения при этом показателей рискованности активов.

Согласно последней  редакции инструкции Центрального банка  РФ N1 "О порядке регулирования  деятельности кредитных организаций", коэффициент риска вложений в долговые обязательства субъектов РФ и местных органов власти, а также банковских ссуд под их залог был оценен в 20%, тогда как коэффициенты риска вложений в иные негосударственные ценные бумаги и размещения средств на корреспондентских счетах "ностро" у банков-резидентов определены в 70%.

В соответствии с экономическими нормативами надежности и платежеспособности негосударственных  пенсионных фондов и компаний по управлению их активами, вложения в муниципальные облигации также рассматриваются как низкорискованные. Коэффициент оценки активов с учетом риска по ценным бумагам органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления составляет 0,250, тогда как по банковским депозитам он равен 0,425, по негосударственным ценным бумагам - 0,625.

Согласно утвержденным Росстрахнадзором Правилам размещения страховых резервов, норматив оценки активов страховых организаций  по показателям ликвидности, возвратности и прибыльности по ценным бумагам  органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления установлен в размере 0,500, тогда как по государственным ценным бумагам - 0,875, по правам собственности на долю в уставном капитале - 0,1253.

Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку "О ценных бумагах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и письмом Минфина РФ и Государственной налоговой службы РФ и "О льготах по налогообложению ценных бумаг" предусматривает, что на ценные бумаги субъектов Федерации распространяются нормы, установленные для государственных ценных бумаг, включая порядок налогообложения.

Принятие таких  норм существенно повышает привлекательность  участия в размещении ценных бумаг  субъектов Федерации: согласно указу Президента РФ не облагаются налогом на прибыль доходы, получаемые от оказания услуг по размещению государственных ценных бумаг. (Это же положение конкретизируется в п. 4.7 инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество юридических лиц".) Таким образом, созданы предпосылки для уменьшения размера комиссионных, взимаемых при размещении облигаций субъектов Федерации, по сравнению с величиной агентского вознаграждения при размещении корпоративных облигаций и ценных бумаг органов местного самоуправления.

Существенную  роль в повышении спроса играет льготный порядок налогообложения доходов  физических лиц по муниципальным  облигациям. В соответствии с Законом  РФ "О подоходном налоге с физических лиц" физические лица освобождаются  от уплаты подоходного налога по процентам и выигрышам по облигациям и другим ценным бумагам субъектов Федерации и органов местного самоуправления (ст. 3, п.1). По мере планируемого переноса тяжести налогообложения на физических лиц наличие упомянутой льготы станет играть важную роль.

В соответствии с поправками к закону "О налоге на прибыль для предприятий и  организаций", процентный доход по облигациям субъектов Федерации  и местных органов власти у  юридических лиц облагается налогом  по ставке 15%.

 

  • 3. Понятие и содержание муниципального долга

 

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Муниципальный долг полностью  и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

 -  кредитных соглашений и договоров;

- займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

-   договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-   договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Долговые обязательства  муниципального образования не могут  существовать в иных формах, за исключением  предусмотренных настоящим пунктом.

В объем муниципального долга включаются:

- основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

- объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга4.

Долговые обязательства  муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями  заимствований и не могут превышать 10 лет. Российская Федерация не несет  ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования  не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству государственный  или муниципальный долг — это  обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц (ст. 6 БК РФ). Долг может быть внешним — обязательства по нему возникают в иностранной валюте и внутренним, состоящим из обязательств, выраженных в рублях.

Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг Российской Федерации в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг Российской Федерации состоит  из задолженности прошлых лет  и вновь возникающей задолженности. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

— кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

— государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

— договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами;

— переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов5;

— соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. 
В таких же формах могут быть выражены обязательства субъекта РФ и муниципального образования с тем исключением, что органы местного самоуправления не вправе заключать подобные договоры с иностранными государствами и международными финансовыми организациями. 
Управление государственным долгом осуществляется Правительством РФ.

 

Заключение

 

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в  условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем государственного долга и возможного бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет в мощный стимул экономического роста.

Процесс преобразования бюджетной системы – сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много ни мало – будущее всей российской экономики.

 

Список литературы

  1. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросов Л.Д. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004г.;
  2. Ковешников Е.М. Муниципальное право. - М.: Норма, 2001г.;
  3. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие – М.: Изд. «Дело и сервис», 2005г.;
  4. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004 г.;
  5. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт, 2005г.

Информация о работе Сущность и экономическое содержание муниципального долга