Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:13, реферат
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
ВВЕДЕНИЕ.........3
1.Государственный долг. Причины возникновения.....5
2.классификация государственного долга.............9
3.Особенности внутреннего и внешнего долга......12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........22
Список использованных источников......24
Классификация видов государственного и муниципального долга включала в себя 38 наименований, из которой впоследствии были исключены такие виды как:
- государственный внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего Союза ССР;
- задолженность Правительства Российской Федерации по кредитам, полученным от Центрального банка Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета в 1991 - 1994 годах, включая задолженность по процентам;
- государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
- государственные казначейские векселя;
-задолженность по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком Российской Федерации странам СНГ;
- задолженность Пенсионному фонду Российской Федерации по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий;
- задолженность предприятиям топливно - энергетического комплекса и другим отраслям промышленности.
- задолженность по централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации, была включена в состав внутреннего государственного долга.
Объем государственного внутреннего долга Российской федерации по состоянию на 01.12.2011г. - всего 4 003 321,757 млн.рублей в том числе: государственные гарантии российской Федерации в валюте Российской Федерации 459 358,172 . Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млн.руб.) на 1 декабря 2011года составляет 3 537 185,3466.
Некоторые оценки объема накопленных долгов субъектов Федерации вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации, проблема накопления и обслуживания долга ее субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственного долга субнациональных образований не был закреплен, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственного долга (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты Федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов – занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах).
Государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов- как физических, так и юридических лиц.
Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, вложений, в том числе государственных.
Государственный
внешний долг ассоциируется (и практически
означает) с долгом человека, задолжавшего
другим людям (долг страны другим странам).
Внешним долгом считается государственная
задолженность перед
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2011года7
Таблица 1
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро |
Государственный
внешний долг Российской Федерации
(включая обязательства |
35 964,4 | 25 369,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами -членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 577,9 | 407,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 484,1 | 1 046,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 043,1 | 735,8 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 57,8 | 40,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 626,7 | 1 852,9 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 29 183,4 | 20 586,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 410,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 | 2 445,2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 469,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 | 1 763,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 17 717,1 | 12 498,0 |
Задолженность по ОВГВЗ | 24,6 | 17,3 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 966,8 | 682,0 |
Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга. Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: основной долг и непогашенный долг, включающий кроме основного еще и проценты на долговые суммы. К этому надо добавить, что государственный долг- это не только объем заимствований госорганов, но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления.
Оценка государственного долга в плане его влияния на развитие экономики неоднозначна. Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал. Значительный дефицит бюджета обусловливает нарастание госдолга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отсутствие единой системы управления государственным внутренним и внешним долгом в предыдущие годы привело к довольно высокой долговой нагрузке на федеральный бюджет. Расходы федерального бюджета на обслуживание и погашение государственного внутреннего и внешнего долга будут и в дальнейшем занимать доминирующее положение в бюджетных расходах и оказывать негативное влияние на экономическую политику страны. Вместе с тем позитивные тенденции в развитии экономики, профицитная бюджетная политика государства, более эффективное управление государственными активами и пассивами заметно снижают остроту долговой проблемы.
Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности РФ. Однако сам по себе дефицит бюджета может может и не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них вполне возместят произведенные затраты. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
В
связи с этим на передний план снова
выдвигается проблема госдолга. Происходит
сокращение внешнего долга за счет
уточнения коммерческой задолженности,
уменьшения объема роста долга вследствие
неблагоприятных для России изменений
валютных курсов и сокращения объема ожидаемых
кредитов по линии международных финансовых
организаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации : Официальный текст, (Б-ка Российского законодательства).- М.: Издательство «ОМЕГА-Л»,2006.-40с.
2. Воронин Ю.И., Кабашкин В.А. Управление государственным долгом. // Ю.И. Воронин, В.А. Кабашкин.- Экономист.№1.2006.-67с.
3. Курьеров В.Г. «Иностранные инвестиции и внешний долг РФ»/ В.Г. курьеров.-ЭКО.№8.-2005.-41с.
4. Матвеева
Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб.
пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина.-М.:Дрофа,2003.-448с.
5. Сайт Министерства Финансов http://www1/minfin.ru.
6. Сервер Центрального Банка РФ http://www.cbr.ru.
7. Шабалин
А. Динамика государственного
и корпоративного долга// А. Шабалин.-
Экономист. №3.2006.-57с.
Информация о работе Сущность и основные элементы государственного долга