Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 12:14, контрольная работа
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получения наивысшей прибыли. С другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала
Введение
Сущность конкуренции и её виды
Роль конкуренции в развитии рыночной экономики
Значимость конкуренции в рыночной экономике
Заключение
Список используемой литературы
Также высоко результативным фактором неценовой конкуренции является политика предоставления льготных условий продажи (кредит, скидки) и гарантийного послепродажного обслуживания. Распространенным типом неценовой конкуренции нишевая специализация – нацеленность на определенный сегмент рынка (дешевый товар, товары среднего качества, дорогой, стильный товар).
Ценовая конкуренция – форма соперничества между производителями путем продажи благ по более низким ценам в сравнении с конкурентами. Ценовая конкуренция выгодна для покупателей и невыгодна производителям. В результате ценовой конкуренции потребители могут купить благо по более низкой цене. Производители же, наоборот, часть прибыли вследствие снижения цен. Чтобы избежать ценовую конкуренцию, производители могут координировать условия реализации благ. Учитывая соотношение между количеством производителей и потребителей, принято разделять рынок на четыре структуры рынка по видам конкуренции(см. Таблицу №1)
Таблица№1 «четыре модели рынка»
Совершенная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия | |
Количество фирм производящих продукт |
Много независимых фирм; нет контроля по рынкам |
Много фирм, производящих сходные товары/услуги |
Несколько фирм, производящих товары/услуги |
Один продукт и одна фирма |
Контроль над ценами |
Нет.Цены определяются рынком |
Влияние ограничено возможностью замены |
Существует влияние ценового лидера |
Практически полный контроль |
Товарная дифференциация |
Нет.Продукты не различимы по свойству и качеству |
Товары/услуги дифференцированы по сегментам рынка |
Существенны для отдельных продуктов, мала для стандартных |
Нет |
Лёгкость входа |
Относительный лёгкий вход и выход |
Относительный лёгкий вход и выход |
Трудный. Часто требует больших инвестиций |
Очень трудный |
Пример |
Рынок ценных бумаг |
Наиболее распространенный вид конкурентной среды |
Автомобили, бензин |
Электроэнергия, газ |
Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны. [3, с.89]
Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция- это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие ''нормальной'' конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление- чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления ''перекосов'' и больших диспропорций в его развитии. К примеру, ''дефицитный рынок'' ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий ''дефицитный рынок'' можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок- порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.
Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции-обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.
Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды- сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.
Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики- особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.
В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:
1) устранение рыночных условий
хозяйствования вследствие
2) свёртывание товарно-денежных отношений
3) ликвидация конкуренции
4) искусственная концентрация и
узкая специализация
5) преобладание централизма и
бюрократии в управлении
Наша экономика уникальна: в ней монополизировано не только производство, но и среда обитания хозяйствующих субъектов. Государство выступает одновременно и как монопольный производитель, и как монопольно управляющее начало. Негосударственные экономические субъекты вмонтированы в монопольную среду обитания, им же созданную.
Отличия рыночной монополии от монополии в условиях командной экономики представлены следующим образом:
Государственный монополизм по своему содержанию является точной копией характерных признаков чистой монополии в рыночной экономике.
Монопольная сущность экономической системы хозяйствования, проявляющаяся в чистой монополии, и реже- в олигополии отраслей народного хозяйства, обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений.
В условиях отсутствия рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:
1) становление конкуренции между
отечественными
2) формирование межотраслевой
3) зарождение равнопартнёрских
отношений между
Целесообразно различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.
Основными условиями появления конкуренции являются:
1) собственность на средства производства, продукт и доход
2) доступ к ресурсам и информации
3) множественность обособленных
производителей, экономическая
Рыночная конкуренция - система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента.
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.
В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.
Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.[4, с.253]
Заключение
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы:
· она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
· она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;
· в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:
· придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
· ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
· ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.
К сожалению в нашей стране лишь недавно пришло осознание необходимости экономического соревнования производителей, их конкуренции для успешного развития народного хозяйства.
Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
Список используемой литературы
1. Брагина С.Д. Конкурентные преимущества России. М., 2009
2. Зайдель. Х , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 2004
3. .Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса.-СПб.-2002.
4. Под редакцией А.И. Архипова «Экономический словарь» 2005
5. Волгина С.Д. Конкурентоспособность. М., 2009
6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник для вузов. Московский государственный университет коммерции. /В.Я.Иохин.- М.: Юрист, 2000. - 801 с.
7. Мочерный С.. Основы экономической теории. М.:Диалтон, 2004