Сущность, необходимость и основные направления государственного регулирования в экономике РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть основные направления государственного регулирования в области предпринимательства.
2. Выявить экономические цели государственного регулирования бизнеса.
3. Рассмотреть особенности, проблемы и принципы государственного регулирования бизнеса в Республике Казахстан.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы государственного регулирования предпринимательства
1.1 Сущность государственного регулирования предпринимательства
1.2 Основные направления и цели государственного регулирования предпринимательства
1.3 Условия, предпосылки и методы государственного регулирования бизнеса
2 Особенности государственного регулирования предпринимательства в Республике Казахстан
2.1 Необходимость программно-целевого управления процессом развития предпринимательства
2.2 Правовое регулирование предпринимательства
2.3 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Сущность необходимость и основные направления Гос-во регулирования в экономике РК.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

В переходный период малый и средний бизнес нуждается в постоянной поддержке государства. Именно он придаёт смешанной экономике гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несёт в себе мощный антимонопольный заряд, служит серьёзным фактором структурной перестройки, во многом решает проблему занятости.

Формирование системы государственного регулирования предпринимательства идёт по многим направлениям. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Формирование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства. На этом этапе важно обеспечить высокое качество законодательных актов: исключить между ними противоречия, по возможности превратить их в законодательные акты прямого действия, предусмотреть механизм их реализации, гарантии прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при их нарушении.
  2. Формирование финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства. Такая система требует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д.
  3. Формирование системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, которое подразумевает создание фондов и центров поддержки предпринимательства, сети по подготовке кадров, маркетинговых центров, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, информационную поддержку предпринимателей.

Предпринимательство пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах. Чаще всего суть её сводится к выработке конкретных мер по трём направлениям:

  1. Консультация (особенно на начальном этапе).
  2. Оказание финансовой поддержки.
  3. Оказание научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

Ряд экономистов считает, что к основным трудностям, с которыми сталкивается в настоящее время предпринимательство, относятся:

  • неустойчивость и незавершённость законодательной базы деятельности предпринимательских структур;
  • жёсткий налоговый прессинг и усложнённость системы налогообложения;
  • нехватка первоначального капитала и собственных оборотных средств;
  • трудности с получением банковских кредитов;
  • давление криминальных структур;
  • сложности с помещениями и высокая арендная плата;
  • ограниченные возможности лизинговых услуг.

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» основными принципами государственной поддержки малого предпринимательства являются:

  • приоритет развития малого бизнеса в Республике Казахстан;
  • комплексность государственной поддержки малого предпринимательства;
  • доступность инфраструктуры поддержки малого бизнеса и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства
  • международное сотрудничество в области поддержки и развития малого предпринимательства [18].

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

  • организация подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощённого порядка государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;
  • установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин (налоговые каникулы, имущественные гранты, налоговые кредиты, снижение ставок налогов, льгот по таможенным пошлинам согласно сертификации);
  • создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития субъектов малого предпринимательства;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнёрами;
  • принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников;
  • предоставление преференций субъектами малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг [13].

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе государственных и региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.

Организации и граждане вправе самостоятельно вносить предложения в государственный орган, осуществляющий поддержку малого предпринимательства, о включении отдельных проектов в государственные и региональные программы.

Государственная политика в Республике Казахстан в отношении частного предпринимательства нацелена на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью.

Для достижения поставленной цели, как одним из этапов реализации стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан предусматривается решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства.

Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.

В Республике Казахстан к подобным организациям можно отнести:

• государственные и созданные по инициативе государства организации;

• неправительственные организации;

• коммерческие организации.

В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:

• государственная поддержка и содействие на этапах становления, функционирования и развития бизнеса;

• финансовая поддержка;

• информационно-аналитическая поддержка;

• поддержка в области образования и повышения квалификации кадров;

• материально-техническая поддержка.

Сопоставление организационной и функциональной структур позволяет составить матрицу участия институтов инфраструктуры в процессе развития предпринимательства в Казахстане.

Все без исключения организации содействия развитию предпринимательства имеют свои достоинства и недостатки, обусловленные влиянием различных факторов. При принятии решений по отношению к предпринимателям в одних мотивацией выступают общественные цели, у руководства других могут находиться люди, заинтересованные в удовлетворении собственных интересов.

Государственные органы и организации, созданные по инициативе государства:

Высший государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие частного предпринимательства - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан (МИиТ). Министерство относится к центральным исполнительным органам и подотчетно Правительству и Президенту страны.

Организационно в структуру МИиТ входит Департамент развития предпринимательства, осуществляющий функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и поддержки предпринимательства.

Основными задачами, как это прописано в основных документах регулирующих деятельность Департамента являются:

• формирование государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства;

• создание условий для развития предпринимательства;

• разработка мер по привлечению инвестиций;

• координация деятельности государственных органов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

Кроме указанных функций, Департамент также обязан осуществлять рассмотрение и принятие необходимых мер по жалобам и обращениям предпринимателей на противоправные действия чиновников, препятствующие развитию предпринимательства.

Следующим уровнем государственной структуры поддержки предпринимательства в республике являются местные исполнительные органы в лице Аппаратов акимов областей и городов Алматы и Астаны. Для реализации государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства при акиматах созданы Департаменты (Управления) предпринимательства и промышленности в состав которых входят Отделы предпринимательства (с 1 января 2005 года постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2004 года № 1022 введена типовая структура всех органов местного государственного управления).

Областной Департамент предпринимательства и промышленности (также как и городской гг. Алматы и Астаны) уполномочен, в пределах своей компетенции осуществлять поддержку малого и среднего предпринимательства.

Для осуществления поставленной задачи Департаменту принадлежат следующие функции и права по реализации государственной политики:

• участвовать в формировании и реализации единой государственной политики в области предпринимательства;

• координировать деятельность местных органов государственного управления;

• взаимодействовать с общественными объединениями и иными государственными и негосударственными структурами;

• рассматривать в установленном порядке письма, жалобы, предложения и личные обращения граждан.

Окончательным звеном в цепочке по реализации государственной политики в области предпринимательства являются территориальные исполнительные органы, представленные Аппаратами акимов городов и районов республики, в составе которых проблемами предпринимательства обязаны заниматься Отделы экономики и бюджетного планирования или Отделы экономики и финансов. На территориальные исполнительные органы возлагаются функции по непосредственной реализации принятой государственной политики и осуществлению мероприятий и программ, запланированных и финансируемых из местных бюджетов [22].

 

Заключение

 

Государственная политика по вопросам развития бизнеса в Казахстане определяет предпринимательство как прогрессивную форму хозяйствования, которая сегодня отвечает требованиям рыночной экономики и способна преодолевать кризисные явления в социальной сфере, обеспечивать занятость и благополучие большей части населения. Многочисленность предпринимателей заметно активизирует в национальном хозяйстве соперничество и конкуренцию, выступает известным гарантом сдерживания монополистических тенденций, инфляционных процессов, роста безработицы. Хозяйственная маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность, - все эти черты присущи современному предпринимательству.

В настоящее время предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. Особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства.

Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

  • стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;
  • развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;
  • развитие конкурентной среды;
  • развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях;
  • развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических).

Следует отметить, что отличительной чертой развития предпринимательства в Республики Казахстан является то, что оно рассматривается как один из ключевых факторов развития экономики.

Информация о работе Сущность, необходимость и основные направления государственного регулирования в экономике РК