Сущность, необходимость и основные направления государственного регулирования в экономике РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть основные направления государственного регулирования в области предпринимательства.
2. Выявить экономические цели государственного регулирования бизнеса.
3. Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы государственного регулирования предпринимательства
1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства
1.2 Основные направления и цели государственного регулирования предпринимательства
1.3 Условия, предпосылки и методы государственного регулирования бизнеса
2 Особенности государственного регулирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.1 Необходимость программно-целевого управления процессом развития предпринимательства
2.2 Правовое регулирование предпринимательства
2.3 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Сущность необходимость и основные направления Гос-во регулирования в экономике РК.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Правовое регулирование предпринимательства

 

Вопрос о правовых основах государственного регулирования предпринимательства не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм государственности Казахстана в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

Принцип законности - всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм. Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности [15].

Согласно пункту 1 статьи 4 закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года основными целями государственного регулирования частного предпринимательства являются: создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства и защита интересов государства и прав потребителей путем введения администрирования частного предпринимательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 закона Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года основными принципами государственного регулирования частного предпринимательства являются:

  • гарантия свободы частного предпринимательства и обеспечение его защиты и поддержки;
  • равенство всех субъектов частного предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности;
  • гарантия неприкосновенности и защиты частной собственности (собственности субъектов частного предпринимательства);
  • приоритет развития малого предпринимательства в Республике Казахстан;
  • участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства [16].

Право каждого на свободу предпринимательской деятельности конкретизируется в рамках гражданского законодательства и, прежде всего, в его основных началах. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Республики Казахстан граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора [17].

Реализация права на свободу предпринимательской деятельности гарантируется нормами действующего законодательства в виде определения пределов правового регулирования частной предпринимательской деятельности и установления адресованных органам государственной власти и управления запретов на ограничение свободы предпринимательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает её защиту и поддержку.

Государственные гарантии свободы предпринимательской деятельности устанавливаются в законе Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства».

Положениями статьи 14 закона частному предпринимателю гарантируется возможность беспрепятственно осуществления следующих прав:

  • создавать любые виды предприятий, организация которых не противоречит законодательным актам Республики Казахстан;
  • приобретать полностью или частично имущество государственных предприятий и предприятий, основанных на других формах собственности, иное имущество и связанные с ним имущественные права;
  • при переходе права собственности на строения и сооружения (включая не завершённые строительством) вместе с этими объектами переходят право собственности или постоянного землепользования на земельный участок в порядке и на условиях, установленных земельным законодательством Республики Казахстан;
  • участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;
  • использовать по соглашению сторон имущество юридических лиц и граждан;
  • нанимать и увольнять любое количество работников на условиях контракта или на условиях, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;
  • устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;
  • формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей производимой продукции (работ, услуг), выполнять на договорной основе работы и поставки для государственных нужд;
  • самостоятельно устанавливать цены, расценки и тарифы на реализуемые товары (работы, услуги), за исключением случаев, определяемых нормами действующего законодательства Республики Казахстан;
  • открывать банковские счета, в том числе для хранения денег и осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций;
  • свободно распоряжаться доходом от предпринимательской деятельности, остающимся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;
  • получать неограниченный по размерам доход;
  • пользоваться по своему выбору различными системами социального обеспечения и социального страхования;
  • обжаловать в установленном порядке действия государственных и других органов, ущемляющих его права или законные интересы;
  • выступать участником внешнеэкономических отношении и осуществлять валютные операции;
  • осуществлять иные действия, связанные с предпринимательской деятельностью, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан [18].

Вышеперечисленные и иные права частных предпринимателей на свободное осуществление предпринимательской деятельности охраняются законом. Пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан определяются способы защиты прав и законных интересов предпринимателей, предусматривающие:

- возможность  осуществления предпринимательской  деятельности без получения чьих-либо  разрешений, кроме лицензируемых  видов деятельности, перечень которых  устанавливается в статье 9 указа  президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 года № 2200 «О лицензировании»;

- максимально  простой явочный порядок регистрации  всех видов предпринимательства  во всех сферах экономики в  одном регистрирующем органе;

- ограничение  законодательными актами проверок  предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами, что регламентируется законом Республики Казахстан «о налогах и других обязательных платежах в бюджет», законом Республики Казахстан от 19 июня 1997 года «Об индивидуальном предпринимательстве»; указом президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998 года «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности»;

- возможность  принудительного прекращения предпринимательской  деятельности только по решению  суда, вынесенному по основаниям и в порядке, определяемым законодательными актами;

- установление  законодательными актами перечня  работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного  предпринимательства, запрещены или  ограничены для экспорта или  импорта;

- возможность привлечения государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установлению законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности;

- запрещение  исполнительным контрольным и надзирающим органам вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов;

- иные средства, предусмотренные законодательством, в том числе: законом Республики Казахстан от 4 июля 1992 г. «О защите и поддержке частного предпринимательства» (с изменениями), законом Республики Казахстан от 19 июня 1997 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства», указом президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации малого предпринимательства» [19].

 

    1. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

 

В отличие от мощных финансово-промышленных групп малое и среднее предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придаёт рыночной экономике необходимую гибкость. Эта черта приобретает в современных условиях особую значимость и силу быстрой индивидуальной дифференциации потребительского спроса, ускорения темпов технического прогресса, возрастания ассортимента производимых товаров и услуг.

Кроме того, малый и средний бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, в том числе трудовые, сырьевые, которые в его отсутствие не были бы использованы.

Существенный вклад вносит малый и средний бизнес и в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Малый бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, при узкой специализации в использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве серьёзного конкурента, подрывающего позиции крупных корпораций.

Значительная роль малого и среднего бизнеса и в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.

Очевиден вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 50-60% новых рабочих мест.

По данным агентства РК по статистике в Казахстане в январе-марте 2010 года по сравнению с январем-мартом предыдущего года, по оперативным данным, выпуск продукции (в сопоставимых ценах) увеличился на 2,1%. При этом, количество активных субъектов МСП увеличилось на 3%, численность занятых - на 2,7% [20]. Наблюдается увеличение основных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан [см. приложение А].

Наконец, велика роль малого и среднего бизнеса в смягчении социальной напряжённости и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Все отмеченные преимущества обязывают государство оказывать всемерную поддержку малому бизнесу. Государством создаются экономические, правовые и организационные условия для развития малого бизнеса: нормативно-правовая база, финансовые учреждения, лизинговые фирмы, подготовка кадров и др. [21].

Информация о работе Сущность, необходимость и основные направления государственного регулирования в экономике РК