Сущность региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть государственную региональную политику и механизмы ее осуществления в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность региональной политики и понятие «регион». 4
2. Цели и задачи государственной региональной политики 9
3. Механизм государственного регулирования регионального развития, правовые основы его формирования и функционирования 12
Задача 16
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

контрольная(сдача).doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)
  • государство в лице государственных органов, управляющих регионом;
  • производители продукции, услуг в лице предприятий, предпринимателей, частных хозяев, отраслей и районов республики;
  • потребители конечного продукта, использующие товары и услуги для удовлетворения собственных потребностей, в лице населения региона [3, стр. 72].

Дальнейшие исследования ученых показали, что нерегулируемые отношения в  «чистом» виде существовали лишь на ранней стадии возникновения обмена. Это стихийный рынок, на котором объемы продаж и цены формировались в результате прямых контактов, торга между участниками процесса купли-продажи. Практически отсутствовало государственное вмешательство в рыночный процесс.

При отсутствии необходимого и достаточного государственного регулирования регионом в действие неизбежно вступят стихийные регуляторы. Они «наведут порядок» в экономике, восстановят своеобразную равновесность и пропорциональность, но ценой кризисов, глубоких спадов производства и потребления, повальной безработицы, социальных напряжений и взрывов [3, стр. 73].

Противоположностью нерегулируемого  является централизованно управляемые  территориально-отраслевые отношения, которые находятся под наблюдением  государства, предписывающего образ  действий каждого субъекта рыночного  процесса.

Однако рыночное саморегулирование не исключает государственного вмешательства там, где оно целесообразно. Проблема на практике состоит в поиске оптимального сочетания рыночных механизмов и государственного регулирования территориально-отраслевых отношений.

Механизм реализации стратегии государственного регулирования включает рычаги эффективного воздействия на процессы демонополизации экономики. Важнейшим принципом при этом является возникновение реальной конкуренции между производителями товаров и услуг, что позволит наряду с конструктивной кредитно-денежной политикой сдерживать инфляцию, снизить цены и тем самым обеспечить финансовую стабилизацию.

Научные исследования показали, что  формируемая система государственного регулирования территориально-отраслевых отношений в современных условиях перехода к рынку должна осуществлять следующее:

  • не допускать ограничения экономической свободы товаропроизводителей и действия рыночных стимулов их деятельности;
  • способствовать формированию и развитию рынка, не препятствуя интенсивному становлению прямых межреспубликанских и межрегиональных экономических связей;
  • соответствовать тем функциям управления и регулирования на каждом уровне, которые позволяют оптимально реализовать внутренние возможности данной территории по решению тех или иных экономических, экологических и социальных задач;
  • носить социально-ориентированный характер, включая реализацию социальных гарантий всему населению, а также материальную поддержку наименее обеспеченным его группам;
  • быть направленной на обеспечение жестких норм природопользования и охраны окружающей среды;
  • обеспечивать реализацию целевых региональных программ, имеющих четкие количественные ориентиры;
  • базироваться на использовании репрезентативной (самодостаточной) системы экономических показателей и нормативов.

Систему государственного регулирования территориально-отраслевых отношений необходимо развивать в соответствии с процессами поэтапного формирования рыночного механизма хозяйствования.

К методам государственного регулирования  относятся [5, стр. 50]:

  • прямые государственные капиталовложения;
  • государственные дотации и субсидии;
  • регулирование цен;
  • финансирование через специальные бюджетные фонды целевых региональных программ;
  • государственная контрактная система;
  • налоговый механизм;
  • лицензирование и квотирование внешней торговли;
  • использование средств бюджетов разных уровней, осуществляющееся различными путями.

Особое внимание должно уделяться  косвенным методам государственного регулирования территориально-отраслевых отношений, к которым относятся политика ускоренной амортизации; кредитное регулирование; инвентаризация приоритетных направлений; компенсационные гарантии по кредитам.

Эффективное применение механизма  государственного регулирования территориально-отраслевых отношений и все многообразие его методов позволит создать условия для выхода экономики региона из депрессивного состояния.

При использовании всех методов  государственного регулирования территориально-отраслевых отношений экономика может функционировать  более эффективно [5, стр. 51].

Нормативно-правовое регулирование  использования указанных методов  осуществляется Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), которое является федеральным органом исполнительной власти. Минрегион России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества, согласованию федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного территориального развития, осуществлению прав государственного заказчика федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, разработке и согласованию методик выделения средств государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям и внесению их в Правительство РФ на утверждение.

Задача

 

Рассчитайте региональный ВВП в  прогнозном периоде на основе данных по элементам его конечного использования (по расходам), если:

  • потребительские расходы домашних хозяйств составят 25,7 млрд. руб.;
  • государственные расходы - 8,5 млрд. руб.;
  • валовые частные инвестиции - 9,7 млрд. руб.;
  • сальдо экспорта-импорта товаров и услуг - -1,7 млрд. руб.
  • амортизация основного капитала - 4 млрд. руб.

 

Решение.

Региональный валовой внутренний продукт, или уровень ВВП, является одним из нескольких мер измерения  экономики региона.

ВВП может быть выражен следующим  образом:

ВВП = частное  потребление + государственное потребление + инвестиции + чистый экспорт,

(или просто ВВП = C + G + I + X - M (X - M сальдо экспорт - импорт)

 

Вычисления.

 

25,7 + 8,5 + 9,7 + (-1,7) = 42,2 млрд. р.

 

Ответ: ВВП в прогнозируемом периоде будет равен 42,2 млрд. р.

Заключение

 

Региональная политика в нашем понимании - это совокупность целей, задач, намерений и действий не только федеральных, субфедеральных и региональных государственных субъектов власти и управления, органов местного самоуправления, но также иных факторов (корпораций, компаний, партий, союзов, ассоциаций и др.), направленных на формирование условий для саморазвития регионов, обеспечение их пропорционального, сбалансированного социально-экономического развития, достижение и сохранение пространственного политического, социально-экономического и иного равновесия и устойчивости России с учетом соблюдения общенациональных, собственно региональных и местных (локальных) интересов.

Региональная политика - это особый вид государственной политики, субъектами которой могут выступать конкретные представители государственной и региональной власти (физические и юридические лица). В федеративных государствах, в том числе и в Российской Федерации, государственная региональная политика включает в себя два основных относительно самостоятельных уровня: федеративную государственную региональную политику и государственную региональную политику субъектов Федерации. Как показывает мировой и отечественный опыт, в различной социально-экономической и политической ситуации отдается предпочтение тому или иному уровню региональной политики со своим набором решаемых задач.

Центр, федеративное государство как  субъект, естественно, имеет полное право на формирование собственной  государственной региональной политики. Федеральный компонент играет решающую роль, отражает ценностный выбор политической власти, государства, позицию общества в целом к его территориальным частям и поэтому формулируется и осуществляется «сверху вниз».

Список использованной литературы

 

  1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: Перспектива, 2009. – 287 с
  2. Бойко АН. Государственное регулирование экономики: учебное пособие.-М.: Тровант, 2010.
  3. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для студентов вузов /Е. В. Вавилова.-М.: КноРус, 2011.-220 с.
  4. Зуева Г.С. Законодательное обеспечение государственной региональной экономической политики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 6. С. 45-50.
  5. Маринец И. Н. Региональная инновационная политика и инструменты ее реализации /И. Н. Маринец //Региональная экономика: теория и практика: научно-практический и аналитический журнал /учредитель: Изд. дом «Финансы и кредит».-М., 2011.-№ 16.-49-52
  6. Региональное развитие и региональная политика России в переходный период /[С. С. Артоболевский и др.] ; под общ. ред. С. С. Артоболевского, О. Б. Глезер.-М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011.-316 с.
  7. Скорых Н.Н. Современные тенденции регионального развития и региональной политики России // Вестник СибГУТИ. 2011. № 1. С. 84-93.
  8. Тесленко И.Б., Криворучко И.Н. Региональная инновационная политика: первые результаты и перспективы // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 2. С. 23-28.
  9. Черданцева И.В. Современные инструменты проведения эффективной социально-экономической политики устойчивого регионального развития // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 1. С. 54-62.
  10. Швецов А.Н. О новых веяниях и стереотипах прошлого в современной региональной политике // Журнал новой экономической ассоциации. 2011. № 10. С. 158-161.
  11. Молчанова Н.П. Государственная региональная политика и ее роль в управлении социально-экономическим развитием макрорегиона // Вестник Уральской Академии государственной службы. 2011. – С. 20-29.
  12. Электронный ресурс. Заглавие с экрана: «Уровень социально-экономического развития регионов - 2012».-Режим доступа:

http://www.riarating.ru/infografika/20120702/610227291.html

  1. Электронный ресурс: Заглавие  с экрана: «Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ».- Режим доступа:http://repository.vzfei.ru/

Информация о работе Сущность региональной политики