Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей развития рынка капитала в России.
Для этого необходимо: рассмотреть альтернативные трактовки капитала; раскрыть сущность и структуру рынка капитала, его место в системе рынков; проанализировать основные теоретические модели рынка капитала и дать оценку современного состояния рынка капитала в России; показать особенности экономического поведения основных субъектов рынка капитала и государственное воздействие на рынок капитала и его структуру.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: Сущность капитала и его особенности…………………………………………4
1.1 Сущность капитала и его виды………………………………....................................10
1.2 Особенности ценообразования на рынке капитала………………………………..11-16
ГЛАВА 2: Пути развития рынка капитала в России и его формирование……………...17
2.1 Формирование рынка капитала в РФ………………………………………………….17-19
2.2 Инвестиционная активность иностранных инвесторов на российском рынке……..20-22
2.3 Зарубежный опыт и выбор оптимальной модели рынка капитала………………….23-26
ГЛАВА 3: Государственное регулирование рынка капитала в России……………….26-29
Заключение…………………………………………………………………………………....30
Список литературы……………………………………………………………………..........31
Как известно, в рамках командно-административной экономики действовал независимый ссудный фонд, который складывался из кредитных ресурсов трех банков, доходов государственных страховых учреждений (Госстрах и Ингосстрах) и системы сберегательных касс. По существу, он заменял рынок ссудных капиталов. Переход к построению рыночной экономики в начале 90-х гг. вызвал необходимость формирования рынка ссудных капиталов в соответствии с западной моделью, предусматривающей наличие двух основных ярусов.
Отдельные элементы такого рынка в стране существовали: кредитная система (в довольно усеченном виде представленная банковской сферой), государственные страховые учреждения, а также рынок ценных бумаг в виде ограниченного выпуска выигрышных государственных займов.
Создание кооперативов, развитие индивидуальной трудовой деятельности, придание экономической и финансовой самостоятельности предприятиям в конце 80-х гг. способствовали переходу от ссудного фонда к рынку ссудных капиталов. В дальнейшем условия для формирования рынка капиталов стали более благоприятными: в 1988—1989 тт. начался активный процесс создания коммерческих банков как центрального механизма банковской и кредитной сфер, были организованы первые независимые страховые компании, начался выпуск акций отдельных крупных предприятий (например, КамАЗ, АвтоВАЗ), расширился выпуск государственных ценных бумаг за счет выпуска пятипроцентных облигаций. Впоследствии выпуск ценных бумаг и появление новых кредитных институтов, ведущих в основном торговлю деньгами, обусловили необходимость создания фондовых отделов торговых бирж и организации как юридических лиц в 1991 г. ряда фондовых бирж в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.
Однако в тот период (имеется в виду конец 80-х гг. и 1991—-1992 гг,) о создании полнокровного рынка ссудных капиталов в Российской Федерации говорить было рано. Можно считать, что в то время создавались и укреплялись лишь отдельные его элементы, к которым можно отнести формирование двухъярусной банковской системы, постепенное развитие специализированных кредитных институтов и функционирование рынка ценных бумаг в виде ряда фондовых бирж.
Однако этого было недостаточно, чтобы приблизить рынок Российской Федерации к рынкам западных стран. Отставание объяснялось прежде всего отсутствием полнокровного рынка средств производства и рынка недвижимости, существование которых возможно только на базе широкой приватизации, акционирования большой части государственной собственности. Кроме того, нужны рынок рабочей силы и ее мобильная миграция, а также рынок земли. Все это — необходимые условия для расширения рынка ценных бумаг, а следовательно, дальнейшего развития новых кредитно-финансовых институтов, укрепления двух звеньев рынка ссудных капиталов, обеспечения спроса и предложения на денежный капитал.
Поэтому основными направлениями в формировании рынка ссудных капиталов должны стать высокая норма сбережений (как в производственном, так и в личном секторе), широкая приватизация, связанная с организацией рынка ценных бумаг, и создание на ее базе разветвленной сети специализированных кредитно-финансовых институтов.
Хотя процесс формирования рынка ссудного капитала развивался довольно противоречиво и с большими трудностями, следует, однако, отметить, что к середине 90-х гг. такой рынок в Российской Федерации был создан. Это произошло за счет углубления рыночных реформ, направленных на переход к рыночной экономике. В связи с этим следует подчеркнуть следующее: произошло дальнейшее расширение кредитной системы как за счет увеличения числа коммерческих, так и других типов банков (сберегательных, инвестиционных), а также расширения круга специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов (страховых компаний, инвестиционных фондов).
Кроме того, к середине 90-х гг. в Российской Федерации сформировался рынок ценных бумаг в лице первичного, вторичного (фондовых бирж) и внебиржевого уличного рынка. Наряду с этим в 1993—1995 гг. была проведена широкая приватизация собственности, позволившая создать большое число акционерных компании и предприятий в различных сферах российской экономики, что позволило им определить реальные потребности в ссудном капитале для своего потенциального развития в ближайшем будущем. В этот же период возник рынок недвижимости и жилья, определился рынок рабочей силы. Становлению рынка ссудного капитала в стране способствовали также более четкая денежно-кредитная политика центрального банка по сравнению с началом 90-х гг. и законодательно-правовое обеспечение правительства и парламента России. С 1993 г. государство начало выпуск гос. облигаций для покрытия дефицита федерального бюджета. Таким образом, к середине 90-х гг. сложился спрос на ссудный капитал со стороны различных секторов рыночной экономики, появились и предложения, но со стороны кредитно-финансовых институтов в виде возможности предоставления кредитов и различных инвесторов в лице юридических и физических лиц, а также иностранных клиентов как потенциальных покупателей акций, частных и государственных облигаций.
При этом следует отметить, что создание рынка капитала в Российской Федерации происходило в довольно специфических условиях, которые характеризовались гиперинфляцией в 1993—1995 гг., ростом взаимной задолженности предприятий, падением производства, потрясениями в банковском секторе (началом банкротств коммерческих банков с 1995 г.), мошенничеством и построением финансовых пирамид в кредитном секторе, увеличением бюджетного дефицита, нарастанием государственного долга. Данные факторы определили неуверенность развития рынка ссудного капитала с точки зрения удовлетворения потенциальных потребителей в капитале рыночной экономики, испытывающей огромные трудности. Это выразилось прежде всего в том, что уже на протяжении нескольких лет кредитная система страны работает в основном с краткосрочными кредитами. Наиболее высоким спросом на рынке ценных бумаг пользуются высоколиквидные государственные бумаги.
Перемены на рынке капиталов сопровождались значительными изменениями в поведении зарубежных портфельных инвесторов на российском рынке. Основные из этих изменений включают в себя:
резкое увеличение объема портфельных инвестиций в российские ценные бумаги;
быстрый рост числа фондов, инвестирующих в Россию, выход на российский рынок все большего числа западных институциональных инвесторов, брокеров и инвестиционных банков;
снижение интереса к рынку
ГКО при постоянном повышении
инвестиционной привлекательности
акций и еврооблигаций
все более активное участие западных финансовых структур в проектах по корпоративному финансированию российских компаний и субъектов Российской Федерации. [8; 344]
Накопленный иностранный капитал в российской экономике на конец третьего квартала 2003 г. составил 39,8 млрд долл., сообщил сегодня глава Минпромнауки Илья Клебанов на заседании «круглого стола» «Поддержка российского экспорта и иностранных инвестиций в Россию». По его словам, этот показатель на 15 млрд долл. меньше, чем на конец третьего квартала 2001 г. 50% накопленного иностранного капитала составляют прямые инвестиции, около 45% - кредиты и около 4% - портфельные инвестиции.
В торговлю и общественное питание было инвестировано примерно столько же средств, сколько в промышленность, сообщил И. Клебанов. Как отметил министр, в сфере технологий правительство считает приоритетными ресурсосберегающие, энергосберегающие и информационные направления, развитие которых обеспечит дальнейшее обновление технологий в российской промышленности.
Западные вкладчики капитала очень внимательно отслеживают малейшие перемены в российской экономике - позитивные и негативные. Используют любую возможность, чтобы работать и зарабатывать в нашей стране, в том числе с помощью наших кредитных институтов. По мнению Запада, перспективы в России слишком многообещающие, чтобы их игнорировать. В суммарном ВВП всех новых рынков доля России свыше 25 процентов. Причем это единственный нарождающийся рынок, где есть своя космическая программа, инфраструктура и реальные возможности для ее реализации. По самым скромным оценкам, у России больше природных ресурсов (10,2 триллиона долларов), чем у Бразилии (3,3 триллиона долларов), Южной Африки (1,1 триллиона), Китая (0,6 триллиона) и Индии (0,4 триллиона), вместе взятых. Более 100 тысяч предприятий приватизировано, стали частными или смешанными. 80 процентов ВВП производится ими. Оптовые и розничные цены освобождены. Работает валютный рынок. Большие возможности роста есть не только у ТЭКа, но также в телекоммуникациях, горнодобывающей, металлургической, электротехнической, целлюлозно-бумажной и других отраслях. [4; 6-7]
Несмотря на это, удельный
вес России в международных инвестициях
в нарождающиеся рынки
Хотя большие инокапиталы не торопятся в Россию, сегодня ясно, в какие российские отрасли будут вкладываться деньги в те, где есть лучшие перспективы роста. В производства, которые занимают лучшие позиции на мировом рынке. В менеджеров, готовых работать по западным стандартам. Примеры «ЛУКОЙЛа», «Газпрома», «Связьинвеста» и многих других показывают, что такие компании и сферы инвестиций уже есть.
После восьми лет реформ нынешний уровень капиталовложений Запада в России, как нас успокаивают, достаточно разумен. В 2003 году их объем оценивался в 2 миллиарда долларов. Конечно, это еще не настоящие деньги. Но уже серьезный вклад человеческого капитала. 95 процентов основных западных концернов и банков имеют представительства в Москве. Ведущие мировые юридические фирмы в российской столице тоже не голодают. Нет безработных и среди зарубежных консультантов в России по налогам, инвестициям, рынку. Они создают хорошие предпосылки для экспансии в будущем. Это будущее готовят и свыше 200 международных финансовых институтов, уже инвестирующих в России.
В отличие от финансовых
спекулянтов, интерес стратегических
инвесторов к России стабилен, масштабы
их бизнеса пусть медленно, но постоянно
растут. Появляются новые желающие
открыть для себя российский рынок.
В ноябре 1999 года суммарная величина
накопленных за постсоветское время
прямых вложений зарубежного капитала
в реальный сектор составила $12 миллиардов
или 2,4 процента от ежегодно расходуемых
в мире инвестиций за границей ($500 миллиардов).
Какие компании вызывают интерес
в первую очередь? Предпочтение отдается
тем, у кого лучше активы, менеджмент,
выпускаемая продукция и
Рассмотрим зарубежный опыт и выбор оптимально модели рынка капитала.
Выбор модели рынка капитала для России должен производиться исходя из следующих предпосылок:
Россия, являясь во многом самодостаточной экономической системой, явно не тяготеет ни к одному из основных финансовых центров мира и будет взаимодействовать и использовать возможности взаимодействия со всеми финансовыми центрами одновременно;
Россия стремится к превращению в самостоятельный финансовый центр, и будет использовать только те элементы зарубежных финансовых рынков, которые обеспечат ей максимальную конкурентоспособность как нарождающегося финансового центра самостоятельного значения.
Таким образом, Россия будет формировать собственную модель рынка капитала на основе национальных интересов и традиций. Эта модель может включать в себя любые системы торговли, применяющиеся на различных биржах и в различных сегментах рынка, однако должна строиться на основе единого информационного пространства и информационной прозрачности рынка.
При этом не исключается применение различных моделей для государственных, корпоративных и муниципальных ценных бумаг.
Выработанная в ходе развития рынка капитала модель должна обеспечивать:
1)максимальную ликвидность ценных бумаг, обращающихся на рынке;
2)распределение ответственности и эффективную систему управления рисками;
3)информационную прозрачность рынка;
4)возможность наращивать обороты без внесения существенных структурных изменений в модель;
5)возможность технологической совместимости российского рынка ценных бумаг с зарубежными рынками.
Формирование российской модели рынка капитала и совершенствование механизмов взаимодействия его элементов будут в значительной мере зависеть от развития технологий и средств обеспечения информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг. Создаваемая модель должна строиться с учетом отечественных достижений в сфере развития технологических, программных и алгоритмических средств, которые будут использоваться для создания информационной инфраструктуры рынка.
Рынок капитала и его информационная инфраструктура должны создать условия для эффективной реализации инвестиционного процесса в России. Целесообразно выделить два уровня в его функциональной структуре: межрегиональный и внутрирегиональный.