Сущность управления государственной собственностью
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:16, доклад
Описание работы
Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 1.1 Сущность управления государственной собственностью 1.2 Функции, задачи и критерии эффективности управления государственной собственностью 1.3 Система управления государственной собственностью ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РФ 2.1 Исследование системы органов государственной власти по вопросам управления государственной собственностью в РФ 2.2 Основные результаты использования государственной собственности в РФ ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 3.1 Основные выводы и предложения по повышению эффективности использования государственной собственности 3.2 Проблемы управления государственной собственностью в России и необходимость изменений Заключение Список использованных источников
Федеральное агентство по управлению
государственным имуществом руководствуется
в своей деятельности Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, актами
Министерства экономического развития
Российской Федерации, а также настоящим
Положением. [4]
Федеральное агентство по управлению
государственным имуществом осуществляет
свою деятельность непосредственно и
через свои территориальные органы и подведомственные
организации во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
государственный собственность
федеральный недвижимость
2.2 Основные результаты
использования государственной
собственности в РФ
В 2009 году 1.513.970 объектов учтено
в реестре федерального имущества, 570.956.808
гектаров земли зарегистрировано в собственности
Российской Федерации, 3089 акционерных
обществ с государственным участием находится
в управлении Росимущества.
В 2007-2009 годах органами государственной
власти по управлению государственной
собственности РФ решали следующие основные
задачи:
· формирование бюджетных неналоговых
доходов;
· обеспечение эффективного
управления имуществом, находящимся в
собственности государства;
· организация и проведение
разграничения государственной собственности
на землю;
· разработка основных направлений
реализации государственной политики
в области управления и распоряжения государственным
имуществом и земельными ресурсами на
период до 2014 года. [17]
В результате деятельности
достигнут существенный рост доходов
от управления и распоряжения государственной
собственностью, включая земельные участки.
[16]
Всего доходы бюджета от управления
и распоряжения государственным имуществом
и земельными ресурсами в 2009 году составили
422 349,3 млн. рублей, что в 4,5 раза больше
доходов 2008 года (93 485 млн. рублей). Из них:
33 438,4 млн. рублей - доходы
от сдачи государственного имущества
в аренду (в 1,33 раза больше доходов
2003 года), бюджетное задание выполнено
на 119%;
7 507,1 млн. рублей - дивиденды
по принадлежащим государству
акциям (долям в уставном капитале)
хозяйственных обществ (в 2,4 раза
больше доходов 2003 года), бюджетное
задание выполнено на 100,1%;
4 480,1 млн. рублей - часть прибыли
предприятий (149% бюджетного задания);
304 199,1 млн. рублей - доходы
от приватизации государственного
имущества (в 31,9 раза больше доходов
2003 года); бюджетное задание выполнено
на 89%;
57 027,2 млн. рублей - доходы
от сдачи в аренду земельных
участков (в 1,28 раза больше доходов
2003 года), бюджетное задание выполнено
на 144%;
15 697,4 млн. рублей - доходы
от продажи земельных участков,
выполнение бюджетного здания
составило 359%.
Плановое задание по доходам
бюджета на 2009 год выполнено по всем статьям
доходов. Совокупные бюджетные поступления
по неналоговым источникам, обеспеченные
Министерством, составили 99,96% годового
бюджетного задания.
Пакеты акций не были реализованы
в связи с завышением независимыми оценщиками
рыночной стоимости первоначальной цены
продажи; длительностью сроков предпродажной
подготовки, обусловленной необходимостью
принятия законов о включении пакетов
акций в программу приватизации государственного
имущества, в результате чего был упущен
временной фактор.
Структура государственных
унитарных предприятий в отраслевом разрезе
представлена в таблице 1 (по состоянию
на 01.01.2010).
Таблица 1 - Управление государственными
унитарным предприятиями
Отрасль
Количество предприятий
Процент к итогу
Сельское хозяйство
13
18,0
Полиграфия
12
16,6
Ремонт и содержание дорог
8
11,0
Пищевая промышленность
3
4,2
Транспорт и связь
5
6,8
Лесной комплекс
3
4,2
Издательское дело
4
5,6
Торговля
3
4,2
Строительство
2
2,8
Снабжение
3
4,2
Проектные организации
3
4,2
Геологическая разведка недр
2
2,8
Аптечные предприятия
2
2,8
Спорт и туризм
2
2,8
ЖКХ
1
1,4
Прочие отрасли промышленности
3
4,2
Прочие отрасли
3
4,2
Итого
72
100,0
В 2009 году приоритетными направлениями
деятельности в сфере управления государственными
унитарными предприятиями являлись:
· планирование деятельности
и системный мониторинг результатов финансово-хозяйственной
деятельности предприятий;
· понуждение отраслевых министерств
и комитетов к обеспечению прибыльной
работы предприятий;
· анализ деятельности предприятий,
подготовка предложений Правительства
и реализация решений по оптимизации количества
предприятий путем ликвидации, реорганизации,
приватизации убыточных государственных
предприятий;
· аудиторские проверки бухгалтерской
(финансовой) отчетности крупных предприятий
с привлечением аудиторских организаций,
отобранных на конкурсной основе;
· приведение уставов предприятий
в соответствие с законодательством и
заключение трудовых договоров с их руководителями;
· контроль за соответствием
законодательству текущей деятельности
предприятий, в частности, по совершению
сделок с недвижимым имуществом. [11]
Основные показатели финансово-хозяйственной
деятельности государственных унитарных
предприятий. Объем реализации товаров
и услуг государственными предприятиями
за 2009 год составил 1 213,8 млн. рублей, что
на 8,1% больше, чем за 2007 год. Наиболее высокие
темпы роста выручки от продажи товаров
и услуг в отчетном периоде по сравнению
с аналогичным периодом предыдущего года
достигнуты проектными организациями
(69,7%), предприятиями промышленности (30,6%),
снабжения (25,6%).
Существенно возросли объемы
продаж большинства государственных сельхозпредприятий.
Выручка от реализации увеличилась на
67,4%.
Прибыль от продаж, полученная
госпредприятиями за 2009 год составила
41 362 млн. рублей, что на 24,7% меньше, чем
за а 2008 год.
Прибыльными по основной деятельности
в отчетном периоде стали 44 предприятия.
На 24 предприятиях получен чистый
убыток на общую сумму 34 160,5 млн. рублей,
что на 6,7% меньше показателя за 2008 год.
В отношении убыточных государственных
унитарных предприятий позиция государства
осталась неизменной: они должны быть
либо ликвидированы через процедуру банкротства
либо приватизированы (за исключением
предприятий, выполняющих социально-значимые
функции).
Ситуация по сокращению убыточных
предприятий держится государством на
контроле и решения, принятые Правительством
РФ в отношении 12423 предприятий, сработавших
в 2009 году с убытком, последовательно и
планомерно реализуются.
Государство жестко отслеживает
деятельность отраслевых органов по управлению
государственными предприятиями, добиваясь
от них принятия мер по выводу предприятий
на рентабельный режим работы. Наибольшее
беспокойство в этом отношении вызывают
сельскохозяйственные предприятия и предприятия
дорожной отрасли.
В целом в 2009 году при взаимодействии
с органами исполнительной власти в отношении
государственных унитарных предприятий
проделана следующая работа:
ликвидировано различными путями,
в том числе и через процедуру банкротства,
145714 государственных унитарных предприятий;
внешнее наблюдение введено
на 1243 госпредприятиях, внешнее управление
- на 1 предприятии, в отношении 4512 предприятий
открыта процедура конкурсного производства;
завершены реорганизационные
мероприятия по 48633 предприятиям;
начата реорганизация 44872 предприятия;
обеспечены отчетность и анализ
деятельности государственных унитарных
предприятий, а также их руководителей;
приведены в соответствие с
действующим законодательством уставы
4457 предприятий,
внесены изменения в трудовые
договоры более чем с 48750 руководителями
государственных унитарных предприятий,
получены квартальные отчеты
руководителей предприятий.
Большое внимание уделялось
вопросам усиления контроля за эффективностью
использования государственными унитарными
предприятиями и учреждениями закрепленного
за ними имущества. За отчетный период
проверено 486411 государственных унитарных
предприятий и 14566 государственных учреждений.
В 2009 году была продолжена работа
по освобождению государственных унитарных
предприятий от несвойственных им функций
по содержанию объектов жилищно-коммунального
хозяйства: за отчетный период в собственность
муниципальных образований передано 6
объектов социально-культурного назначения,
43823 - жилищно-коммунального назначения,
34572 жилых дома.
Планомерная и системная работа
Министерства во взаимодействии с отраслевыми
органами дала положительные результаты
по увеличению доходов от части прибыли,
перечисленной предприятиями в бюджет
республики.
Раздел 3. Повышению
эффективности использования и проблемы
управления государственной собственности
3.1 Основные выводы
и предложения по повышению
эффективности использования государственной
собственности
Отстранение государства от
управления принадлежащему ему имуществом
привело к масштабной ломке производственных
структур. Теперь рыночно-предпринимательская
ориентация связывается в большей степени
с эффективностью, чем с экономическим
ростом. Многообразие форм собственности
настойчиво требует усилить внимание
к эффективности управления. Однако используемый
для этого понятийный аппарат не всегда
соответствует новым реалиям. В статье
сделана попытка обозначить этот аппарат
и показать некоторые важные аспекты проблемы.
Многие экономисты связывают
эффективность управления собственностью
с той или иной ее формой. Думается, однако,
что было бы наивным представлять эту
зависимость прямолинейной. В сущности,
все решает механизм управления. [10]
Есть и другой подход: чем лучше
функционирует объект, тем выше плата
за риск, которому подвергается собственник.
Риск, таким образом, побуждает к эффективному
пользованию объектом. Перед тем как рассмотреть
эту тему непосредственно, обратимся к
базовым положениям.
Во-первых, управление собственностью
должно исключать ущерб народнохозяйственной
эффективности. В противном случае нарушится
технологическая комплексность различных
видов производств.
Во-вторых, в результате акционирования
предприятий эффективность той или иной
системы управления может быть выражена
получением дивидендов. Становится возможным
прогнозировать рентабельность таких
предприятий и соответственно эффективность,
выраженную через дивиденды.
В-третьих, эффективность управления
собственностью следует рассчитывать
отдельно для предприятий:
а) работавших рентабельно в
доприватизационный период, когда Эприв.
> Эо, где Эприв. и Эо - экономическая эффективность
соответственно после и до приватизации;
б) находящихся на грани банкротства
(Эприв. > 0);
в) необходимых для народного
хозяйства (стратегически важных) в любом
их финансовом состоянии (Эприв. > 0, а
также Эприв. > Эо).
В качестве критериев оценки
обозначим следующие:
рыночные - соответствие основной
продуктовой стратегии потребностям рынка,
вероятность коммерческого успеха, вероятный
объем продаж, позиция в конкурентной
борьбе, общая емкость рынка по отношению
к предлагаемой и аналогичной продукции,
эластичность цены на продукцию, необходимость
маркетинговых исследований и рекламы
для продвижения продукта на рынок, оценка
препятствий для проникновения на рынок,
защищенность от устаревания продукции,
оценка ожидаемого характера конкуренции
и ее влияние на цену продукции;