Сущность, структура и формирования доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности, структуры и формирования доходов.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты экономического содержания доходов.
- проанализировать прибыль как меру эффективности деятельности предприятия;
- определить особенности распределения и использования прибыли.

Файлы: 1 файл

Vvedenie_2_okonch.docx

— 185.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Прибыль как мера эффективности предприятия.

2.1 Экономическая  сущность прибыли.

Экономическая природа прибыли  трактуется по-разному различными представителями  экономической науки. Следует отметить, что эта категория интересовала экономистов с начала формирования самой экономической науки. Так, меркантилисты искали источник прибыли  в сфере обращения, причем именно во внешней торговле. Представители  классической политэкономии определяли ее как избыток стоимости над заработной платой. 
Прибыль – главная цель предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений – это превращенная форма прибавочной стоимости. [5]

Прибыль как экономическая  категория отражает чистый доход, созданный  в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром.

На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость  прошлого овеществленного труда  и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции.

На уровне предприятия общественного питания в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке предприятия общественного питания выступают как относительно обособленные производители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции.

Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики:      

-   прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешностная, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для её полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая , благотворительная и т.п.) 
     -      прибыль является формой дохода предпринимателя , вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала – особым фактором производства и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала. 
    -   прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель в следствии своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли , но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской. 
-    прибыль характеризует не весь доход полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными совами в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе предпринимательской деятельности. 
-   прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала , полученного дохода, понесенных затрат и  т.п., а также с действующим порядком налогового её регулирования.

С учетом рассмотренных основных характеристик её понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме  чистый доход предпринимателя на вложенный капитала, характеризующий  его вознаграждение за риск осуществления  предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между  совокупным доходом и совокупными  затратами в процессе осуществления этой деятельности».[6] 
Прибыль  - это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятия общественного питания. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия,  но и оценить другие стороны его деятельности.

Нормой прибыли считается показатель рентабельности, исчисленный процентным отношением суммы чистой прибыли к объёму товарооборота.

Расчёт общей  экономической рентабельности (прибыльности) предприятия общественного питания выполняется по формуле: Ро=П/Т*100.

Ро - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия общественного питания;

П – сумма прибыли, валовой  или чистой;

Т – объем товарооборота, без НДС.

Данная формула расчёта  применима и для определения  прибыльности капитала (вложенных средств) торгового предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. Преобразовав эту формулу  путём умножения и деления  на показатель товарооборота, получим  два показателя: рентабельность товарооборота (продаж) и оборачиваемость капитала: 
Ро  = П/К*Т/Т = П*Т/Т*К = П/Т*Т/К или Ро  = Рт*Ок, где Рт – рентабельность товарооборота, Ок – оборачиваемость капитала предприятия.

Рентабельность  товарооборота (продаж) (Рт) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учёт хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж, умноженный на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. руб. проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота.

Коэффициент прибыльности продаж (П/Т) характеризует  долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно более точно судить о финансовом результате деятельности предприятия общественного питания. Показатель рентабельности товарооборота называют коммерческой маржой. Выражается она в процентах, и её величина колеблется от 5 до 30% в зависимости от характера и объёма деятельности торговой фирмы.  
         Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарооборота к величине капитала предприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборота на 1тыс. руб. вложенного капитала. Чем выше объём товарооборота, тем больше число оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала. 
Регулирование общей экономической рентабельности сводится к воздействию на оба составляющих её показателя- рентабельность продаж и оборачиваемость капитала.

Показатель рентабельности собственного капитала (Рк) имеет важное значение для акционеров предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного предприятия на фондовой бирже, этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе данного показателя можно определить период (число лет) в течении которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерное предприятие(1/Рк).   


Рентабельность  производственных фондов предприятия общественного питания определяется по соотношению суммы прибыли (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100:

Рф={П/(ОФ+МС)*100}, где Рф – рентабельность основных фондов, П – сумма прибыли, валовой или чистой, ОФ – средняя стоимость основных средств, МС – средняя стоимость материальных оборотных средств.

Если предприятие общественного питания работает в арендуемых помещениях, зданиях или сдаёт в аренду некоторые объекты основных фондов, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду. 
Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчёта уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчёркивает определённый аспект результатов деятельности предприятия общественного питания. 
Уровень рентабельности, исчисленной отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам. 
Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчёте на одного работника. Наряду с этим показателем определяются величины валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учётом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды (на социальное страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования). Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчёте на 1тыс. руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем, больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы. Здесь непосредственно проявляется принцип: с меньшей численностью работников - больший эффект. Кроме того, имеется возможность определить зависимость достигнутых результатов хозяйственной деятельности предприятия от результата труда каждого работника. 
          Отношение прибыли от реализации товаров к величине торговой площади предприятия общественного питания характеризует размер полученной прибыли в расчёте на 1 метр квадратный площади магазина. Этот показатель свидетельствует об эффективности использования торговых площадей и основного капитала предприятия общественного питания. Считается, что рациональное использование торговых площадей позволяет повысить размер прибыли. 
        Изучение системы показателей рентабельности предприятия общественного питания рекомендуется проводить в динамике и, если возможно, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий.


2.2 Распределение  и использование прибыли.

Распределение прибыли  основывается  на соблюдении   трех принципов: 
- обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах;

- накопление собственного  капитала;

- выполнение  обязательств перед государственным бюджетом.

Под распределением прибыли  понимается порядок ее направления, определяемый  законодательством.  В  рыночной экономике значительная часть  прибыли  изымается  в  форме  налогов, которую государство направляет на повышение доходности государства.

Одно из  направлений распределения прибыли - погашение государственного целевого  кредита,  полученного  из  целевого внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств, в пределах сроков возврата. Погашение просроченного целевого кредита и  уплата процентов по нему осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.[7]

В России резервный капитал создается и пополняется за счет прибыли только  в  акционерных  обществах с ограниченной ответственностью. В резервный фонд можно  направить  не  более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение- для покрытия непредвиденных потерь,  компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности  и  при  распределении прибыли в различные фонды предприятия. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по  акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли. 
          Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той се части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей.[8] Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.  

Сегодня частные, коллективные, акционерные, иностранные предприятия  функционируют на началах коммерческого  расчета, и не допускают централизованного  вмешательства в процесс распределения  дохода, остающегося после внесения в бюджет обязательных платежей и  возврата кредитов.  Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли. 
         Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответстующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства.

Информация о работе Сущность, структура и формирования доходов