Сущность конкуренции и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 12:14, контрольная работа

Описание работы

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получения наивысшей прибыли. С другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала

Содержание работы

Введение
Сущность конкуренции и её виды
Роль конкуренции в развитии рыночной экономики
Значимость конкуренции в рыночной экономике
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная..doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

3

Сущность конкуренции и её виды

4

Роль конкуренции в развитии рыночной экономики

10

Значимость конкуренции в рыночной экономике

13

Заключение

14

Список используемой литературы

15

   
   
   
   

 

 

Введение

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получения наивысшей прибыли. С другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешевые способы производства. Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалеком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос.

Термин «конкуренция» отдает слишком большим привкусом зла, он стал подразумевать известную долю эгоизма и безразличия к благополучию других людей. Правда, в прежних формах производства наблюдалось меньше сознательного корыстолюбия, чем в современных, но там было и меньше сознательного бескорыстия. Именно трезвый расчет, а не корыстолюбие составляет особенность современной эпохи».

Конкуренция и все процессы, связанные с ней, новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально. В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции, возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции и возможного поведения предприятий в её условиях, ее уровня и интенсивности, методов конкурентной борьбы, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

 

Сущность конкуренции и её виды

Конкуренция, как экономическое явление, появилось во времена установления торговых отношений, и приобрела свою полноценность с появлением свободных рыночных отношений.

Существует большое множество исторически сложившихся определений данного понятия.

По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция - борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики.

Также исторически сложились основные подходы к толкованию понятия «конкуренция»:

Первый подход определяет конкуренцию как экономическую состязательность на рынке.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие всех субъектов на рынке и который создаёт равновесие на рынке, т.е. уравнивает спрос и предложение.

Третий подход определяет конкуренцию как фактор, согласно которому определяется тип отдельного рынка

Таким образом, становится очевидным, что общее определение конкуренции выделить невозможно из-за многозначности самого явления. Можно понимать конкуренцию, и как борьбу экономических субъектов, и как критерий, определяющий модель рынка, и как способ хозяйствования. Кроме того, конкуренция – это регулятор производства и средство достижения равновесия на рынке.

В настоящее время в условиях конкуренции каждое предприятие для поддержания конкурентных преимуществ должно выбирать более совершенные способы развития, гарантирующие ему выгодную позицию на рынке, чтобы быть способным выявлять, формировать и максимально удовлетворять потребности потребителей, быть конкурентоспособным предприятием.

Изучение конкурентоспособности представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, служит ориентиром для формирования экономической политики для государства и стратегий для бизнес-сообщества.

В самом общем смысле конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкурентной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами данного рынка.

Важно понять, что без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция - это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяются следующие основные функции конкуренции:

  —   регулирующая;

  —    аллокационная;

  —   инновационная;

  —    адаптационная;

  —   распределительная;

  —   контролирующая.

Регулирующая функция конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимых затрат труда по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает производителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве.

Аллокационная функция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма произведенных благ среди потребителей. И, наконец, контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

После рассмотрения сущности конкуренции, следует перейти к её видам.

Несмотря на то, что каждый рынок имеет свои уникальные особенности, всё же есть нечто общее в том, как осуществляется конкуренция на разных рынках, и, следовательно, суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции.[1, с. 112]

Если рассмотреть исследовательские данные английского учёного М.Е.Портера, то состояние конкуренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

1. Соперничество среди конкурирующих  на рынке продавцов. Данный вид  конкуренции основывается на  том, что одну и ту же потребность  потребителя можно удовлетворять по-разному. При этом каждая фирма придерживается собственной стратегии, отстаивает свои интересы по завоеванию экономически выгодной позиции на рынке.

Прибыль, получаемая конкурирующими фирмами, побуждает их развивать свои стратегии, направленные на создание конкурентных взаимодействий.

Чтобы не потерять уже имеющуюся долю на рынке, фирмы должны менять свои стратегии. Это делается и с расчётом на будущее: для улучшения позиции фирмы в будущем. Время работы фирмы по определённой стратегии зависит от успехов или неудач фирмы, а также от изменения положения конкурентов.

Вполне естественно то, что фирмы всегда стараются выбирать такие стратегические решения, которые не могут быть повторены или обойдены фирмами-конкурентами. И это тоже является частью стратегии любой фирмы на рынке. Стратегическое соперничество между фирмами может закончиться удачей или проигрышем. Успех может дать фирме возможность определять направление действий рыночных сил. Неудачи же могут привести к смене стратегии или порой к более серьёзным последствиям: потере позиции на рынке или даже уходу с рынка.

2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями конкурентоспособных  товаров. Это конкуренция среди  аналогичных товаров, которые являются  разными по оформлению. Важную роль здесь играет цена на подобные заменители.

Порой фирмы, работающие в одной отрасли, состоят в тесной конкурентной борьбе с фирмами уже в совсем других отраслях. Происходит это из-за того, что продукция этих фирм является хорошим заменителем. Наличие заменителей товара и возникающие в следствие это конкурентные силы, сталкивают продавцов.

Во-первых, доступность и цена на товары-заменители создают потолок цен для производителя, а это значит что, ограничена и потенциальная величина прибыли, которую может получить фирма.

Во-вторых, производитель товаров и/или услуг может выделить товар/услугу качеством, уменьшением цены на производимый товар/услугу за счёт  уменьшения издержек.

В-третьих, конкуренция со стороны заменителей зависит и от того, насколько легко  покупатель предпочтёт заменитель исходному товару. [2, с.154]

3. Конкуренция, возникшая вследствие  угрозы появления новых конкурентов  на рынке.

Возможность появления на рынке новых фирм зависит, в основном, от двух определяющих факторов:

—    барьер входа на рынок;

—   реакция фирм, присутствующих на рынке, на «новичков» (учитывается, как правило, реакция средних по конкурентоспособности фирм).

Существуют следующие основные барьеры для входа: масштаб производства, предпочтение потребителем одной товарной марки другой, необходимый начальный капитал (чем больше величина инвестиций необходимых для успешного входа на рынок, тем меньшее число фирм стремится войти на данный рынок), препятствия в виде дополнительных затрат, связанных с доступом к более дешевым источникам сырья, патенты и ноу-хау, опыт производства, основной капитал, приобретенный по более низким (в связи с инфляцией) ценам, удобные места расположения предприятия и т. п., доступ к каналам сбыта продукции, политика государства (законодательные акты и правила относительно данного рынка).

Угроза появления новых конкурентов возможна не только внутри одной определённой отрасли, но возможна на межотраслевом уровне. Здесь конкуренция, как правило, ведется за выгодные сферы капиталовложения, за получение большей прибыли. 

Межотраслевая конкуренция постоянно создает динамичное равновесие, которое обеспечивает получение примерно равной прибыли на одинаковый по размеру капитал, вне зависимости от того, где он был вложен.

4. Конкуренция, возникающая вследствие возможностей и торговых способностей поставщиков.

Конкурентное влияние со стороны поставщиков главным образом зависит от того, насколько важными являются эти составляющие затрат для покупателя.

 

Конкурентная ситуация на рынке развивается всегда, поэтому у каждой фирмы существует потребность в постоянном слежении за конкурентными изменениями на рынке. Только при таких условиях фирма способна правильно оценить возможности конкурентов и не переоценит свои возможности, выработать оптимальную маркетинговую стратегию, которая всегда направлена на создание и поддержание собственного конкурентного преимущества.

Также существует и другая классификация видов конкуренции, которая также имеет право на отдельное существование. Согласно ней конкуренцию можно разделить на шесть видов:

— функциональная конкуренция – между производителями товаров, которые могут удовлетворить потребности различными способами (к таким товарам относятся, например, товары для спорта, туризма и отдыха)[12, с.214];

— видовая конкуренция — соперничество между производителями аналогичных товаров (предназначенных для одной и той же цели), но различающихся какими-то существенными параметрами (например, между фотоаппаратами одного класса с разными разрешающими способностями фотообъектива)[12, с.214];

— предметная конкуренция — это конкуренция между аналогичными товарами, которые различаются качеству изделия и по известности производителя;

— ценовая конкуренция — снижение цены на товар или услугу увеличивает уровни продаж, что приводит к расширению рынка;

— скрытая ценовая конкуренция: продажа собственного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара

— незаконные методы: антиреклама товаров конкурирующей фирмы, производство подделок худшего качества.

Я рассмотрю неценовую и ценовую конкуренцию подробнее. Конкурируя за объем продаж, фирмы имеют более сложную конкурентную стратегию. В условиях несовершенной конкуренции снижение цен не является прибыльной стратегией, и фирмы концентрируют свое внимание на расширении своей доли рынка. Они стремятся не только поднять спрос на свою продукцию, но и сделать его как можно менее эластичным. Основная роль в этом отводится неценовым факторам конкуренции.

Стратегия неценовой конкуренции может быть построена на базе одного или сразу нескольких факторов. Она может быть реализована за счет дифференциации продукта или его совершенствования, которые приведут к охвату новых групп потребителей. Дифференциация продукта означает, что в любой момент потребителю будет предложен ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого данного продукта. Но скептики предупреждают о том, что дифференциация продукта не является чистым благом. Быстрое увеличение ассортимента продуктов определенных типов может достичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным и покупки будут отнимать много времени. Разнообразие выбора может добавить остроты в жизнь потребителя, но только до определенного момента. Например, женщина, которая ходит по магазинам, чтобы купить губную помаду, может быть сбита с толку огромной массой однотипной продукции, из которой она может выбрать то, что ей надо. Только Ревлон предлагает 157 тонов губной помады, из которых 41 являются «розовым»!

Информация о работе Сущность конкуренции и ее виды