Сущность и значение экономических методов в рыночных условиях хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенной группе показателей. Например, коммерческий директор ежедневно получает задание от генерального директора и организует работу отдела продаж, используя методы управления персоналом.

Файлы: 1 файл

ОСНОВА.docx

— 86.54 Кб (Скачать файл)

Глава 1 СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

    1. Понятие экономических методов управления

Понятие «метод управления»  неразрывно связано с этимологией  слова «метод», происходящего от греческого «methodos» и имеющего два значения:

·способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни;

·прием, способ или образ действия.

Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического  управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени  и других ресурсов на постановку и  достижение целей. Рассматриваемые  ниже методы менеджмента применяются  по отношению к трудовым коллективам  в целом и отдельным работникам в частности. Итак, методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией. Различают  три вида методов управления, которые  отличаются способами и результативностью воздействия на персонал:

  • экономические методы управления, основанные на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира - природы, общества и мышления; использование этих методов основано на системе экономических интересов личности и общества.
  • организационно-распорядительные методы управления основаны на правах и ответственности людей на всех уровнях управления (часто эти методы называют административными).
  • социально-психологические методы управления, основанные на формировании и развитии общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей - добра и зла, сути жизни, нравственных начал в обществе, отношений к личности т.д. [6,с.83]

Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления [14].

С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают  линейным руководителям для руководства  работой по их выполнению. Каждое подразделение  получает перспективные и текущие  планы по определенной группе показателей. Например, коммерческий директор ежедневно  получает задание от генерального директора  и организует работу отдела продаж, используя методы управления персоналом.

При этом мощным рычагом  выступают цены на выпускаемую/перепродаваемую  продукцию, которые влияют на размеры  прибыли организации. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения себестоимости продукции. Поэтому  необходимо применять четкую систему  материального стимулирования за изыскание  резервов по снижению себестоимости  продукции и реальные результаты в этом направлении. Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация  заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.

В сегодняшних условиях посткризисного периода и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается  роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации.

План экономического развития является основной формой обеспечения  баланса между рыночным спросом  на товар, необходимыми ресурсами и  производством продукции и услуг. Для достижения поставленных целей  необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации всего персонала организации на достижение конечных результатов. Они могут выступать в следующих формах: планирование, анализ, коммерческий расчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности, когда персонал распоряжается дивидендами, зарплатой, реализует свои экономические интересы, выявляет новые возможности и резервы.

 

1.2 формы экономических методов управления

 

Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Формы ЭМУ представлены на нижеследующей таблице.

 

Таблица 1 Формы экономических методов управления

Наименование группы МУ

Специфика группы

Наименование подгруппы

Наименование методов

Экономические методы управления

Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий  и на вознаграждение за их выполнение

Экономические методы, применяемые на макро-уровне

Прогнозы: национальные программы; государственные заказы; налоговая  политика; ценовая политика, финансово-кредитная  политика; инвестиционная политика.

   

Экономические методы, применяемые на уровне предприятия (организации)

Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический  метод; математическое моделирование.

     

Коммерческий расчет: самоокупаемость; самофинансирование

   

Экономические методы управления, применяемые на отдельного работника

Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.)

     

Методы наказания (штрафы, вычеты и др.)


 

Использование экономических  методов управления связано с  формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрения за определенное количество и качество труда, и применение санкций за невыполнение.

Экономические методы на макро-уровне выступают как государственное регулирование. Оно охватывает разработку прогнозов и рациональных программ, госзаказов, налоговую, ценовую, инвестиционную и финансово-кредитную политику государства.

На микро-уровне методы предусматривают экономическую обособленность и самостоятельность предприятий.

Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности рабочих проявляется при оплате труда.

В условиях свободного рынка  и сложного взаимодействия усиливается  роль экономических методов управления. Они становятся условием радикальной перестройки основного механизма хозяйствующего субъекта, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой.[3,c.21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Характеристика предприятия, его организационно-правовая форма

Туристическая фирма «Пилигрим» была основана 26 февраля 2002 года. По организационно – правовой форме фирма является обществом с ограниченной ответственностью. ООО регулируется ГК РФ.

Обществом с ограниченной ответственностью является коммерческая организация, созданная одним или  несколькими учредителями, уставной капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами, участники которой не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в размере внесенной доли уставного капитала. Порядок создания и регистрации любого предприятия можно свести к следующим этапам.

Прежде чем регистрировать организацию необходимо выбрать  вид деятельности;

- оценить все риски,  чтобы оценить перспективность  дела;

- составить четкий бизнес-план;

- выбрать организационно-правовую  форму. Форма выбирается в зависимости  от того, сколько участвует человек,  исходя из каких средств формируется капитал, какую ответственность хотят нести участники;

- проанализировать нормативные  акты, указы, постановления, которые  регулируют вид деятельности, который  вы создаете. Выявить наличие  льгот, особый порядок регистрации,  внесение страховых взносов, уплаты  налогов, дополнительных платежей.

Для регистрации ООО необходимо:

1 Наименование общества, которое вы хотите зарегистрировать (полное, сокращенное, при желании – на иностранном языке);

2. Адрес местонахождения  исполнительного органа общества (юридический адрес);

3. Сведения о размере  и форме оплаты уставного капитала (оплата денежными средствами  или имуществом);

4. Основные виды экономической  деятельности (по классификатору  ОКВЭД);

5. Сведения о руководителе (копия паспорта и ИНН, если  имеется);

6. Сведения о составе  учредителей и о долевом распределении  уставного капитала между ними (копии паспортов и ИНН, если  имеются);

7. Сведения о главном  бухгалтере общества (ФИО);

8. Система налогообложения  общества (традиционная, упрощенная). Юридическое  лицо считается созданным с  момента его государственной  регистрации (п. 2 ст.51ГК РФ).

В настоящее время общество с ограниченной ответственностью продолжает оставаться наиболее востребованной моделью  образования юридического лица именно из-за возможности нести субсидиарную ответственность по своим обязательствам. Эта же форма юридического лица была едва ли не единственным возможным  вариантом для создания нового дела в 2002 году, году основания «Пилигрим».

Свою деятельность фирма «Пилигрим» начала как малоизвестное туристическое агентство, занимающееся реализацией и продвижением туристического продукта, созданного туроператором. Деятельность фирмы осуществлялась на основании лицензии на турагентскую деятельность, выданной от 08 апреля 2002года под №0032538(рег.№52-аф-08056), федеральным агентством по туризму. Затем фирма получила туроператорскую лицензию, выданную Федеральным агентством по туризму от 23апреля 2003года под №0032537(рег.№52-оф-15805). Это дало фирме право выполнять функции организаторов и создателей комплексного туристического продукта для группового и индивидуального туризма, предлагать путешествия различной стоимости и продолжительности по различным направлениям и в разное время года, разрабатывать туристские маршруты, обеспечивать их услугами, организовывать рекламу, рассчитывать и устанавливать цены на туры, продавать их турагентствам для выпуска и реализации путевок на них.

В 2002 году прошла добровольную сертификацию туристических услуг, что в дальнейшем способствовало повышению конкурентноспособности предоставляемых услуг. Сертификация является методом объективного контроля качества услуг, их соответствия установленным требованиям. Наличие сертификата помогает покупателям в выборе услуг и служит определенной гарантией их доброкачественности. Фирме «Пилигрим» выдан сертификат Органом по Сертификации услуг «Непрост-центр» под номером №РОСС RU УИ 09 М 0051 от 1 ноября 2005 года.

С 2007 года фирма внесена  в Единый реестр туроператоров и  имеет реестровый номер ВТ-010554, договор  №Ф52-6001/0000005 страхования гражданской  ответственности за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского  продукта.

В условиях экономических  изменений современная туристическая  фирма, как и любое предприятие, производящее товары или услуги, сталкивается со множеством проблем. Источниками повышенной сложности управления являются высокая степень неопределенности рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристические услуги, ужесточение конкуренции в туристическом бизнесе, нехватка финансовых ресурсов и т.д. В таких условиях фирма не может ограничиваться только текущим планированием и оперативным управлением своей деятельности. Возникает необходимость стратегического мышления, которое должно воплотиться в программу действий, уточняющую цели и средства реализации выбранного пути развития.

В краткосрочной перспективе  успех турфирмы определяется, прежде всего, финансовой сбалансированностью  различных направлений текущей  деятельности. Выживание и развитие на долгосрочную перспективу зависит  от способности фирмы своевременно предвидеть изменения на рынке и  соответствующим образом адаптировать свою организационную структуру  и содержание портфеля заказов на туруслуги. Нацеленность на организацию будущего становится необходимой составляющей стратегического мышления современных менеджеров. Их задача заключается в том, чтобы освоить «планирование» непредсказуемого и, осуществив стратегический выбор, последовательно воплотить его в программы действий фирмы, сделав их понятными для всех работников. Идеология стратегического управления базируется на предположении о невозможности с достаточной степенью сложности прогнозировать долгосрочные тенденции. Таким образом, стратегическое управление определяется как технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени.

Миссия – основная цель организации, даже нечто большее, чем  просто цель. Все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Миссия детализирует статус фирмы и  обеспечивает направление и ориентиры  для определения целей и стратегий  на различных уровнях развития.

В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку  фирмы в будущем. Часто руководители фирм считают, что их основная миссия – получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации, нельзя забывать о ценностях и целях высшего руководства. Ценности, формируемые нашим опытом, направляют или ориентируют руководителей, когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений.

Информация о работе Сущность и значение экономических методов в рыночных условиях хозяйствования