Сущность и основные элементы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........3
1.Государственный долг. Причины возникновения.....5
2.классификация государственного долга.............9
3.Особенности внутреннего и внешнего долга......12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........22
Список использованных источников......24

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 42.89 Кб (Скачать файл)

       ВВЕДЕНИЕ

       Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством  финансовой системы государство  образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность  выполнения возложенных на государственные  органы функций.  

       Однако  данная системы зачастую  сталкивается с проблемами, выраженными в форме  бюджетной задолженности  или  бюджетного дефицита. Его возникновение  обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты  на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного  производства, массовый выпуск “пустых” денег.                                                                                                                                                                                                                

       Дефицитность  государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых государств. В результате кредитной экспансии государства  прочие заемщики вытесняются с финансового  рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают  все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение   бюджетных   дефицитов  и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран. Так  же актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды , что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

       Проблема  государственных внутренних и внешних  заимствований - одна из острейших в российской экономике. Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.  

       Система государственных заимствований  может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны. В связи с  этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию  состояния финансовой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Государственный долг. Причины возникновения государственного долга

       Проблема  долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела  актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства  возможна лишь при определенной экономической  его независимости.

       Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных  заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств  по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства  третьих лиц.

       Первое  основание возникновения государственного долга – это государственные  и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

       Вторым  основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов  РФ и муниципалитетов являются кредитные  соглашения и договоры, которые могут  заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов.

        Третьим основанием выступает предоставление государственных  гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения  обязательств за других заемщиков.

       Четвертым основанием являются факты, когда государство  или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

       Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе  названы соглашения и договоры (в  том числе международные), заключенные  от имени Российской Федерации или  субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

       Для государства на федеральном и  региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида – внутреннего долга.

       Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных  субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего  долга.

       Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы  основным кредитором было население  своей страны и чтобы как можно  меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность  страны, но и его суверенитет.

       По  структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

       - задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета;

       - задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;

       - внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;

       - вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

       Предоставляя  для Российской Федерации право  приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный  кодекс устанавливает при этом порядок  определения количественных пределов таких обязательств и порядок  их выполнения.

       Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает  верхний предел государственного внутреннего  долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований  на очередной финансовый год. Указанные  предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней  бюджетной системы. На федеральном  уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего  и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований  устанавливаются федеральным законом  о бюджете на очередной год, в  котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения.

       За  годы реформ налоговые доходы государства  резко уменьшились, что связано  с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с  начатой и не доведенной до конца  налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую  экономику, массовыми уклонениями  от уплаты налогов. Россия уже лет  десять похожа на латиноамериканскую страну по структуре распределения  доходов населения. Около половины доходов приходится на пятую часть  россиян, которая не платит налогов  с трех четвертей своих доходов. Их как раз и не хватает для  выполнения государством социальных обязательств.

       Доходная  часть бюджета все эти годы падала, а расходы государства  сокращались недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных планов по доходам секвестирование расходов проводилось под давлением лоббирующих  групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой секторы). В результате сложилась  крайне нерациональная структура расходов, которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание  достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе.

       С одной стороны, российскому государству  нужно отказаться от значительной части  своих обязательств, идущих еще от советской эпохи и принятых позже  Госдумой. Они были бы уместны в  развитой стране, но непосильны для  нашей экономики. К тому же эти  обязательства из года в год не выполняются, что порождает неплатежи  и подрывает авторитет государства.

       С другой стороны, существуют серьезные  ограничения на дальнейшее сокращение расходов. Сказывается сложившийся  в советское время и ставший  привычным уровень государственной  поддержки населения. Кроме того, отношение россиян к экономическим  преобразованиям во многом определяется динамикой социальных расходов государства. Его расходы на поддержание высокого уровня образования отражаются на темпах экономического роста. Важно и то, что дальше уменьшать расходы  на управление, оборону, правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удастся без предварительных  радикальных реформ в этих сферах, что, в свою очередь, требует немалых  бюджетных средств.

       На  возможности сокращения расходов государства  серьезно влияет заложенный в Конституцию  механизм формирования институтов власти. Сильная президентская республика призвана ограничить популистскую и  лоббистскую активность законодателей. Однако на практике независимость от Госдумы не только оградила правительство  от популизма, но и поставила депутатов  в комфортное и политически беспроигрышное положение, когда парламент в  глазах населения не отвечает за результаты заложенной в бюджете нереалистичной социально-экономической политики. В итоге страна получала бюджет с  дефицитом и вытекающими отсюда последствиями. Переломить эту тенденцию  удалось лишь с 2000 г. в связи с изменениями в политическом спектре Госдумы.

       Дефицит бюджета покрывается разными  способами: с помощью денежной эмиссии  в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

       2. Классификация государственного  долга 

       Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

       Государственный долг подразделяется на капитальный  и текущий.

       Капитальный государственный долг - вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

       Текущий долг включает расходы государства  по выплате доходов кредиторам и  погашению обязательств, срок которых  наступил.

       Согласно  действующему законодательству, следует  выделять государственный и общегосударственный  долг. Последнее понятие более  широкое и включает задолженность  не только Правительства РФ, но и  органов управления республиками, входящими  в состав Российской Федерации, местных  органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.

       Хроническая дефицитность государственного и местных  бюджетов и высокий государственный  долг характерны на современном этапе  для большинства промышленно  развитых стран. Государство, широко используя  свои возможности для привлечения  дополнительных финансовых ресурсов в  целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает  задолженность как внутреннюю, так  и иностранным кредиторам. Это  ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего1.Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте2. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

       С формальной точки зрения внешними займами  называются займы, заключенные на иностранных  биржах или через иностранные  банки в иностранной валюте. Но по существу (с материальной точки  зрения) под внешними займами следует  понимать те, которые находятся в  руках иностранцев-кредиторов; формально  внутренний заем может попасть в  руки иностранцев и обратно.

Информация о работе Сущность и основные элементы государственного долга