Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 21:06, реферат
В работе будут рассмотрены теоретические основы понятия «свободные экономические зоны», классификация, принципы свободных экономических зон и многое другое.
Введение
1.Понятие и классификация СЭЗ.
1.1Понятие «Свободные экономические зоны».
1.2 Классификация СЭЗ.
2. Организация и функционирование СЭЗ.
2.1 Цели и задачи СЭЗ.
2.2 Условия функционирования СЭЗ.
2.3 Принципы организации СЭЗ.
2.4 Этапы создания СЭЗ.
3. СЭЗ в России.
3.1 История организации СЭЗ в России.
3.2 Типы СЭЗ, организуемых в России.
3.3 Проблемы функционирования СЭЗ в РФ.
Заключение
Список литературы
Все указанные льготы, как показала мировая практика, могут применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала.
2.3 Принципы организации СЭЗ.
Свободные экономические зоны, как весьма своеобразные экономические образования, требуют формулирования принципов их создания и функционирования.
К ним относятся:
2.4 Этапы создания СЭЗ.
Мировой опыт разработки концепций СЭЗ позволяет констатировать, что в наиболее общем виде весь проект создания СЭЗ может быть разделен па четыре основные стадии: прединвестиционный период, инвестиционный, период функционирования зоны: операционный период и период развития.
Прединвестиционный период (продолжительностью до года) состоит из двух этапов:
Инвестиционный период продолжительностью до года может осуществляться параллельно с предыдущим этапом и также может быть разделен на два этапа, относительно самостоятельных.
Операционный период - это, конечно, наиболее трудный для планирования период. Он зависит от внутренней динамики зоны как саморазвивающейся системы, от политической стабильности в стране и регионе зоны. В то же время, необходимо широко использовать результаты маркетинговых исследований возможностей развития зоны. В этом периоде можно также выделить два этапа: стартовый этап и этап саморазвития зоны. На обоих этапах физический потенциал зоны используется не полностью. В случае достижения 100-процентного его использования такая зона должна либо разрастаться в больший промышленный район, либо переключиться на новые отрасли и производства, либо изменить свой институциональный статус. В любом случае, это будет означать начало четвертого периода жизненного цикла зоны - периода развития.
Стартовый этап операционного периода отличается от этапа саморазвития тем, что изменяет систему мотивации со стороны инвесторов. На первом этапе инвесторы приходят и зону из-за тех прямых преимуществ и услуг, которые они могут здесь получить (включая стоимость рабочей силы, сырья, доступ на рынок основной территории страны, готовые помещения и т.д.). На данном этапе очень важно определить, что «вопросы использования земли, других природных ресурсов решаются с учетом их качества, принадлежности и порядка отчуждения, принятого действующим законодательством страны. На втором этапе инвесторов уже привлекает производственно-хозяйственная деятельность, которая осуществляется в зоне и около нее. Здесь срабатывает эффект развития, основанный на принципе взаимодействия и дополнения.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы: для наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо четко определить те цели, которые должны быть достигнуты посредствам деятельности СЭЗ и задачи, которые должны быть решены в процессе их (СЭЗ) функционирования. Причем сделать это необходимо еще на начальном, прединвестционном этапе. Не менее важным является и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, т.к. их наличие и соблюдение, в некоторой степени, свидетельствует о стабильности и перспективности функционирования СЭЗ.
3. СЭЗ в России.
3.1 История организации СЭЗ в России.
Первые СЭЗ на территории Российской Федерации начали образовываться в конце 80-х годов , т.е. в эпоху СССР. Были выпущены официальные документы, в которых формулировались концепции и цели создания СЭЗ, обосновывалась планируемая специализация зон. Основной целью создания СЭЗ в этот период была активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций путём создания совместных предприятий в СЭЗ.
СЭЗ рассматривались как вспомогательный институт государственной экономической политики, способ стимулирования межгосударственных экономических отношений СССР. Предполагалось, что первые СЭЗ возникнут на Дальнем Востоке, т.е. в регионе с развитым научно-техническим потенциалом, и будет способствовать росту производства наукоёмкой продукции на базе действовавших национальных технологий и иностранного капитала. Хозяйственно-правовые льготы на территории зон предусматривались только в отношении предприятий с иностранным участием и в пределах, определяемых действовавшими в СССР нормами регулирования иностранных инвестиций.
Союзная программа не была реализованная по целому ряду причин. К главным из них следует отнести:
-несовместимость концепции
СЭЗ с действовавшим
- отсутствие средств , предназначенных для создания инфраструктуры этих зон;
- неразрешённость огромного количества технологических проблем функционирования этих зон;
- пассивное отношение потенциальных инвесторов к данной программе.
Вторая волна в создании и развитии российских СЭЗ - это 1990 год, когда были изданы постановления парламента страны " О создании зон свободного предпринимательства", а также постановления правительства о СЭЗ "Сахалин". В результате, в стране появилось 19 экстерриториальных образований, в дальнейшем к ним прибавилось ещё несколько. В 1990-1991 гг. Совет Министров РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее.
Её хозяйственно-правовой статус. Набор предоставленных зонам льгот был одинаков, а сами зоны рассматривались уже не только как внешнеэкономический , но и как внутриэкономический феномен, призванный создать противовесы централизованной системе хозяйствования. Хотя принятые решения способствовали притоку в зоны иностранного капитала, они не были до конца продуманны ни с точки зрения их реализуемости, ни по своим последствиям:
-предполагаемые масштабы зон были заведомо нереальными из-за требуемых капиталовложений и проблем соблюдения на больших территориях особых таможенных процедур;
-массовая раздача зональных
преференций отдельным
В конце 1991- начале 1992 гг., когда российское руководство приняло курс на широкое открытие экономики в целях ее стабилизации, выборочная либерализация предпринимательского климата на уровне отдельных зональных территорий во многом лишалась своего смысла . Принятые в этот период в Российской Федерации нормативно - правовые акты по регулированию внешнеэкономической деятельности не предусматривали должных взятий применительно к зональным территориям .И хотя действовавшие в зонах статусные положения формально никто не отменял , налоговые службы истолковали их как утратившие силу , что фактически упраздняло значительную часть ранее предоставленных зонам льгот.
Такая неопределенность в законодательно - правовом положении СЭЗ вызвало беспокойство иностранных инвесторов , расценивших сложившуюся ситуацию как принципиальный отход правительства от линии на создание зон. Это, а также просьба руководителей зональных администраций гарантировать действие ранее введенной в зонах системы льгот способствовали выходу в июне 1992 г. указа президента , в котором было подтверждено действие прежних зональных преференций для иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями, сохранены отдельные льготы в области внешнеэкономической деятельности для российских предприятий и даже предусмотрены некоторые общие дополнительные льготы , нацеленные на облегчение финансирования объектов инфраструктуры в зонах. Принятие указа способствовало тому , что в отдельных, наиболее развитых зонах (Находка, Калининград) началась практическая разработка стратегии развития территории и конкретных инвестиционных проектов по ее обустройству.
Тем не менее, к началу 1993 г. в правительстве возобладала линия на ликвидацию "суперзон". Подготовленный проект Закона РФ "О свободных экономических зонах" предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей:
-свободных таможенных зон;
- зон экспортного производства.
В основу отбора зональных территорий был положен принцип сочетания их выгодного географического положения с минимизацией затрат на их инфраструктурное обустройство, что обосновывалось необходимостью более реалистичного подхода к масштабности зональных проектов.
На фактическое закрытие ранее созданных зон были направлены решения, принятые в июне 1993 г.: законодательное урезание предоставленных зонам таможенных льгот (Закон РФ "0 таможенном тарифе") и очередная отмена налоговых преференций.
И хотя иностранным инвесторам указом президента были даны гарантии по сохранению прежних условий деятельности на три года вперед, над зонами нависла атмосфера бесперспективности. Такое развитие событий прежде всего отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие н а статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.
В результате к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:
-урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров свободных зон, исключающее создание ;
- относительно крупных
комплексных зон свободного
- формальное заимствование
и перенос на российскую почву
простейших образцов из
-усложненная система
управления зонами, сопряженная
с многочисленными
Информация о работе Свободные экономические зоны и их классификация