Сущность и основные элементы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........3
1.Государственный долг. Причины возникновения.....5
2.классификация государственного долга.............9
3.Особенности внутреннего и внешнего долга......12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........22
Список использованных источников......24

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 42.89 Кб (Скачать файл)

       Классификация видов государственного и муниципального долга включала в себя 38 наименований, из которой впоследствии были исключены  такие виды как:

       - государственный внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего Союза ССР;

       - задолженность Правительства Российской Федерации по кредитам, полученным от Центрального банка Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета в 1991 - 1994 годах, включая задолженность по процентам;

       - государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

       - государственные казначейские векселя;

       -задолженность по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком Российской Федерации странам СНГ;

       - задолженность Пенсионному фонду Российской Федерации по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий;

       - задолженность предприятиям топливно - энергетического комплекса и другим отраслям промышленности.

       - задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации, была включена в состав внутреннего государственного долга.

       Объем государственного внутреннего долга  Российской федерации по состоянию  на 01.12.2011г. - всего 4 003 321,757 млн.рублей в том числе: государственные гарантии российской Федерации в валюте Российской Федерации 459 358,172 . Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млн.руб.) на 1 декабря 2011года составляет 3 537 185,3466.

       Некоторые оценки объема накопленных долгов субъектов  Федерации вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации, проблема накопления и обслуживания долга ее субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственного долга субнациональных образований не был закреплен, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственного долга (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты Федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов – занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах).

       Государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов- как физических, так и юридических лиц.

       Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный  долг не является ключевой проблемой  развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся  экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, вложений, в том числе государственных.

       Государственный внешний долг ассоциируется (и практически  означает) с долгом человека, задолжавшего другим людям (долг страны другим странам). Внешним долгом считается государственная  задолженность перед нерезидентами. 
 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2011года7

       Таблица 1

Категория долга млн. долларов США эквивалент  млн. евро
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 35 964,4 25 369,9
Задолженность перед официальными кредиторами -членами  Парижского клуба, не являвшаяся предметом  реструктуризации 577,9 407,7
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 484,1 1 046,9
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ 1 043,1 735,8
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 57,8 40,8
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 2 626,7 1 852,9
Задолженность по внешним облигационным займам 29 183,4 20 586,5
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году 2 000,0 1 410,8
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году 3 466,4 2 445,2
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0 2 469,0
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2 499,9 1 763,5
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 17 717,1 12 498,0
Задолженность по ОВГВЗ 24,6 17,3
Государственные гарантии Российской Федерации в  иностранной валюте 966,8 682,0
 

       Величина  государственного долга в национальной части внешней задолженности  зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг- это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.

       Оценка  государственного долга в плане  его влияния на развитие экономики  неоднозначна. Значительный госдолг  оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как  его рост ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал. Значительный дефицит бюджета обусловливает  нарастание госдолга и расходов на его обслуживание, что обостряет  расходные проблемы государственного бюджета.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Отсутствие  единой системы управления государственным  внутренним и внешним долгом в  предыдущие годы привело к довольно высокой долговой нагрузке на федеральный  бюджет. Расходы федерального бюджета  на обслуживание и погашение государственного внутреннего и внешнего долга  будут и в дальнейшем занимать доминирующее положение в бюджетных  расходах и оказывать негативное влияние на экономическую политику страны. Вместе с тем позитивные тенденции в развитии экономики, профицитная бюджетная политика государства, более эффективное  управление государственными активами и пассивами заметно снижают  остроту долговой проблемы.

       Критерий  дефицита бюджета, по сути, выполняет  роль регулятора с отрицательной  обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей  экономической безопасности РФ. Однако сам по себе дефицит бюджета может  может и не быть чем-то чрезвычайно  негативным для развития экономики  и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его возникновения  и направлений расходов государственных  денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над  доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и  прибыли в них вполне возместят  произведенные затраты. Если же правительство  не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над  доходами допускает с целью латания  «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного  производства, то бюджетный дефицит  неизбежно приведет к росту отрицательных  моментов в развитии экономики, главным  из которых является усиление инфляционных процессов.

       В связи с этим на передний план снова  выдвигается проблема госдолга. Происходит сокращение внешнего долга за счет уточнения коммерческой задолженности, уменьшения объема роста долга вследствие неблагоприятных для России изменений валютных курсов и сокращения объема ожидаемых кредитов по линии международных финансовых организаций.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  : Официальный текст, (Б-ка Российского  законодательства).- М.: Издательство  «ОМЕГА-Л»,2006.-40с.

2. Воронин Ю.И., Кабашкин В.А. Управление государственным долгом. // Ю.И. Воронин, В.А. Кабашкин.- Экономист.№1.2006.-67с.

3. Курьеров  В.Г. «Иностранные инвестиции  и внешний долг РФ»/ В.Г. курьеров.-ЭКО.№8.-2005.-41с.

4. Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина.-М.:Дрофа,2003.-448с.;ил.

5. Сайт Министерства Финансов http://www1/minfin.ru.

6. Сервер Центрального Банка РФ http://www.cbr.ru.

7. Шабалин  А. Динамика государственного  и корпоративного долга// А. Шабалин.- Экономист. №3.2006.-57с. 

Информация о работе Сущность и основные элементы государственного долга