Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:42, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть государственную региональную политику и механизмы ее осуществления в Российской Федерации.
Введение 3
1. Сущность региональной политики и понятие «регион». 4
2. Цели и задачи государственной региональной политики 9
3. Механизм государственного регулирования регионального развития, правовые основы его формирования и функционирования 12
Задача 16
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Содержание
В последние 10–15 лет проблема региональной
политики стремительно выросла в
одну из ключевых проблем реформируемой
российской государственности. Сегодня
она приобрела серьезное
Любая страна, и тем более Россия, всегда представляет собой совокупность территорий, различающихся между собой, как правило, по многим условиям, факторам, потенциалам, параметрам. Прежде всего, речь идёт о территориально неравномерном распределении факторов производства: природно-сырьевых ресурсов, труда и капитала. Поэтому государство должно проводить соответствующие регулятивные действия с целью более или менее сбалансированного устойчивого развития всей страны, недопущения резких территориальных диспропорций.
Подобная регулирующая интервенция государства получила название региональной политики. Между тем в существующей пространственной конфигурации экономики страны углубляется социально-экономическая дифференциация между регионами. По субъектам РФ наблюдается значительный разрыв в доходах населения, уровне безработицы, обеспеченности жильем и по иным базовым социально-экономическим показателям. Социально-экономическая ситуация становится основным источником противоречий и напряжений между федеральным центром и периферией.
Недоучет региональных интересов и проблем приводит к сохранению центробежных тенденций, к усилению дезинтеграционных процессов, что еще более обостряет или загоняет вглубь экономические, социальные и национально-этнические проблемы.
Цель работы – рассмотреть государственную региональную политику и механизмы ее осуществления в Российской Федерации.
Государственная региональная политика является неотъемлемой частью политики государства, направленной на организацию страны в целом в соответствии с принятой государственной стратегией страны.
Государственное регулирование регионального развития начинается с выработки и принятия определённой региональной политики. Основными элементами региональной политики являются следующие: [1,стр. 54]
Сущность региональной политики – это система целей и задач органов государственной власти по управлению социально-экономическим, правовым и культурным развитием и выравниваем регионов страны на основе выработанного механизма их достижения. [2, стр. 32]
Рассмотрим понятие «регион». Широкое распространение имеет определение региона, как определенной территории страны или нескольких стран с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся материально-технической, производительной и социальной инфраструктурой, а также своеобразием социально-политических условий. Но в приведенном определении не сделан акцент на экономической системе региона, что, на наш взгляд, является серьезным упущением.
С экономической точки зрения под термином «регион» принято понимать «территориально специализированную часть народного хозяйства страны, характеризующуюся единством и целостностью воспроизводственного процесса» [10, стр. 158]. При этом региональный хозяйственный комплекс следует рассматривать не как изолированное явление, а как совокупность взаимосвязанных элементов, в рамках которой каждому элементу принадлежит четко определенные место и функции.
Однако наряду с экономическим определением термин «регион» конкретизируется юридическим и административным моментами. В связи с чем большое число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами России необходимо считать субъекты Федерации.
Так, Г.С. Зуева дает следующую трактовку понятия: «Регион - территория в административных границах Российской Федерации, характеризующаяся следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления» [4, стр.45]. Заметим, что в данном определении региона, как и в большинстве других, воспроизводится заложенное еще экономико-географической традицией понимание данной категории как, прежде всего, определенной территории, идентифицируемой по тем или иным признакам и интегрируемой в состав более крупного территориально-хозяйственного образования.
Упрощённый подход к рассмотрению региона как чисто внутригосударственному территориальному образованию можно охарактеризовать следующим образом. Понятие «регион» - это часть территории страны, характеризующаяся общностью природных, социально-экономических, национально-культурных условий проживания населения. [2, стр. 32]
Обобщая вышесказанное, можно выделить главный фактор определения региона во всех приведенных выше понятиях «регион» - соответствие границ региона той или иной единице территориально-политического устройства. При этом не следует выпускать из виду того, что территория выступает условием, но не причиной формирования региона, т. к. регион не является только географической категорией, и нельзя отождествлять понятия «регион» и «территория». Территориальная составляющая существенна для любого региона, поскольку она является базисом как его формирования, так и его существования. Любой регион представляет собой территорию, но одного территориального компонента недостаточно для того, чтобы назвать территорию регионом. Необходимой предпосылкой формирования региона на определенной территории является наличие специфики экономического состава и организации.
Россия отличается высокой неравномерностью экономического развития в территориальном разрезе. Это неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера. Если, например, экспортная ориентированность регионов, добывающих нефть и газ, задана географически, то промышленная ориентированность во многом определялась особенностями развития страны в период индустриализации 30-х годов прошлого века.
В то же время, наряду с объективными факторами, существенное влияние на развитие регионов оказывает экономическая политика властей.
Влияние этого фактора способно в корне переломить ситуацию во многих регионах, но есть примеры того, как благодаря действиям губернатора и администрации регион из депрессивного превращался в инвестиционно-привлекательный и демонстрировал высокие экономические показатели. Поэтому о степени развития региона нельзя судить только по его географическому положению, размеру бюджета, величине минерально-сырьевых запасов. Важно также, насколько эффективно местное руководство использует природные или исторические преимущества региона, или, напротив, насколько результативно оно восполняет недостаток этих преимуществ за счет каких-то собственных уникальных инициатив. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов [8, стр. 23].
Финансово-экономические центры заняли лидирующие места в рейтинге и имеют в совокупности наибольший рейтинговый балл. Верхние позиции в финансово-экономических и экспортно-ориентированных рейтингах поровну поделили представители «большой шестерки». Это во многом связано именно с географическими и историческими факторами, а субъективный аспект качества управления играет в данном случае не столь высокую роль [12].
Аграрный сектор по-прежнему не является значимым источником улучшения социально-экономического положения, а высокая доля сельского хозяйства не обеспечивает регионам хороших социально-экономических показателей. Лишь два региона, отнесенных в аграрно-промышленную группу, вошли в первую двадцатку (Краснодарский край и Оренбургская область). Однако в этих регионах наряду с аграрным сектором хорошо развита промышленность, а в Оренбургской области, плюс ко всему, сосредоточены месторождения нефти и газа [12].
Некоторые регионы заняли довольно высокие места в рейтинге, несмотря на низкую обеспеченность собственными ресурсами и невысокий уровень развития тяжелой промышленности. Хорошим примером являются Калужская и Владимирская области. Они находятся в середине рейтинга и опережают многие регионы, которые имеют более выраженный индустриальный характер. Причем можно отметить быстрые изменения, происходящие в экономиках этих областей. В течение всего двух-трех лет Калужская область при ее сравнительно небогатом ресурсном потенциале и низкой доле тяжелой промышленности выросла до того, что стала конкурировать с Ленинградской областью за звание нового автомобилестроительного центра.
То же самое можно сказать о Владимирской области. В свое время, она начала с того, что привлекла на свою территорию крупную компанию по производству шоколада, затем здесь стали строиться заводы по производству бытовой техники, а в начале 2012 года был введен в эксплуатацию крупнейший в Европе завод по производству нано мембран. В результате, сейчас Владимирская область существенно опережает такие регионы центральной России, как Смоленская или Тверская области, которые ничем не уступают или даже превосходят ее по ранее заложенному промышленному потенциалу. Что касается Тульской области, то в этом рейтинге мы занимаем 30 место [12].
Таким образом, в региональной структуре российской экономики наблюдаются некоторые положительные трансформации, но они происходят не повсеместно и довольно медленно. Вышеназванные положительные примеры, к сожалению, не имеют вида тенденции.
Региональная политика эффективна и действенна настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Но есть все основания утверждать, что государство пока еще не справляется с функцией развития регионов. До сих пор не осуществлен на федеральном уровне выбор объектов региональной политики, не определены ее институциональные формы, внятно не сформулированы цели, четко не поставлены задачи, не разработаны действенные механизмы реализации.
Как показывает мировой и отечественный опыт, в различной социально-экономической и политической ситуации отдается предпочтение тому или иному уровню региональной политики со своим набором решаемых задач и устанавливаемых целей.
По мнению Н.П. Молчановой, государственная региональная политика призвана координировать деятельность по совершенствованию механизмов государственного управления региональным развитием и улучшению нормативной правовой базы; должна иметь ясное, четкое, прозрачное содержание и обеспечиваться необходимыми материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами [11, стр. 20].
На современном этапе целями региональной политики являются:[13]
Региональная политика должна быть нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития, качественное изменение основных характеристик, условий и процессов жизнедеятельности населения. Достижение общей позитивной динамики возможно только при согласовании отдельных параметров, свойств, взаимосвязей и отношений или их совокупности на новой, более высокой содержательной ступени общественного прогресса.
В качестве наиболее приемлемой формы
реализации государственной региональной
политики целесообразно рассматривать
общегосударственную систему
Стратегическое планирование осуществляется путем разработки и реализации согласованных концепций, доктрин, стратегий, программ и проектов (планов) развития страны и отдельных территорий. Однако необходимо отметить, что в субъектах РФ накапливаются трудноразрешимые проблемы, научный инструментарий для преодоления которых в наибольшей степени востребован применительно к территориально-хозяйственным комплексам макрорегионов [7, стр. 84].
Сложностью государственного регулирования
регионального развития является отсутствие
единой нормативно-установленной
В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений (межбюджетные отношения, распределение полномочий по налоговой системе, вопросы управления собственностью и использования природных ресурсов и другие). Важнейшими исходными пунктами становится прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.
Государственное регулирование является одним из важнейших механизмов регулирования территориально-отраслевых отношений в экономике региона. Экономика может функционировать более эффективно, если этот механизм будет использоваться при распределении материальных и денежных потоков между основными хозяйствующими субъектами, главными участниками экономических процессов, характерных для всего региона. Общепризнанны основные три главных участника экономических процессов: