Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 10:27, доклад
Кадастры являются разновидностью информационных систем, которые должны использоваться в процессе осуществления государственного управления. Учитывая разнообразие современных кадастров, можно сделать вывод, что кадастровому учету может подлежать информация о состоянии различных объектов. Среди них можно назвать: кадастры природных ресурсов (земельный, водный, лесной, растительный, животный и другие), градостроительный кадастр, кадастр недвижимости, экологические кадастры (кадастры отходов, кадастры опасных отходов, кадастр лавин, кадастр антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов и другие) [1, с. 43] .
Сущность понятия кадастр 4
Государственный земельный кадастр 5
Государственный лесной кадастр 7
Государственный водный кадастр 9
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых 12
Государственный кадастр природных территорий курортов 13
Государственный кадастр лечебных ресурсов 15
Государственный кадастр территорий и объектов природно-заповедного фонда 16
Государственный кадастр животного мира 18
Государственный кадастр растительного мира 19
Градостроительный кадастр 20
Национальный кадастр антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов 21
Список использованной литературы 22
Кадастры являются разновидностью информационных систем, которые должны использоваться в процессе осуществления государственного управления. Учитывая разнообразие современных кадастров, можно сделать вывод, что кадастровому учету может подлежать информация о состоянии различных объектов. Среди них можно назвать: кадастры природных ресурсов (земельный, водный, лесной, растительный, животный и другие), градостроительный кадастр, кадастр недвижимости, экологические кадастры (кадастры отходов, кадастры опасных отходов, кадастр лавин, кадастр антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов и другие) [1, с. 43] .
Закон Украины от 25 июня 1991 г. № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды» установил, что для учета количественных, качественных и других характеристик природных ресурсов, объема, характера и режима их использования ведутся государственные кадастры природных ресурсов [2]. Однако исчерпывающий перечень кадастров в этом законе не приводится, а анализ действующего законодательства Украины позволяет составить такой их перечень: Государственный земельный кадастр, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный кадастр природных территорий курортов, государственный кадастр лечебных ресурсов, государственный кадастр территорий и объектов природно-заповедного фонда, государственный кадастр животного мира, государственный кадастр растительного мира, Национальный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, градостроительный кадастр. Коротко рассмотрим их.
2. Государственный земельный кадастр
Ведение Государственного земельного кадастра регулируются следующими нормативно-правовыми актами Земельным кодексом Украины от 25 октября 2001г., Законом Украины от 07 июля 2011 г. № 3613-VI «О Государственном земельном кадастре» [3], Постановлением Кабинета Министров от 17 октября 2012 г. № 1051 «Об утверждении Порядка ведения Государственного земельного кадастра» [4], Постановлением Кабинета Министров Украины от 22 февраля 2012 г. № 118 «Об информационной взаимодействие органа, который осуществляет ведение Государственного земельного кадастра и органа государственной регистрации прав»[5], Министерства аграрной политики и продовольствия от 27 декабря 2012 г. № 836 «Об утверждении Порядка администрирования Государственного земельного кадастра» и рядом других[6].
Закон Украины от 7 июля 2011 г. № 3613-VI «О Государственном земельном кадастре» определил Государственный земельный кадастр как единую государственную геоинформационную систему сведений о землях, расположенных в пределах государственной границы Украины, их целевое назначение, ограничения в их использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценке, о распределении земель между собственниками и пользователями[3]. Указанный Закон вступил в силу только в 2013 г. В связи с многочисленными изменениями в земельном законодательстве, и, как следствие, неудовлетворительным состоянием земельных правоотношений, пока этот кадастр содержит много ошибок, которые требуют устранения.
Считаем, что важным аспектом ведения
этого кадастра является проблема открытости
и доступности его данных. С одной стороны,
функционирует Публичная кадастровая
карта, которую можно просмотреть в режиме
реального времени и бесплатно [7]. С другой
стороны, большая часть информации находится
в закрытом и платном режиме, который доступен
для ограниченного круга субъектов. Так,
например, в соответствии с пп. 187-190 Порядка
ведения Государственного земельного
кадастра сведения о геодезической и картографической
основе, государственной границе, землях
в пределах и за пределами административно-
Можно также отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 36 Закон Украины от 07 июля 2011 г. № 3613-VI «О Государственном земельном кадастре» право на получение сведений Государственного земельного кадастра о земельном участке имеют право тоже ограниченный круг лиц: владельцы / пользователи земельных участков, их наследники / правопреемники, лица, в интересах которого установлены ограничения или уполномоченные тремя указанными категориями лиц, органами государственной власти и органы местного самоуправления для реализации своих полномочий, лица, осуществляющие землеустроительные, геодезические, земельнооценочные работы и земельные торги [3].
На наш взгляд, закрытость информации о владельцах / пользователей земельных участков для широкого круга лиц противоречит самой сути такого реестра, которая заключается в подтверждении законности права собственности / пользования любого лица, а также защите этого права в связи с открытостью этого реестра. Конечно, можно возразить, что это не защитит от фактического самозахвата земельного участка, но закрытость этого реестра будет «оправдывать» такие действия. В целом, считаем, что ограничение таким путем доступа к информации о владельцах/пользователей земельных участков можно назвать способом скрыть правонарушения в этой сфере.
Большинство стран, которые ведут кадастры, имеют открытые кадастры, но их открытость не всегда означает бесплатность получения такой информации. Примером бесплатного и открытого кадастра является грузинский кадастр.
3. Государственный лесной кадастр
Ведение этого кадастра регламентируется Лесным кодексом Украины от 21 января 1994 г. № 3852-XII (далее - ЛК Украины) [8], Указом Президента Украины от 13 апреля 2011 г. № 458/2011 «О Положении о Государственном агентстве лесных ресурсов Украины» [9], Постановлением Кабинета Министров от 20 июня 2007 г. N 848 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного кадастра и учета лесов» [10], Приказом государственного комитета лесного хозяйства Украины от 01 октября 2010 г. N 298 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения государственного лесного кадастра и первичного учета лесов» [11].
Ведение кадастра возложено на Государственное агентство лесных ресурсов Украины (далее – Гослесагенство) согласно п. п. 7 п.4 Указа Президента Украины от 13 апреля 2011 № 458/2011 «О Положении о Государственном агентстве лесных ресурсов Украины». Согласно выписки из Устава Украинское государственное проектное лесоустроительное производственное объединение ПО «УКРГОСЛЕСПРОЕКТ» [12].
Вышеупомянутое государственное предприятие входит в Перечень предприятий, учреждений и организаций, которые переданы в сферу управления Государственного комитета лесного хозяйства (ныне - Государственное агентство лесных ресурсов), утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 1997 г. N 1180 «Вопросы Государственного комитета лесного хозяйства Украины» [13].
Целью ведения данного кадастра согласно ст. 49, 50 ЛК Украины являются: 1) эффективная организация охраны и защиты лесов, рационального использования лесного фонда Украины, воспроизводства лесов, осуществление систематического контроля за качественными и количественными изменениями лесов, 2) обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан достоверной и объективной информацией о природном, хозяйственном состоянии и правового режима использования лесного фонда Украины [8].
Составными частями кадастра являются: 1) учет качественного и количественного состояния лесного фонда Украины, 2) разделение лесов на категории в зависимости от основных выполняемых ими функций, 3) денежную оценку лесов (в необходимых случаях) 4) другие показатели. Документация кадастра ведется на основе данных государственного земельного кадастра, материалов лесоустройства, инвентаризации, обследований и первичного учета лесов отдельно по владельцами лесов и постоянными лесопользователями. Согласно п. 8 Постановлением Кабинета Министров от 20 июня 2007 г. N 848 «Об утверждении Порядка ведения государственного лесного кадастра и учета лесов» документация кадастра обновляется один раз в пять лет. Как отмечалось учет лесов является составной частью государственного лесного кадастра, однако законодательство не устанавливает срока проведения очередного учета, относя его определение в компетенцию Государственного агентства лесных ресурсов [10]. Последний раз учет лесов был проведен в 2011 г. (который по информации Государственного агентства лесных ресурсов подтвердил увеличение общей площади лесов и повышение лесистости Украины), а перед этим - в 1996 г. Это ставит под сомнение надлежащее качество ведения государственного лесного кадастра [14].
Наряду с этим, проблемным аспектом является доступ к кадастру. Во-первых, законодательством не предусмотрено, что лесной кадастр является автоматизированным. Во-вторых, в соответствии с приказом Государственного агентства лесных ресурсов Украины от 26 мая 2011 г. № 196, которым утвержден перечень сведений, составляющих служебную информацию в Государственном агентстве лесных ресурсов Украины, документация государственного лесного кадастра на уровне областных управлений лесного и охотничьего хозяйства, области, страны и другая информация относится к служебной информации, а потому не является открытой и общедоступной [ 15].
4. Государственный водный кадастр
Ведение Государственного водного кадастра регулируется Водным кодексом Украины от 06 июня 1995 г. № 213/95-ВР [16], Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 апреля 1996 г. № 413 «Об утверждении Порядка ведения государственного водного кадастра» [17].
Соответствии с Водным кодексом Украины государственный водный кадастр составляется с целью систематизации данных государственного учета вод и определение имеющихся для использования водных ресурсов. Государственный учет вод состоит из государственного учета водопользования, государственного учета поверхностных вод и государственного учета подземных вод. Его ведение возложено одновременно на три учреждения:
1) Государственная служба
2) Госводагентство Украины согласно Указу Президента Украины от 13 апреля 2011г. № 453/2011 «О Положении о Государственном агентстве водных ресурсов Украины» ведет государственный водный кадастр по разделу "Водопользование" [20].
3) Государственная служба