Сущность управления государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:16, доклад

Описание работы

Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
1.1 Сущность управления государственной собственностью
1.2 Функции, задачи и критерии эффективности управления государственной собственностью
1.3 Система управления государственной собственностью
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РФ
2.1 Исследование системы органов государственной власти по вопросам управления государственной собственностью в РФ
2.2 Основные результаты использования государственной собственности в РФ
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
3.1 Основные выводы и предложения по повышению эффективности использования государственной собственности
3.2 Проблемы управления государственной собственностью в России и необходимость изменений
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

другое.docx

— 51.37 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением. [4]

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

государственный собственность федеральный недвижимость

2.2 Основные результаты  использования государственной  собственности в РФ

В 2009 году 1.513.970 объектов учтено в реестре федерального имущества, 570.956.808 гектаров земли зарегистрировано в собственности Российской Федерации, 3089 акционерных обществ с государственным участием находится в управлении Росимущества.

В 2007-2009 годах органами государственной власти по управлению государственной собственности РФ решали следующие основные задачи:

· формирование бюджетных неналоговых доходов;

· обеспечение эффективного управления имуществом, находящимся в собственности государства;

· организация и проведение разграничения государственной собственности на землю;

· разработка основных направлений реализации государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на период до 2014 года. [17]

В результате деятельности достигнут существенный рост доходов от управления и распоряжения государственной собственностью, включая земельные участки. [16]

Всего доходы бюджета от управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами в 2009 году составили 422 349,3 млн. рублей, что в 4,5 раза больше доходов 2008 года (93 485 млн. рублей). Из них:

33 438,4 млн. рублей - доходы  от сдачи государственного имущества  в аренду (в 1,33 раза больше доходов 2003 года), бюджетное задание выполнено  на 119%;

7 507,1 млн. рублей - дивиденды  по принадлежащим государству  акциям (долям в уставном капитале) хозяйственных обществ (в 2,4 раза  больше доходов 2003 года), бюджетное  задание выполнено на 100,1%;

4 480,1 млн. рублей - часть прибыли  предприятий (149% бюджетного задания);

304 199,1 млн. рублей - доходы  от приватизации государственного  имущества (в 31,9 раза больше доходов 2003 года); бюджетное задание выполнено  на 89%;

57 027,2 млн. рублей - доходы  от сдачи в аренду земельных  участков (в 1,28 раза больше доходов 2003 года), бюджетное задание выполнено  на 144%;

15 697,4 млн. рублей - доходы  от продажи земельных участков, выполнение бюджетного здания  составило 359%.

Плановое задание по доходам бюджета на 2009 год выполнено по всем статьям доходов. Совокупные бюджетные поступления по неналоговым источникам, обеспеченные Министерством, составили 99,96% годового бюджетного задания.

Пакеты акций не были реализованы в связи с завышением независимыми оценщиками рыночной стоимости первоначальной цены продажи; длительностью сроков предпродажной подготовки, обусловленной необходимостью принятия законов о включении пакетов акций в программу приватизации государственного имущества, в результате чего был упущен временной фактор.

Структура государственных унитарных предприятий в отраслевом разрезе представлена в таблице 1 (по состоянию на 01.01.2010).

Таблица 1 - Управление государственными унитарным предприятиями

 

Отрасль

Количество предприятий

Процент к итогу

 

Сельское хозяйство

13

18,0

 

Полиграфия

12

16,6

 

Ремонт и содержание дорог

8

11,0

 

Пищевая промышленность

3

4,2

 

Транспорт и связь

5

6,8

 

Лесной комплекс

3

4,2

 

Издательское дело

4

5,6

 

Торговля

3

4,2

 

Строительство

2

2,8

 

Снабжение

3

4,2

 

Проектные организации

3

4,2

 

Геологическая разведка недр

2

2,8

 

Аптечные предприятия

2

2,8

 

Спорт и туризм

2

2,8

 

ЖКХ

1

1,4

 

Прочие отрасли промышленности

3

4,2

 

Прочие отрасли

3

4,2

 

Итого

72

100,0

 
       

 

В 2009 году приоритетными направлениями деятельности в сфере управления государственными унитарными предприятиями являлись:

· планирование деятельности и системный мониторинг результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

· понуждение отраслевых министерств и комитетов к обеспечению прибыльной работы предприятий;

· анализ деятельности предприятий, подготовка предложений Правительства и реализация решений по оптимизации количества предприятий путем ликвидации, реорганизации, приватизации убыточных государственных предприятий;

· аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности крупных предприятий с привлечением аудиторских организаций, отобранных на конкурсной основе;

· приведение уставов предприятий в соответствие с законодательством и заключение трудовых договоров с их руководителями;

· контроль за соответствием законодательству текущей деятельности предприятий, в частности, по совершению сделок с недвижимым имуществом. [11]

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий. Объем реализации товаров и услуг государственными предприятиями за 2009 год составил 1 213,8 млн. рублей, что на 8,1% больше, чем за 2007 год. Наиболее высокие темпы роста выручки от продажи товаров и услуг в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года достигнуты проектными организациями (69,7%), предприятиями промышленности (30,6%), снабжения (25,6%).

Существенно возросли объемы продаж большинства государственных сельхозпредприятий. Выручка от реализации увеличилась на 67,4%.

Прибыль от продаж, полученная госпредприятиями за 2009 год составила 41 362 млн. рублей, что на 24,7% меньше, чем за а 2008 год.

Прибыльными по основной деятельности в отчетном периоде стали 44 предприятия.

На 24 предприятиях получен чистый убыток на общую сумму 34 160,5 млн. рублей, что на 6,7% меньше показателя за 2008 год.

В отношении убыточных государственных унитарных предприятий позиция государства осталась неизменной: они должны быть либо ликвидированы через процедуру банкротства либо приватизированы (за исключением предприятий, выполняющих социально-значимые функции).

Ситуация по сокращению убыточных предприятий держится государством на контроле и решения, принятые Правительством РФ в отношении 12423 предприятий, сработавших в 2009 году с убытком, последовательно и планомерно реализуются.

Государство жестко отслеживает деятельность отраслевых органов по управлению государственными предприятиями, добиваясь от них принятия мер по выводу предприятий на рентабельный режим работы. Наибольшее беспокойство в этом отношении вызывают сельскохозяйственные предприятия и предприятия дорожной отрасли.

В целом в 2009 году при взаимодействии с органами исполнительной власти в отношении государственных унитарных предприятий проделана следующая работа:

ликвидировано различными путями, в том числе и через процедуру банкротства, 145714 государственных унитарных предприятий;

внешнее наблюдение введено на 1243 госпредприятиях, внешнее управление - на 1 предприятии, в отношении 4512 предприятий открыта процедура конкурсного производства;

завершены реорганизационные мероприятия по 48633 предприятиям;

начата реорганизация 44872 предприятия;

обеспечены отчетность и анализ деятельности государственных унитарных предприятий, а также их руководителей;

приведены в соответствие с действующим законодательством уставы 4457 предприятий,

внесены изменения в трудовые договоры более чем с 48750 руководителями государственных унитарных предприятий,

получены квартальные отчеты руководителей предприятий.

Большое внимание уделялось вопросам усиления контроля за эффективностью использования государственными унитарными предприятиями и учреждениями закрепленного за ними имущества. За отчетный период проверено 486411 государственных унитарных предприятий и 14566 государственных учреждений.

В 2009 году была продолжена работа по освобождению государственных унитарных предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства: за отчетный период в собственность муниципальных образований передано 6 объектов социально-культурного назначения, 43823 - жилищно-коммунального назначения, 34572 жилых дома.

Планомерная и системная работа Министерства во взаимодействии с отраслевыми органами дала положительные результаты по увеличению доходов от части прибыли, перечисленной предприятиями в бюджет республики.

Раздел 3. Повышению эффективности использования и проблемы управления государственной собственности

3.1 Основные выводы  и предложения по повышению  эффективности использования государственной  собственности

Отстранение государства от управления принадлежащему ему имуществом привело к масштабной ломке производственных структур. Теперь рыночно-предпринимательская ориентация связывается в большей степени с эффективностью, чем с экономическим ростом. Многообразие форм собственности настойчиво требует усилить внимание к эффективности управления. Однако используемый для этого понятийный аппарат не всегда соответствует новым реалиям. В статье сделана попытка обозначить этот аппарат и показать некоторые важные аспекты проблемы.

Многие экономисты связывают эффективность управления собственностью с той или иной ее формой. Думается, однако, что было бы наивным представлять эту зависимость прямолинейной. В сущности, все решает механизм управления. [10]

Есть и другой подход: чем лучше функционирует объект, тем выше плата за риск, которому подвергается собственник. Риск, таким образом, побуждает к эффективному пользованию объектом. Перед тем как рассмотреть эту тему непосредственно, обратимся к базовым положениям.

Во-первых, управление собственностью должно исключать ущерб народнохозяйственной эффективности. В противном случае нарушится технологическая комплексность различных видов производств.

Во-вторых, в результате акционирования предприятий эффективность той или иной системы управления может быть выражена получением дивидендов. Становится возможным прогнозировать рентабельность таких предприятий и соответственно эффективность, выраженную через дивиденды.

В-третьих, эффективность управления собственностью следует рассчитывать отдельно для предприятий:

а) работавших рентабельно в доприватизационный период, когда Эприв. > Эо, где Эприв. и Эо - экономическая эффективность соответственно после и до приватизации;

б) находящихся на грани банкротства (Эприв. > 0);

в) необходимых для народного хозяйства (стратегически важных) в любом их финансовом состоянии (Эприв. > 0, а также Эприв. > Эо).

В качестве критериев оценки обозначим следующие:

рыночные - соответствие основной продуктовой стратегии потребностям рынка, вероятность коммерческого успеха, вероятный объем продаж, позиция в конкурентной борьбе, общая емкость рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции, эластичность цены на продукцию, необходимость маркетинговых исследований и рекламы для продвижения продукта на рынок, оценка препятствий для проникновения на рынок, защищенность от устаревания продукции, оценка ожидаемого характера конкуренции и ее влияние на цену продукции;

Информация о работе Сущность управления государственной собственностью