Сущность и виды инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 03:06, курсовая работа

Описание работы

Однако же, если иметь в виду долгосрочную перспективу, то, как доказано мировой экономической наукой и подтверждено хозяйственной практикой, в эффектах этих ровным счетом ничего положительного. Более того, они даже не нейтральны, а наносят экономике немалый урон. Крайне непродолжительные по времени действия, указанные бумы оборачиваются лишь обострением инфляционного недуга и усложняют его течение. Они затягивают выздоровление, делают неизбежным применение радикальных и весьма болезненных в социальном отношении антиинфляционных мер, сопровождаются ростом безработицы, временным снижением уровня жизни и т.п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Сущность инфляции:
Понятие инфляции…………………………………………….5
Причины инфляции…………………………………………...6
Механизм инфляции………………………………………….8
Инфляция спроса……………………………………………...9
Инфляция предложения……………………………………..11
Стагфляция…………………………………………………...11
2. Виды инфляции:
2.1 Открытая инфляция…………………………………………12
2.2 Подавленная инфляция……………………………………...13
2.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция……..15
2.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция……………………..16
3. Инфляционные процессы в экономике России
3.1. Инфляция в России и методы её регулирования…………17
Заключение…………………………………………………………..32
Список использованных источников…………………….............34

Файлы: 1 файл

Макроэкономика - Сущность инфляции.docx

— 70.08 Кб (Скачать файл)

В целях решения наиболее острых проблем, вызванных августовским финансовым кризисом 1998 г., проведена новация по государственным ценным бумагам. В декабре 1999 г. объем реструктурированных ГКО/ОФЗ превысил 11 млрд. руб. по номиналу. Погашены два выпуска ГКО. Приостановлена эмиссия облигаций Банка России с середины февраля 1999 г. В результате изменилась структура долга: увеличилась доля долгосрочных ценных бумаг с фиксированными невысокими ставками по купонам. Это привело к уменьшению издержек по обслуживанию государственного долга.

Емкость рынка правительственных  ценных бумаг сократилась и ликвидность  его в 1999 г. была низкая. Рынок корпоративных  акций восстанавливается медленно. Лишь в конце 1999 г. курс акций стал повышаться под влиянием благоприятных оценок российского рынка на фоне роста мировых цен на нефть.

В комплексе мер по возрождению  рынка ценных бумаг важное место  занимает процесс слияния инвестиционных и банковских структур, перераспределение капиталов в реальный сектор экономики с целью ее стабилизации и подъема.

Либерализация внешнеэкономической  деятельности, поспешное введение конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания объективных условий открыли шлюзы внешних факторов инфляции. Снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, газ, черные металлы, острая конкурентная борьба между экспортерами на мировых рынках отрицательно влияли на инвалютные поступления России.

Улучшение внешнеэкономической  конъюнктуры для российской экспортной продукции, в первую очередь нефтепродуктов с апреля 1999 г. способствовало (наряду с девальвацией рубля) увеличению валютной выручки, предложению инвалюты на валютном рынке. Под влиянием роста цен на импортируемые товары в России повышаются цепы па все товары, включая отечественные, не имеющие импортного компонента.

Но главное — происходит импорт инфляции, прежде всего из США. С предоставлением валютных прав физическим лицам и предприятиям с 1992 г. усилился спрос на иностранную валюту, особенно доллары, для страхования риска, в частности инфляционного. На покупку валюты используется от 12,4% (1998 г.) до 8,5% (1999 г.) денежных сбережений населения. Долларовые накопления у населения (50-80 млрд. дол.) практически означают, что Россия кредитует США, которые регулярно экспортируют доллары для российских банков.

"Долларизация" экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда национальная валюта плохо выполняет свои функции. Поэтому раздающиеся призывы запретить хождение доллара утопичны и чреваты появлением "черного" валютного рынка. Задача заключается в привлечении долларовых сбережений населения на нужды подъема российской экономики. Но для этого необходимы реальная гарантия по валютным вкладам в банках и надзор Центрального банка РФ за их использованием.

Составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного  рынка и относительная стабилизация курса рубля. Повышенный спрос на доллары периодически принимает форму спекулятивной игры на повышение курса доллара и снижение курса рубля, порождая валютные кризисы. Несмотря на девальвацию рубля, курс его постоянно снижается.

Центральный банк России с  лета 1995 г. до августовского кризиса 1998 г. устанавливал пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности Евросоюза.

В условиях кризиса 1998 г. курс доллара к рублю (5,94 руб. в декабре 1997 г., 15,93 в октябре 1998 г.) вышел за рамки валютного коридора, который  уступил место другим методам  регулирования плавающего валютного курса. В их числе управление рублевой ликвидностью коммерческих банков, операции ЦБР на валютном рынке и своевременные заявления его об ориентирах динамики курса рубля к доллару. Иногда появляются необоснованные предложения ввести режим фиксированного курса рубля. Это противоречит современной мировой практике. С 1973 г. в мировом сообществе преобладает регулируемое плавание валютного курса.

Несмотря на значительную девальвацию рубля, курс доллара продолжает повышаться с 20,65 руб. до 27 руб., т.е. на 31% за 1999 г., евро - с 24,09 до 27,20 руб., или на 13%. Этому способствует ряд факторов: инфляционные ожидания, неурегулированность проблем внешнего государственного долга, хотя достигнуто частичное их решение, и дальнейшего сотрудничества с МВФ; увеличение ликвидных рублевых средств в результате погашения ГКО и купонов ОФЗ после их новации.

Инфляционным фактором является не только внутреннее бегство от рубля к доллару, но и внешнее бегство российского капитала за рубеж (оценки колеблются от 60 до 300 млрд. дол.), что характерно для стран, переживающих экономические и политические трудности. Из-за "бегства" капитала Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Назрела необходимость разработки государственной программы сдерживания "бегства" капиталов и их частичной репатриации.

Она должна включать меры против: отмывания "грязных" денег, связанных с противоправными  действиями юридических лиц и внедрения их в легальные финансовые потоки; нелегального "бегства" капитала (оставление за рубежом части экспортной выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты таможенных сборов и налогов в инвалюте и т.д.); "бегства" капитала по легальным каналам, что не всегда принимается во внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов российских банков; завышении корреспондентских счетов "Ностро" в иностранных банках-корреспондентах; приобретении недвижимости за рубежом.

Первый шаг в этом направлении — создание на базе МВД межведомственного центра по противодействию отмывания доходов с участием СБ, Минфина, ФСНП, ГТК, Минэкономики, ФПС, ФКЦБ. Введение лицензирования внешнеэкономической деятельности также было бы полезно для сдерживания утечки капитала за рубеж.

Для сдерживания внешних  факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля.

По данным МВД, невозврат  экспортной валютной выручки составил в 1998 г. 4,4 млрд. дол., а необеспеченные товарными поставками авансовые платежи по импорту — 4,3 млрд. дол. Соответственно недобор таможенных сборов достиг 2,4-3,2 млрд. дол.

В антиинфляционной стратегии  особое место занимает проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

Регулирование внешних  факторов инфляции требует разработки валютной стратегии и стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают пожарные меры текущей политики. Концепция валютной стратегии должна включать отношение России к структурным принципам мировой валютной системы, европейской валютной системы, в том числе к зоне евро, которая имеет для нашей страны практическое значение в аспекте использования евро во внешнеэкономических контрактах, а также для диверсификации валютных резервов. Целесообразно установить обоснованный минимум золото-валютных резервов, чтобы противостоять периодическим кризисам, присущим рыночной экономике тем более в условиях «догоняющего развития». В современной России золото-валютные резервы (12,5 млрд. дол. в конце 1999 г.) ниже международного стандарта их достаточности, определяемой в размере трехмесячного импорта товаров. К тому же для России к этому критерию следовало бы добавить предстоящие платежи по внешнему долгу. Для пополнения золотых резервов необходима государственная поддержка золотодобывающей отрасли, скупка золота у российских производителей.

Отсутствие действенных  законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность  экономических субъектов рынка  — одна из причин как дестабилизации экономики, так и инфляционных ожиданий в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим также механизм реализации законов, контроль за их исполнением.

Для восстановления доверия  к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм управленческих структур.

Инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Для этого важно использовать государственное регулирование экономики в дополнение к рыночным регуляторам. Монетаризм, утверждающий будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско на Западе и в чистом виде ни в одной стране (кроме России) не возведен в ранг официальной доктрины.

Односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы способствовала десятилетнему  экономическому спаду в экономике, оставшейся без государственного надзора и регулирования. Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с рыночными регулирующими механизмами вселяет надежду, что инфляция в России будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной экономики.6

                             

                        

                                                     Заключение

 

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

Последние событие на финансовом рынке России, результатом которых  стал рост курса доллара, замораживание долга по государственным краткосрочным обязательствам, девальвация рубля, и как следствие рост цен и обесценивание сбережений, а это значит новый виток инфляции, показывают, что долгие попытки российского Правительства по сдерживанию инфляции на низком уровне, сдерживанию курса рубля не увенчались должным успехом. Причины случившегося кризиса были заложены намного раньше, и он предопределился процессом развития ориентации экономики России, последние ставки в которой были сделаны на экспорт сырьевых ресурсов, так же особенностями в развитии и действии банковской системы, и общим спадом промышленности. Пытаясь защитить стоимость рубля, делая ставку на это, как на показатель стабильности и управляемости экономики, не принимая при этом действенных мер по поддержке и развитию промышленности страны, Российское правительство тратило в итоге больше, чем оно могло себе позволить. Учитывая мировой финансовый кризис, падение цен на нефть (экспорт которой приносил достаточные суммы валюты, которые направлялись на поддержание рубля) привели к тому, что у Центрального банка России иссякли ресурсы на поддержание валютного коридора, коммерческие банки содрогнулись под тяжестью беспрецедентных убытков в торговле валютными долгами России, а инвесторы устроили окончательную обструкцию рублевым обязательствам России, и с российского рынка ушли все нерезиденты, изъяв свои денежные вложения. В итоге правительству пришлось сдать свои финансовые рубежи.

И сейчас в ходе последних  событий, как никогда остро стоит  проблема по предотвращению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитием по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.

 

                            Список используемой литературы.

 

  1. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001.- стр.341 -362.

2.  А.С. Булатов «Экономика»  Москва 1997 г.

3.  Е.Ф. Борисов «Экономическая  теория» Москва 1996 г.

4.  Хейне П. Экономический образ мышления Москва 2000 С.487.

5.  Корнаи Я. Путь к свободной экономике Москва 1997 С. 72, 73.

       6. Уровень инфляции и динамика цен // Экономика: анализ, прогноз,           регулирование. – 2000. - №5. – С. 12 – 13.

7. Уровень и качество жизни // Экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2000. - №8. – С. 22 – 25.

9.  Большая книга по экономике/ Пер. с нем. Годфрида В. – М.: ТЕРРА,     1997. – 736с.

10. Сергеев И. В. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. – М.: Финансы

и  статистика, 1997. – 304 с.

11. Современный экономический словарь/ Райзберг Б.А., Лозовский

Л.Ш., Стародубцева Е.Б. - М.: Инфра-М, 1997 – 416 с.

12.  Большой экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна. – 2-е

изд. доп. и перераб. – М.: Институт новой экономики, 1997. – 864 с.

13.  Журнал «ЭКО». – 2002. – С.2-38

14.  Чепурин М.Н.  Курс экономической теории.  2001.

15.  Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ. 2002


Информация о работе Сущность и виды инфляции