Сущность и виды инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 03:06, курсовая работа

Описание работы

Однако же, если иметь в виду долгосрочную перспективу, то, как доказано мировой экономической наукой и подтверждено хозяйственной практикой, в эффектах этих ровным счетом ничего положительного. Более того, они даже не нейтральны, а наносят экономике немалый урон. Крайне непродолжительные по времени действия, указанные бумы оборачиваются лишь обострением инфляционного недуга и усложняют его течение. Они затягивают выздоровление, делают неизбежным применение радикальных и весьма болезненных в социальном отношении антиинфляционных мер, сопровождаются ростом безработицы, временным снижением уровня жизни и т.п.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Сущность инфляции:
Понятие инфляции…………………………………………….5
Причины инфляции…………………………………………...6
Механизм инфляции………………………………………….8
Инфляция спроса……………………………………………...9
Инфляция предложения……………………………………..11
Стагфляция…………………………………………………...11
2. Виды инфляции:
2.1 Открытая инфляция…………………………………………12
2.2 Подавленная инфляция……………………………………...13
2.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция……..15
2.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция……………………..16
3. Инфляционные процессы в экономике России
3.1. Инфляция в России и методы её регулирования…………17
Заключение…………………………………………………………..32
Список использованных источников…………………….............34

Файлы: 1 файл

Макроэкономика - Сущность инфляции.docx

— 70.08 Кб (Скачать файл)

По  мере роста спроса экономика вступает во второй отрезок кривой: растет производство, растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее  и труднее находить необходимые  экономические ресурсы. Ведь привлечение  квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и соответственно цен.

Третий  отрезок характеризуется полной занятостью, достигнут максимальный валовой продукт, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема. Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос – это рост цен.

Условия инфляции спроса:

  • рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости.
  • увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема.
  • рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

1.5 Инфляция предложения.

 

В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что  растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в  результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или  в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий  добычи, повышение транспортных расходов и т.п.)

Инфляция  предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В  последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается  в мировой практике.

Теория  инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение  издержек на единицу продукции сокращает  прибыль и объем продукции, которое  предприятия готовы предложить при  существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров  и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

Основным  источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей.

1.6 Стагфляция.

Стагфляция  – ситуация, когда возрастание  общего уровня цен происходит с одновременным  сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.

Экономисты по-разному объясняют  причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться  рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается  «жесткость» цен в направлении  их понижения.

Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над  рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста  совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать  дороже.

Существует также мнение, что  причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость  своих услуг, ожидая падения своих  доходов от инфляции.

2. Виды инфляции.

С точки зрения проявления различают  «открытую» и «подавленную» инфляцию.

2.1 Открытая инфляция.

Она характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому  неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет  за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы  выгодного приложения капиталов.

2.2 Подавленная инфляция.

Это скрытая инфляция, присущая экономике  с командно-административным контролем  над ценами и доходами. Жесткий  контроль над ценами не позволяет  открыто проявиться инфляции в росте  цен. В такой ситуации инфляция принимает  скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса  денег возрастает, то их избыток  вызывает товарный дефицит.

Для экономики СССР длительное время  была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Норма  сбережений в приросте дохода в 1969 г. составляла 50%, в 1976 – 79%, в 1984 – 100%. Часто  сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составил 40%. Дефицит порождал очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду.

В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой  стороной невидимого инфляционного  процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике  диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при подавленной  инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая  подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная  форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия  неизменности цен создает видимость  экономического благосостояния, вводя  в заблуждение продавцов и  покупателей.

Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

  1. Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
  2. Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и большими цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии.
  3. Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

Инфляция представляет собой весьма сложный, необычайно     противоречивый феномен. Не следует проводить прямой аналогии между инфляцией цен  и эмиссией денег, хотя в литературе этого различия подчас не делается

Приведенное  определение инфляции как процесса обесценивания денег  и переполнения каналов обращения  бумажными деньгами не исчерпывает  полностью сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние  экономики. В некоторых случаях  применяется даже операции.

2.3 Сбалансированная и  несбалансированная инфляция.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна  для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке  повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних  кооперационных связях. Цена на их продукцию  отражает всю сумму повышения  цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

Несбалансированность инфляции –  большая беда для бизнеса. Но еще  хуже когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

2.4 Ожидаемая и неожидаемая  инфляция.

С точки  зрения четвертого критерия различают  ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается  и прогнозируется заранее, неожидаемая  – наоборот.

Комбинация сбалансированной и  ожидаемой инфляции не наносит особого  вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата  большими издержками адаптационного плана.

                         

                          3. Инфляционные процессы в экономике России.

3.1 Инфляция в России и методы её регулирования.

Экономика современной России пережила гиперинфляцию в самом начале экономической трансформации от централизованной экономики к рыночной.

Присуще утверждение: «Природа российской инфляции, равно как и содержанием экономической политики, способной обеспечить её подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Всё многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной – инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой – это чисто монетарное явление»

Первоначальная ориентация преимущественно  на монетаристкие методы экономической трансформации, резкая либерализация цен в России, отсутствие антиинфляционной программы привели к галопирующей инфляции, по уровню которой Россия в начале 90-х годов занимало одно из ведущих мест в мире.

Пик инфляции в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли  в среднем на 2508%. В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%, и по этому показателю в мире Россия уступала лишь Бразилии (2830%).

Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%.

Благодаря введению валютного, коридора и других мер правительства по укреплению национальной валюты в 1996 г. уровень инфляции удалось снизить до 21,9% и в 1997 г. — до 15%.

До финансового кризиса правительство  планировало снизить уровень  инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и  до 6,6% к 2000 г.

Мрачный прогноз гиперинфляции  в России в условиях августовского  кризиса 1998 г. не сбылся. После взлета потребительских цен на 84,5% в 1998 г. темп инфляции снизился более чем вдвое. Однако инфляция не побеждена.

После финансового кризиса в  бюджете Российской Федерации на 1999г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали пост потребительских цен в России в 1999 г. не менее, чем на 56%.

Потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5%. При оценке уровня инфляции необходимо учитывать рост цен производимой промышленной продукции (67,3%), по инвестициям  в основной капитал (46,0%), а также  на реализованную сельскохозяйственную продукцию (91,4%). Сохраняется значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке может вновь проявиться в росте потребительских цен. Это обусловлено тем, что Россия впервые в мировой практике искусственно сдержала темп инфляции, применив дефляционную политику в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. За рубежом крайней мерой дефляции является блокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается. В России, несмотря на частичное погашение задолженности по заработной плате и пенсиям, эта проблема сохраняет свою остроту.

Информация о работе Сущность и виды инфляции