Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 07:58, доклад
Переход с начала 90-х годов Российской Федерации к рыночному хозяйству ознаменовал начало эпохи господства конкуренции, без которой саморазвитие экономики невозможно. Именно поэтому одним из первых законов Российской Федерации, регулирующих хозяйственную жизнь общества, стал закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который был принят в апреле 1991 г.
Сущность муниципального
заказа
Переход с начала 90-х годов Российской Федерации к рыночному хозяйству ознаменовал начало эпохи господства конкуренции, без которой саморазвитие экономики невозможно. Именно поэтому одним из первых законов Российской Федерации, регулирующих хозяйственную жизнь общества, стал закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который был принят в апреле 1991 г.
Особое место в системе
рыночной экономики занимает рынок
государственных и
Содержание понятия «
Муниципальный заказ по своему юридическому статусу не является государственным заказом, поскольку муниципальные образования представляют собой не государственную власть, а форму местного самоуправления. Не смотря на это его роль в развитии экономики муниципального образования, принципы его формирования, размещения и исполнения во многом схожи с государственным заказом.
Федеральное законодательство пока не дало единой, четкой трактовки понятия – муниципальный заказ. Поэтому в практических разработках муниципальных образований и субъектов Федерации понятию муниципальный заказ придается самый разнообразный смысл.
Конституцией РФ и федеральным законодательством на местное самоуправление возлагаются обязанности по обеспечению жизненно важных потребностей населения. Являясь юридическим лицом, муниципальное образование обладает его правоспособностью: владеет, пользуется и распоряжается обособленным имуществом, заключает сделки и несет ответственность по ним. От имени муниципального образования и действуя в его интересах, уполномоченные на то Уставом органы местного самоуправления или муниципальные учреждения вступают в многочисленные договорные отношения в качестве заказчиков и потребителей товаров и услуг. Оплата заказов осуществляется из средств местного бюджета. В целом ряде случаев муниципальное образование в части, оплачиваемой из средств местного бюджета, выступает созаказчиком услуг, предоставляемых коммерческими организациями населению. Набор и объем заказываемых товаров и услуг ограничивается размером местного бюджета, утвержденного представительным органом и доведенного до населения через СМИ.
Таким образом, муниципальный
заказ можно определить, как поручение
хозяйствующему субъекту выполнить
работу (предоставить услугу, поставить
товар), предназначенную для
Как уже было указано ранее
отсутствие Федерального Закона" О
муниципальном заказе" и возложение
разработки правил проведения открытого
конкурса на представительные органы
местного самоуправления привело в
практических разработках муниципальных
образований и субъектов
Целью проведения подобного конкурса является создание видимости активной деятельности по внедрению в практику более эффективных экономических форм и методов хозяйствования. Фактически были отобраны «нужные» подрядчики для выполнения всего объема капитальных работ муниципального образования на 2004 год и у чиновников отпала необходимость в разработке конкурсной документации, организации и проведении конкурсов обеспечивающих удовлетворение муниципальных нужд с минимальными затратами бюджетных средств.
Муниципальный заказ как и государственный заказ в своем движении проходит три стадии: формирование, размещение и исполнение.
Комплекс мероприятий, проводимых органами и должностными лицами местного самоуправления, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств с целью формирования и утверждения сводного перечня муниципальных нужд на предстоящий финансовый год, называется процессом формирования муниципального заказа.
Комплекс мероприятий, проводимых органами и должностными лицами местного самоуправления, заказчиками муниципального заказа, организаторами конкурсов и конкурсными комиссиями с целью поиска наилучшего исполнителя муниципального контракта называется процессом размещения муниципального заказа.
Взаимные действия заказчика муниципального заказа и поставщика (подрядчика, исполнителя) с момента заключения муниципального контракта до прекращения обязательств между сторонами называется процессом исполнения муниципального заказа.
Алгоритм процесса муниципального заказа можно представить следующим образом (рис 6.6).
Определение заказчиками своих нужд производится в следующей последовательности.
Комитет финансов составляет прогноз доходной части бюджета, рассчитывает и направляет распорядителям бюджетных средств контрольные цифры расходной части бюджета.
Распорядители совместно с получателями бюджетных средств составляют перечни муниципальных нужд и направляют в комитет ответственный за экономическую политику муниципального образования
Комитет ответственный за экономическую политику муниципального образования обобщает перечни муниципальных нужд, составляет проект сводного перечня муниципальных нужд и представляет его для рассмотрения представительным органом муниципального образования и утверждения главой администрации.
После принятия сводного перечня муниципальных нужд представительным органом муниципального и утверждения главой администрации он становиться обязательным для исполнения для всех органов и должностных лиц местного самоуправления.
Заказчики муниципального заказа
назначаются постановлением (распоряжением)
главы администрации
Заказчики муниципального заказа выбирают определенный способ закупки, учитывая следующие факторы: времени (срочность закупки); состояние рынка товара, закупаемого для муниципальных нужд; объем закупаемой продукции; эффективность проведения конкурса (сопоставление затрат с результатами).
Выбор способа закупки
продукции в зависимости от факторов
и условий закупки можно
Таблица 6.3 – Факторный выбор способа закупки
Факторы |
Условия закупки |
Способ закупки |
Срочность |
1. Экстренная закупка 2. Плановая закупка |
Единственный источник Открытый конкурс |
Состояние рынка закупаемой продукции |
1.Монопольный поставщик 2.Ограниченный круг 3. Развитый рынок |
Единственный источник Закрытый конкурс Открытый конкурс |
Объем закупки |
1. До 2000 МРОТ 2.Более 2000 МРОТ |
Запрос ценовых котировок Закрытый конкурс Открытый конкурс |
Расходы на конкурсные процедуры |
1. Сопоставимы с объемом закупки 2. Незначительны в сравнении с объемом закупки |
Закрытый конкурс Открытый конкурс |
При выборе способа закупок запросом ценовых котировок – запрос ценовых котировок производится не менее чем у трех поставщиков. В случае, когда после соответствующего запроса установлено, что только два поставщика будут рассматриваться в качестве кандидатов на поставку требуемой продукции, запрос направляется этим поставщикам. Каждый поставщик, которому направляется запрос ценовых котировок, должен быть проинформирован о том, включаются ли в стоимость продукции расходы на транспортировку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.
Каждый поставщик вправе представить только одну ценовую котировку, которая не может быть в последствии изменена. Между заказчиком и поставщиком не проводится никаких переговоров в отношении ценовой котировки, представленной данным поставщиком.
Выигравшим признается поставщик, который представил самую низкую ценовую котировку, удовлетворяющую потребностям заказчика.
Заказчик вправе размещать
заказы на закупки продукции у
единственного источника в
Процедура проведения конкурсов достаточно трудоемка и занимает промежуток времени от 1 до 2 месяцев. Одновременно провести большое количество конкурсов невозможно. Поэтому у заказчиков муниципального заказа возникает необходимость в планировании проведения процедур закупок. Отсутствие планирования закупок приводит к несоблюдению законодательно установленных сроков конкурсных процедур, отказам заказчиков от проведения конкурсов и как следствие закупками продукции у единственного источника, которые не приводят к экономии бюджетных средств. Поэтому для получения экономического эффекта от закупочной деятельности необходимо разрабатывать тщательный поквартальный план закупок на планируемый год.
Организатором конкурса может
быть заказчик муниципального заказа,
однако на первой стадии формирования
культуры размещения муниципального заказа,
пока недостаточно квалифицированных
кадров и нет практического опыта
проведения конкурсов, а также в
связи с относительно небольшим
количеством лотов более
Одной из наиболее важных и
ответственных задач
Конкурсная документация состоит из следующих основных документов: задания на исполнение муниципального контракта; условий и порядка проведения конкурса; критериев и порядка оценки квалификации претендентов согласно пункту; проекта муниципального контракта; формы оферты на выполнение муниципального контракта на условиях заказчика.
Конкурсная документация передается в комплекте претенденту после перечисления им взноса.
Конкурсная документация хранится в течение трех лет со дня проведения конкурса в архиве администрации муниципального образования.
После разработки конкурсной документации организатор конкурса на основании анализа фактора – расходы на конкурсные процедуры (табл. 1) принимает решение о выборе способа закупки: открытый конкурс; закрытый конкурс.
При выборе способа закупки открытым конкурсом помещает объявления о конкурсе в СМИ.
При выборе способа закупки закрытым конкурсом выбирает участников конкурса и направляет им уведомления о проведении конкурса.
Еще одним важным элементом размещения муниципального заказа возложенным на организатора конкурса является процедура сбор и регистрация заявок.
Заявка на участие в конкурсе оформляется в письменном виде, скрепляется подписью и представляется в запечатанном конверте в порядке и способом, которые указаны в конкурсной документации. Организатор конкурса по запросу поставщика выдает ему расписку с указанием даты и времени получения заявки.