Сущность капитала и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей развития рынка капитала в России.
Для этого необходимо: рассмотреть альтернативные трактовки капитала; раскрыть сущность и структуру рынка капитала, его место в системе рынков; проанализировать основные теоретические модели рынка капитала и дать оценку современного состояния рынка капитала в России; показать особенности экономического поведения основных субъектов рынка капитала и государственное воздействие на рынок капитала и его структуру.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1: Сущность капитала и его особенности…………………………………………4
1.1 Сущность капитала и его виды………………………………....................................10
1.2 Особенности ценообразования на рынке капитала………………………………..11-16
ГЛАВА 2: Пути развития рынка капитала в России и его формирование……………...17
2.1 Формирование рынка капитала в РФ………………………………………………….17-19
2.2 Инвестиционная активность иностранных инвесторов на российском рынке……..20-22
2.3 Зарубежный опыт и выбор оптимальной модели рынка капитала………………….23-26
ГЛАВА 3: Государственное регулирование рынка капитала в России……………….26-29
Заключение…………………………………………………………………………………....30
Список литературы……………………………………………………………………..........31

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 204.35 Кб (Скачать файл)

       Межрегиональный уровень, объединяющий региональные рыночные структуры, призван обеспечить взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг.

       Внутрирегиональный уровень затрагивает отношения между клиентом и обслуживающим его профессиональным участником рынка. Этот уровень является базисом для взаимодействия участников рынка капитала.

       К задачам, решаемым на межрегиональном уровне, относятся:

1)формирование рыночной цены на акции тех или иных предприятий;

2)осуществление первичного распределения ценных бумаг;

3)запуск общероссийского вторичного рынка ценных бумаг;

4)формирование контрольных пакетов акций;

5)разукрупнение пакетов акций.

       К задачам, решаемым на внутрирегиональном уровне, относятся:

1)допуск к накопленной и текущей информации об изменении курсов ценных бумаг, о ценообразовании, спросе и предложении, курсах валют, а также получение другой экономической информации;

2)использование информационной среды для формирования стабильной обстановки на рынке;

3)производство денежных расчетов по операциям с ценными бумагами;

4)автоматизация статистической и бухгалтерской отчетности;

5)осуществление депозитарной деятельности, ведение реестров;

6)регулирование изменения курсов ценных бумаг;

7)управление счетами в деньгах и в ценных бумагах;

8)участие клиентов в торгах ценными бумагами;

9)осуществление коммерческих сделок;

10)работа с экспертными системами.

Для решения указанных  задач потребуется создать адекватную по своим функциональным возможностям информационную структуру, позволяющую участникам рынка капитала осуществлять преимущественно в автоматизированном режиме следующие виды предпринимательской деятельности:

а) совершение сделок купли-продажи  ценных бумаг от своего имени и  за свой счет путем публичного объявления цен покупки и продажи ценных бумаг с обязательством покупки  и продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам (дилерская деятельность);

б) предоставление услуг, способствующих заключению сделок купли-продажи ценных бумаг между профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, включая деятельность фондовых бирж (деятельность по организации торговли ценными бумагами);

в) определение взаимных обязательств по поставке (переводу) денежных средств в связи с операциями с ценными бумагами (расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам);

г) определение взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участниками операций с  ценными бумагами (расчетно-клиринговая  деятельность по ценным бумагам);

д) хранение ценных бумаг и учет прав на ценные бумаги (депозитарная деятельность);

е) ведение и хранение реестров акционеров (деятельность держателя  реестра акционеров);

ж) совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами на основании  договоров (брокерская деятельность);

з) осуществление операций с векселями;

и) обращение закладных  и ипотечных ценных бумаг.

       Создание в России информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг потребует внедрения современных технологий, создания баз данных, разветвленных и защищенных телекоммуникационных сетей, интегрированных с банковскими системами.

       Создание российской модели рынка капитала предполагает изучение и критический анализ многообразия уже функционирующих рынков, и главным образом развитых. Опыт, приобретенный в результате длительного функционирования этих рынков, поможет избежать ошибок, которые не очевидны при существующем уровне развития российского рынка, но могут проявиться впоследствии.

       При выборе модели рынка капитала необходимо выделить конкретные вопросы, от решения которых существенно зависит эффективность его деятельности. Важнейшими из них являются:

1)взаимодействие банковской системы и рынка ценных бумаг;

2)определение оптимального соотношения между государственным регулированием и саморегулированием;

3)формы и методы укрупнения и рекапитализации структур рынка ценных бумаг.

 

 

 

ГЛАВА 3. Государственное регулирование рынка капитала в России

 

       Ни одно государство не может существовать без развития рынка капиталов. Даже тем странам, где государственный сектор составляет большую, чем в России, долю валового национального продукта, например Франции, необходим динамичный рынок капитала, предоставляющий возможность финансировать частный сектор экономики.

       Большая часть российской экономики приватизирована. Россияне владеют активами: например, Россия занимает первое место в мире по доле жилья, находящегося в частной собственности. У многих россиян имеются значительные сбережения. Однако институты и структуры, которые способны заставить крутиться колеса экономики капитализма и обеспечить продуктивное использование имеющегося богатства, едва ли существуют.

       Политическая неопределенность и экономическая нестабильность приучили россиян заботиться в лучшем случае о завтрашнем дне, но не более того. Инвестиции, способные принести пользу экономике страны, рассматриваются в лучшем случае как чересчур рискованные, а в худшем - как «выброшенные на ветер». В результате десятки миллиардов долларов, оседающих на счетах иностранных банков или под матрасами в домах россиян, финансируют развитие каких угодно экономик - США, Европы или Кипра, но только не российской экономики.

       Отсутствие четкой, последовательной и согласованной стратегии развития рынка капитала, в соответствии с которой можно было бы выстраивать приоритеты и планировать действия, а также определять степень продвижения. Продолжают раздаваться голоса политиков, экономистов и участников рынка, призывающие выработать стратегию привлечения капитала в реальный сектор, однако среди них нет того, кто бы имел четкое представление о том, как развить и применить такую стратегию.

       Сложная, обременительная и несправедливая налоговая система, неподходящая учетная система и бюрократия вместе взятые создают у предприятий стойкое отвращение к раскрытию любой информации о себе. Недостаточная прозрачность усиливает стремление руководства предприятий и его ближайшего окружения «погреть руки» на подконтрольных активах и коррупцию, которые могут быть легко замаскированы.

       Слабое принуждение к исполнению законов и произвольное, не единообразное их применение, что объясняется частично огрехами законотворчества, частично - недостатком ответственности, а частично - слабым уровнем развития регулирующих и судебных органов, чьи ресурсы недостаточны для обеспечения их эффективной работы, поддержания независимости и компетентности.

       Отсутствие реальной банковской системы, заключающееся в осуществлении расчетно-платежных функций и предоставлении кредитов, не только сдерживает привлечение краткосрочных сбережений, но также, вкупе с недостатками налоговой системы, увековечивает практику неденежных взаимных расчетов, зачетов и кредитования между предприятиями.

       Сменяющие друг друга российские правительства и по сей день не могут создать и поддержать законодательные и практические рамки, необходимые для существования рынков капитала, способных вызвать доверие у граждан и зарубежных кредиторов и инвесторов 12. Недостаточное развитие реально действующих отечественных рынков капитала и неспособность мобилизовать сбережения населения ограничивают способность правительства эффективно управлять экономикой и оставляют финансовую систему на волю капризных приливов и отливов иностранной инвестиционной активности.

Первый и наиболее важный принцип решения проблем на рынке капиталов в России заключается в том, что на уровне правительства необходимо признать следующее:

 для того чтобы улучшить жизнь людей, следует сделать все возможное для стимулирования развития.

 жизнеспособных предприятий, способных действовать самостоятельно и платить по счетам без одолжений и субсидий со стороны государства, которые в настоящее время наносят ущерб бюджету.

 эти предприятия не могут начать эффективно работать, выплачивая непомерные налоги и испытывая на себе произвол властей: необходимо выработать качественное законодательство, а также справедливую систему налогообложения.

 эти предприятия должны будут привлекать деньги для собственного развития, и если последние не будут привлечены на российском рынке, то они будут привлечены за рубежом и прибыль будут получать иностранцы, что не будет способствовать скорейшему оздоровлению России.

 организации, имеющие сбережения, не будут участвовать в финансировании предприятий, если они сочтут, что могут стать жертвами произвола или тяжелого налогового бремени: следует защищать права инвесторов, а также предоставлять им налоговые льготы.

 граждане и организации, имеющие средства и доверяющие финансовой системе, станут вкладывать деньги через институты долгосрочного инвестирования, которые, в свою очередь, смогут снизить проблему бюджетного дефицита, приобретая государственные ценные бумаги.

 деньги не могут эффективно и надежно работать, если в России не будет действующих рынков капитала. Рынки же не способны выживать в условиях произвола.

Необходимо, чтобы существовала решимость  создать условия для развития динамичного рынка капиталов. Половинчатые настроения, способные создать только иллюзию рынка без всякого  содержания, в этой ситуации еще  хуже, чем отсутствие всякого настроения. Целью должны стать выработка  ясной стратегии и принятие обязательства  неуклонно следовать ей.

Второй принцип сводится к тому, что необходимо принять комплексную программу мер, способствующих развитию рынков капитала. Применение одной части мер и игнорирование другой не приведет к успеху.

Третий принцип — рынки капиталов по указу не появляются. Идея о том, что предприятия можно заставить использовать рынкам капиталов, а инвесторов - пок/пать ценные бумаги, не выдерживает критика. Правительство может лишь создать должный климат для развития рынков, а затем устраниться, с тем, чтобы позволить предприятиям и участникам рынка завершить процесс.

        Четвертый  принцип — рынки капиталов, - это не те “двое из ларца”, которые выпрыгивают из - под земли в полной готовности, только позови. Политика их развития должна быть долгосрочной, последовательность мер – продуманной и непротиворечивой.

         Если все будет делаться должным  образом, несомненно, Россия станет  преуспевающей страной, какой  она и должна быть, принимая  во внимание ее ресурсы и  интеллектуальный потенциал. Если  делом строительства рынка капиталов  не заняться, то ей неизбежно  грозит дальнейшее скольжение  по наклонной плоскости по  сравнению с другими странами.

 

 

Заключение

 

       Целью  курсовой работы  являлось изучить и раскрыть особенности рынка капитала. В ходе исследования были изучены рынок капитала, механизм его функционирования и особенности Российского рынка капитала.

      Анализ  результатов темы курсовой работы  позволяет сделать следующие  выводы:

Капитал является один из элементов  общественного богатства. Капитал  в широком смысле слова – это  любой ресурс, создаваемый с целью  производства большого количества экономических  благ. Получение определенного потока товаров и услуг в будущем  предполагает наличие в производственном процессе определенного запаса ресурсов длительного пользования, то есть капитала.

     Рынок капитал  подразумевает отсутствие ограничений  для привлечения и вложения  капитала, одинаковые ставки по  вкладам и кредитам, информированность  участников рынка капитала о  происходящих изменениях.

     Капитал может  накапливаться, использоваться для  реализации проекта, а процентная  ставка служит показателем минимума  рентабельности инвестиционных  затрат и условием их отбора  в соответствии с чистой производительностью.

      Ссудный  капитал – денежный капитал,  который отдается в ссуду и  приносит его собственнику доход  в виде ссудного процента.

      На рынке  физического капитала определяется  норма износа физического капитала, которая является основной его  характеристикой.

      Кредит  играет специфическую роль в  экономике: он не только обеспечивает  непрерывность производства, но  и ускоряет его. Кредит содействует  экономике издержек общения.

      Перераспределение  капитала между между сферами и отраслями осуществляется через фондовый рынок(рынок ценных бумаг).

      Ценные  бумаги играют огромную роль  в инвестиционном процессе. С  их помощью сбережения физических  и юридических лиц превращаются  в реальные материальные объект, оборудования и технологию.

       Финансово  – кредитная система является  объектом государственного регулирования,  цель которого – способствовать  притоку инвестиций в экономику.

       Инвестиции  – это динамический процесс  смены форм капитала, преобразования  первоначальных ресурсов и ценностей  в инвестиционные затраты с  целью получения прибыли в  будущем.

Информация о работе Сущность капитала и его особенности