Сущность, причины и последствия международной миграции труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:33, реферат

Описание работы

По оценкам специалистов, примерно к 2020 г. 200 млн человек во всем мире будут жить и обеспечивать свое существование в странах, гражданами которых они не являются. Перемещение населения в таких масштабах влечет за собой серьезные социально-экономические и политические последствия, как для стран происхождения мигрантов, так и для государств их пребывания. Формирование эффективной и обоснованной на перспективу государственной миграционной политики стало одной из национальных задач России. В свете всего вышесказанного актуальность исследования темы моей курсовой работы представляется особенно актуальной.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.31 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Международная миграция самодеятельного населения приобрела в наше время массовый характер. По оценкам специалистов, примерно к 2020 г. 200 млн человек во всем мире будут жить и обеспечивать свое существование в странах, гражданами которых они не являются. Перемещение населения в таких масштабах влечет за собой серьезные социально-экономические и политические последствия, как для стран происхождения мигрантов, так и для государств их пребывания. Формирование эффективной и обоснованной на перспективу государственной миграционной политики стало одной из национальных задач России. В свете всего вышесказанного актуальность исследования темы моей курсовой работы представляется особенно актуальной.

 

История миграции в России.

 

 

По размерам территории Россия - самая крупная страна в мире. В течение веков освоение её огромных пространств сопровождалось движением населения, т. е. миграциями (от лат. migro - "перехожу", "переселяюсь") из центральных европейских районов к окраинам. Начиная с XVI в. Россия из тесных рамок волжско-окского междуречья начала расширяться в двух направлениях: на юг и на восток. Двигаясь на юг, русские осваивали задонские и заволжские степи, так называемое Дикое поле. Восточный путь вёл через Камень (так тогда именовали Урал) в Сибирь. Её русские землепроходцы прошли в течение жизни одного-двух поколений и в XVII в. вышли к Тихому океану.

Постепенно русские (а после присоединения Украины в XVII в. и украинцы) заселили земли в бассейнах Дона и Кубани, Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье, Урал и Северный Казахстан, Сибирь и Дальний Восток.  Вслед за казаками-первопроходцами шли купцы, священники, крестьяне. Последних нередко переселяли принудительно: государственных - для ямщицкой "гоньбы" на новых дорогах, крепостных - "на вывод" (для освоения пустующих земель на окраинах, которыми жаловали дворян).

Крестьянская реформа 1861 г. и зарождение капитализма многое переменили в характере российской миграции. Главной причиной, выталкивавшей людей из центральных районов, стала нехватка земель, в том числе и у получивших волю крестьян. По-прежнему одна часть потока переселенцев (примерно 5 млн человек) устремлялась за Урал, а другая (около 8 млн) - в южные степные губернии (от Дуная до реки Урал и даже дальше, в Семиречье и Среднюю Азию).

В это же время зарождается крестьянское "отходничество" - массовые миграции в города и фабричные посёлки на заработки. Первоначально многие крестьяне на период посевной или уборочной возвращались в деревню, но постепенно стали оставаться в городе навсегда.

В советское время люди продолжали уезжать из староосвоенных районов России, Украины, Молдавии и Белоруссии на север, восток и юго-восток СССР. В 20-30-х гг. на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток, в Среднюю Азию переехали более 4,7 млн человек. Всё больше крестьян покидали деревню и переселялись в города. Особенно усилился этот процесс в конце 20-х гг., когда советская власть взяла курс на развитие промышленности. Это привело к тому, что многие крестьяне "добровольно" (во избежание репрессий) уезжали в города и на крупные стройки. Доля городского населения за 20-30-е гг. увеличилась с 18 до 32 %.

Особым миграционным периодом стали годы Великой Отечественной войны. Из западных прифронтовых территорий (включая и Москву) в восточные и южные районы в самые сжатые сроки были эвакуированы около 25 млн человек. Многие эвакуированные после окончания войны не вернулись домой, а остались жить на новых местах.

Существовал в годы войны и западный миграционный поток (всего около 8,7 млн человек) - военнопленные, рабочие, гражданские лица, вывезенные немецкими оккупантами при отступлении. После окончания войны на родину вернулись примерно 5,9 млн советских граждан, остальные погибли (около 2,1 млн человек) или стали "невозвращенцами" (0,7 млн).

 

В послевоенный период возобновились миграции сельских жителей в города (особенно крупные) и на новостройки, главным образом Сибири и Дальнего Востока. Районом-донором, откуда переселялись люди, традиционно была средняя полоса европейской части СССР, прежде всего Волго-Вятский и Центральночернозёмный районы. Основными регионами, принимавшими переселенцев, стали Казахстан, Средняя Азия, Северный Кавказ. Крайний Север привлекал людей не только высокой заработной платой и льготами (в частности, северяне раньше уходили на пенсию), но и романтикой освоения новых земель. Тяжёлая и нередко опасная работа проверяла человека "на прочность".

Во второй половине 40-х гг. государство начало заселять обезлюдевшие в результате войны районы. Например, в Калининградскую область было завербовано 0,4 млн человек. В 50-х - начале 60-х гг. началось освоение казахстанской и южносибирской целины, миллионов гектаров плодородных степей, никогда не знавших плуга. Чтобы распахать их, построить новые дороги и посёлки, только в Казахстан в 1954-1962 гг. приехало около миллиона человек.

Постепенно в староосвоенных районах Европейской России жителей становилось всё меньше, и уже в 60-х гг. два из них - Северо-Западный и Центральный - стали сами ощущать нехватку населения. С этого времени изменилось направление миграционных потоков. Если раньше люди переселялись в основном из центральных районов в окраинные, то во второй половине 70-х гг. сформировалось новое направление миграции - с окраин в центр.

За 1979-1989 гг. в Россию приехало 3,5 млн человек, а покинули её 1,8 млн; таким образом, за счёт миграций страна получила прирост населения в 1,7 млн человек. Нужно отметить, что приезжие обосновывались в основном в столицах. На Москву и Московскую область пришлось 28% общего числа переселенцев, а на Ленинград и Ленинградскую область - 12 %. Ещё 25 % приняла Тюменская область в Западной Сибири, где бурными темпами развивался нефтегазовый комплекс. Однако в целом европейская часть страны представляла собой территорию, преимущественно теряющую население.

В конце XX в. территория страны чётко делится на две зоны - принимающую и отдающую население, причём плюс и минус поменялись местами. Весь Север (за исключением Тюменской области), ранее интенсивно притягивавший население, теперь столь же интенсивно его теряет. Крайний Север и приравненные к нему по условиям проживания территории потеряли около 8 %, а Чукотка всего за два года (1993-1994 гг.) - даже 22% населения! За первую половину 90-х гг. с Дальнего Востока уехало 6 % жителей, причём отток людей из этого региона наблюдается, вероятно, впервые за всю историю его освоения русскими. Переход на рыночные отношения, отмена северных льгот, в ряде случаев отсутствие финансирования многих предприятий обнажили острые проблемы российского Севера, в первую очередь низкую эффективность его хозяйства и перенаселённость. Поэтому отток с Севера, в современных условиях, к сожалению, неизбежен.

Европейская часть (кроме Севера), Урал и Западная Сибирь притягательны для мигрантов. Даже такие традиционные районы оттока населения, как Волго-Вятский, Центральночернозёмный и другие, сейчас активно принимают приезжих. Больше всего людей прибывает на юг европейской части и Урала, в Центральный район и Западную Сибирь. На первое место в России по числу переселенцев вышел Центральный район, но если раньше мигрантов в основном "забирали" Москва и Московская область, то теперь доля Москвы и области в этом районе упала до 30 %.

Изменения коснулись также автономных республик, расположенных в Европейской России. Из них (за исключением Карелии) люди в основном уезжали, теперь же (кроме Чечни и Калмыкии) туда приезжают, особенно интенсивно в Дагестан, который принимает беженцев из Чечни.

 

2. Сущность, причины и  последствия международной миграции  труда.

 

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией -въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации - возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий

-- иммигранты и не  иммигранты, легально допущенные  в страну. Для стран, которые традиционно  принимают иммигрантов, 80--90-е гг. были периодом высокого уровня  иммиграции;

-- работники-мигранты  по контракту. Многие страны зависят  от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

-- нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны  имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через  границу, другие остаются в чужой  стране с просроченными визами;

-- лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории  мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют  по политическим мотивам, а также  в силу тяжелого экономического  положения в своих странах;

-- беженцы. По данным  ООН в мире в начале 90-х гг. насчитывалось более 17 млн. беженцев. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

Остановимся на современных социально-экономических причинах, вызывающих международное движение трудовых ресурсов.

Прежде всего, я считаю необходимым указать на причину демографического свойства, с которой связаны избыточные население и рабочая сила. Она возникает, когда масштабы и структура общественного производства не соответствуют предложению рабочей силы. В результате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения своего социального положения в другие страны. Это тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран.

Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит различие в уровнях оплаты труда, что также вызывает перетоки рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, научно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из которых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие этих иммигрантов, «выкачивают» высшие по качеству ресурсы, не затратив на их формирование и подготовку никаких средств.

Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, происходящие в народном хозяйстве. Во время экономических кризисов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В этих условиях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, соответствующих их профессиональной подготовке.

В современных условиях заметную роль в миграции трудовых ресурсов играют научно-технический прогресс и движение реального капитала, за которыми следует поток специалистов, научных работников, преподавательских кадров, инженерных работников, рабочих высокой квалификации. Причем параллельно идет подготовка специалистов и рабочих из национальных кадров, способных выполнять те или иные профессиональные функции в процессе эксплуатации вновь вводимых объектов.

 

 

3. Трудовой договор  с мигрантами.

 

 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008; далее — Федеральный закон № 115), это иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в визовом или безвизовом порядке, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание, но получившие миграционную карту. Страна выезда не имеет значения — это может быть как страна, входящая в состав СНГ, так и страны дальнего зарубежья. Исключение составляют только граждане Республики Беларусь, которые в соответствии с двусторонними соглашениями между странами не относятся к категории иностранных граждан.

Документы, предоставляемые при трудоустройстве.

Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ личность иностранного гражданина может быть удостоверена либо национальным паспортом, либо иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

При пересечении границы в национальном заграничном паспорте сотрудниками таможенного контроля проставляется соответствующая отметка; в национальном внутреннем паспорте такая отметка чаще всего отсутствует.

Миграционная карта

Иностранный гражданин должен представить работодателю миграционную карту, подтверждающую легальность его пребывания на территории Российской Федерации. Миграционная карта выдается при пересечении границы и состоит из двух частей, одна из которых остается у сотрудника таможенного контроля, а другая — выдается на руки иностранному гражданину.

Стоит обратить внимание на то, что срок временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации продлевается до 90 суток с момента въезда при условии постановки на миграционный учет в течение трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Разрешение на работу

У иностранного гражданина должно быть действующее разрешение на работу в субъекте Российской Федерации, выданное органом Федеральной миграционной службы. Сразу отметим, что закон не обязывает работодателя проверять подлинность разрешения на работу. Даже если выяснится, что разрешение подложное, работодатель должен будет всего лишь прекратить либо аннулировать трудовой договор.

Информация о работе Сущность, причины и последствия международной миграции труда