Свободные экономические зоны и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 21:06, реферат

Описание работы

В работе будут рассмотрены теоретические основы понятия «свободные экономические зоны», классификация, принципы свободных экономических зон и многое другое.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и классификация СЭЗ.
1.1Понятие «Свободные экономические зоны».
1.2 Классификация СЭЗ.
2. Организация и функционирование СЭЗ.
2.1 Цели и задачи СЭЗ.
2.2 Условия функционирования СЭЗ.
2.3 Принципы организации СЭЗ.
2.4 Этапы создания СЭЗ.
3. СЭЗ в России.
3.1 История организации СЭЗ в России.
3.2 Типы СЭЗ, организуемых в России.
3.3 Проблемы функционирования СЭЗ в РФ.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

СЭЗ и их классификация.docx

— 55.78 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тверской государственный университет

Экономический факультет

Кафедра финансов

 

 

                                                       Реферат 

По дисциплине: «Мировой экономики»

на тему: «Свободные экономические зоны и их классификация»

 

 

Выполнила:

                                                            Студент 3 курса

                                                             Новикова В.Д.

очного отделения, 32 гр.

специальности 080105

Финансы и кредит

Научный руководитель:

Новикова Н.В

 

 

 

                                                Тверь 2015

 

Содержание

 

Введение

1.Понятие и классификация СЭЗ.

1.1Понятие «Свободные  экономические зоны».

1.2 Классификация СЭЗ.

2. Организация и функционирование  СЭЗ.

2.1 Цели и задачи СЭЗ.

2.2 Условия функционирования  СЭЗ.

2.3 Принципы организации  СЭЗ.

2.4 Этапы создания СЭЗ.

3. СЭЗ в России.

3.1 История организации  СЭЗ в России.

3.2 Типы СЭЗ,  организуемых в России.

3.3 Проблемы функционирования СЭЗ в РФ.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала.

Свободные экономические зоны рассматриваются также как элементы инвестиционной политики республики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.

В современных теоретических работах, посвященных проблемам свободных зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Эта формулировка понятия "свободная зона" охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона - это "не только и не столько обособленная географическая территория, но, скорее, часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов, не используемая в других его частях" [21, с.126].

В работе будут рассмотрены теоретические основы понятия «свободные экономические зоны», классификация, принципы свободных экономических зон и многое другое.

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и классификация  СЭЗ.

1.1Понятие «Свободные  экономические зоны».

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка, и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (далее - СЭЗ). В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-фанко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

 

 

 

 

1.2Классификация СЭЗ.

Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.

Классификацию СЭЗ осуществляют по 4 критериям:

1.      По характеру  деятельности.

2.      По степени интегрированности  в мировую и национальную экономику.

3.      По отраслевому  признаку.

4.      По характеру  собственности.

1. По характеру деятельности выделяют:

1. Зоны свободной торговли представляют собой ограниченные участки территории, в пределах которой установлен льготный режим хозяйственной, в т.ч. внешнеэкономической, деятельности. Возникли еще в XVII – XVIII вв. Функции их сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров. Иногда допускается незначительная обработка иностранных товаров в целях их дальнейшего реэкспорта. К числу ЗСТ можно отнести магазины «дьюти фри» в международных аэропортах и свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

2. Экспортно-производственные  или промышленно-производственные  зоны. Их относят к зонам 2-го поколения, возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

 Промышленно-производственные  зоны создаются на территории  со специальным  таможенным режимом, где производится экспортная  или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами.

 

3. Научно-промышленные  парки или технико-внедренческие  зоны. Относятся к зонам 3-го поколения (70-80-е гг. XXв.). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее число таких зон функционирует в США (технопарки), Японии (технополисы), Китае (зоны развития новой и высокой технологии). В них организуется разработка и выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции.

4. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.

К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). Они привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой тайны, лояльностью государственного регулирования. В этих зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность.

Налоговые гавани отличаются от ОЗ тем, что в них все фирмы (местные и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.

В н.в. в мире более 300 оффшорных центров, среди них около 70 НГ. В числе стран, где функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, Остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария.

Компании в ОЗ либо не подлежат налогообложению, либо облагаются небольшим паушальным налогом. Также отсутствуют валютные ограничения и таможенные пошлины для иностранного инвестора, существует свободный вывоз прибылей, низкий уровень уставного капитала.

Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных капиталов, получении дохода от пребывания компаний в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест.

2. По степени интегрированности в мировую и национальную экономику различают:

1.      СЭЗ экстравертивного  типа (ориентированы на внешний  рынок, экспорт составляет от 75 до 90% всей производимой продукции).

2.      СЭЗ интровертивного  типа (интегрированы в национальную экономику).

Классификация по отраслевому признаку затруднена тем,  что в экспортно-промышленных зонах располагаются ПП различных отраслей. Но существует и определенная специализация на одной или нескольких отраслях промышленности.

По характеру собственности выделяют СЭЗ: государственные; частные; смешанные.

Итак, можно сделать вывод, что свободные экономические зоны, во всем своем многообразии, могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается: надо активизировать научную деятельность - свободные научно-технические зоны; использовать простаивающие помещения - торгово-складские зоны; поощрить использование местного сырья и поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны - экспортно-производственные зоны; а если и первое, и второе, и третье - комплексные зоны. В целом, классификация зон представляет собой общее деление на группы исходя из того, какие возможности зоны способны предоставить будущим резидентам.

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация и функционирование  СЭЗ.

2.1 Цели и задачи СЭЗ.

Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию, третьи – для уменьшения социальной напряженности. Однако, не смотря на все разнообразие целей и задач создания СЭЗ в общем их можно поделить на экономические, социальные и научно-технические.

Экономические:

  • более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
  • привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
  • использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукций;
  • увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

Социальные:

  • комплексное развитие отсталых регионов;
  • увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
  • обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
  • насыщение национального рынка высококачественными товарами.

Научно-технические:

  • использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
  • приобщение к новым формам управленческого труда;
  • привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;
  • повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

 

 

 

2.2 Условия функционирования СЭЗ.

Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

      • политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
      • наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
      • наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
      • очень важным условием является природно-географическая среда;
      • благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора.

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.

Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в экономической литературе называют четыре основные группы льгот:

    • Фискальные льготы , стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;

 

    • Финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

 

    • Административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;

 

    • Внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.

Информация о работе Свободные экономические зоны и их классификация