Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 12:56, реферат
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено в «Рекомендации по созданию СЭЗ в России», к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
Введение 3
1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ 4
2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние 7
3. Органы управления свободными и особыми экономическими зонами 12
4. Управление свободными экономическим зонами за рубежом 15
Заключение 24
Список использованных источников 26
В настоящее время основным законодательным
актом, регулирующим порядок создания
и функционирования ОЭЗ, является Федеральный
закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах
в РФ». Данный Закон упразднил ранее созданные
в РФ свободные (особые) экономические зоны,
кроме Калининградской и Магаданской,
деятельность которых регулируется отдельными
законами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона
«Об особых экономических зонах в РФ» на территории
России могут создаваться ОЭЗ следующих
типов:
— промышленно-производственные, деятельность
которых включает в себя производство
и (или) переработку товаров (продукции)
и их реализацию;
— технико-внедренческие, деятельность
которых направлена на создание и реализацию
научно-технической продукции, доведение
ее до промышленного применения, включая
изготовление, испытание и реализацию
опытных партий, а также создание программных
продуктов, систем сбора, обработки и передачи
данных, систем распределенных вычислений
и оказание услуг по внедрению и обслуживанию
таких продуктов и систем;
— туристско-рекреационные. Такие зоны создаются для стимулирования, развития и эффективного использования в России туристских ресурсов и объектов курортного лечения и отдыха, разработки и использования природных лечебных ресурсов, а также для оказания услуг в области организации отдыха и реабилитации граждан, лечения и профилактики заболеваний.
Туристско-рекреационные ОЭЗ являются эффективным инструментом:
— для обеспечения благоприятного инвестиционного предпринимательского климата в России;
— создания конкурентоспособного туристского и санаторно-курортного российского продукта;
— содействия переводу туристской и санаторно-курортной индустрии
РФ на инновационный путь развития;
— улучшения качества туристских и санаторно-курортных услуг до мировых стандартов;
— стимулирования развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом;
— развития инновационной и транспортной инфраструктуры;
— прироста объема экспорта туристских и санаторно-курортных услуг;
— повышения качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование ОЭЗ;
— портовые особые экономические зоны. Такие зоны создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.
5. Органы управления свободными и особыми экономическими зонами
С момента создания СЭЗ на территории нашей страны были определены и органы управления экономическими зонами. Рассмотрим виды таких органов управления СЭЗ и их компетенцию:
1. Так, 23 ноября 1990 года было принято
Постановление Совета
Председатель Административного комитета
утверждался Советом Министров РСФСР
по представлению этих Советов. Основными
функциями Административного комитета
являлись:
— разработка и реализация стратегии развития СЭЗ Находка, в том числе генерального плана зоны;
— оценка и одобрение предложений отечественных и иностранных инвесторов;
— регистрация филиалов, представительств, создаваемых на территории СЭЗ Находка;
— подготовка предложений по предоставлению налоговых и иных льгот для приоритетного развития отраслей экономики и социальной сферы;
— подготовка постановлений и правил, регламентирующих хозяйственную деятельность в СЭЗ;
— осуществление любых других функций, делегируемых Находкинским горсоветом и Партизанским райсоветом».
2. 7 июня 1991 года было принято
Постановление Совета
Генеральный управляющий Администрацией СЭЗ утверждался Советом Министров РСФСР.
На начальном этапе должность Генерального управляющего Администрацией СЭЗ могла быть совмещена с должностью председателя крайисполкома.
В полномочия Администрации СЭЗ входили:
— разработка и реализация стратегии развития СЭЗ „Алтай“;
— экспертиза предложений отечественных и иностранных инвесторов;
— подготовка и представление предложений краевому Совету по налоговым и иным льготам для приоритетного развития отраслей экономики и социальной сферы;
— подготовка постановлений и нормативных документов, регламентирующих хозяйственную деятельность в СЭЗ;
— выдача лицензий на экспорт и импорт продукции, товаров и услуг.
Организация и деятельность Администрации СЭЗ регламентировались специальным положением, утвержденным Генеральным управляющим Администрацией СЭЗ.
На территории СЭЗ „Алтай“ создавался Совет СЭЗ, осуществлявший консультативные функции».
3. Далее, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ «Руководитель администрации Особой экономической зоны назначается на должность и освобождается от должности Магаданской областной Думой по представлению администрации Магаданской области.
Администрация Особой экономической зоны осуществляет контроль за соблюдением участниками Особой экономической зоны законодательства РФ и установленного настоящим Федеральным законом режима хозяйственной деятельности».
22 июля 2005 г. в России был принят Федеральный закон N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», в котором закреплена следующая конструкция управления особыми экономическими зонами:
— разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Министерство экономического развития и торговли РФ);
— координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами);
— управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (территориальный орган Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами).
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы (далее также — органы управления особыми экономическими зонами) составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами. Финансирование расходов на содержание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Для координации деятельности федеральных
органов исполнительной власти, исполнительных
органов государственной власти субъекта РФ, исполнительно-
В состав наблюдательного совета особой экономической
зоны входят представители федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного
осуществлять функции по управлению особыми
экономическими зонами, и его соответствующего
территориального органа, представитель
исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ, представитель исполнительно-
Полномочия наблюдательного совета особой экономической зоны определяются Положением о наблюдательном совете особой экономической зоны, утвержденным Правительством РФ.
6. Управление свободными экономическим зонами за рубежом
1. Бразилия.
В Бразилии действует одна свободная экономическая зона — «Манаус». Решение о создании свободной экономической зоны «Манаус» было принято Национальным конгрессом Бразилии в качестве экономической альтернативы развития и интеграции района Внутренней Амазонии в экономику всей страны. Закон от 6 июня 1957 г. N 3173 о создании СЭЗ «Манаус» предусматривал выполнение Программы регионального развития, направленной на экономическое возрождение региона. Фактически СЭЗ «Манаус» была создана через 10 лет Декретом от 28 февраля 1967 г. N 288/67, в котором, в частности, отмечается, что СЭЗ «Манаус» представляет собой зону свободной торговли и специальных налоговых льгот сроком на 30 лет.
Статьей 40 Акта временных конституционных постановлений действующей Конституции Бразилии от 5 октября 1988 г. налоговые льготы были продлены до 5 октября 2013 г.
В 1967 г. для управления СЭЗ «Манаус» был создан специальный орган — Управление СЭЗ «Манаус», перед которым поставлены следующие стратегические задачи:
— привлечение инвестиций;
— привлечение частных инвесторов;
— признание регионального и международного статуса СЭЗ;
— активизация вложения в создание инфраструктуры «Манаус»;
— повышение коммерческой активности в сфере предоставления услуг;
— проведение политики Правительства Бразилии по развитию Амазонии, а также по дальнейшему продвижению приграничного интеграционного процесса на севере страны и др.
Льготы и преимущества
На территории СЭЗ «Манаус» предприятиям предоставляются следующие налоговые и финансовые льготы:
— освобождение от уплаты налога на импорт импортных товаров, предназначенных для потребления внутри свободной зоны; снижение ставки налога на импорт на импортные товары, использующиеся для производства промышленных товаров в СЭЗ с последующей их реализацией в других районах страны;
— освобождение от налога на промышленную продукцию потребительских и промышленных товаров, произведенных в свободной зоне;
— освобождение предприятий от уплаты подоходного налога сроком на 10 лет;
— освобождение предприятий от уплаты налога на экспорт;
— освобождение от налога на оборот товаров и услуг товаров, происходящих из других бразильских штатов и предназначенных для потребления или производства промышленной продукции в СЭЗ «Манаус»;
— выделение финансовых ресурсов из специального
инвестиционного фонда для Амазонии предприятиям
для реализации особо важных проектов.
Помимо федеральных налоговых льгот, предприятиям,
функционирующим в СЭЗ «Манаус», предоставляются
также налоговые льготы штатом Амазонас
и муниципалитетом г. Манауса.
2. Латвия.
В Латвийской Республике существует четыре зоны с особым экономическим режимом: Рижский и Вентспилсский свободные порты, Лиепайская и Резекненская специальные экономические зоны. Правовой режим ведения предпринимательской деятельности в каждой из них регулируется отдельным законом (единого закона о территориях со специальным экономическим режимом нет).
Рижский и Вентспилсский свободные порты.
Закон о Вентспилсском свободном порте
(принят сеймом 19 декабря 1996 г. и обнародован
Президентом 3 января 1997 г.); Закон о Рижском
свободном порте (принят сеймом 9 марта
2000 г. и обнародован Президентом 28 марта 2000 г.
(с изменениями, внесенными по состоянию
на 27 июля 2001 г.)).
Управление свободной зоной. Управление
свободной зоной осуществляет Управление
свободным портом, которое является юридическим
лицом. Оно имеет такие же таможенные льготы,
как и лицензированные предпринимательские
общества.
Лиепайская специальная экономическая зона. Закон «О Лиепайской специальной экономической зоне» (принят сеймом 17 февраля 1997 г. и обнародован Президентом 4 марта 1997 г. (с изменениями, внесенными по состоянию на 27 июля 2001 г.)).
Управление Лиепайской СЭЗ. Органом СЭЗ является
Управление Лиепайской специальной экономической
зоны — созданный государством и местным
самоуправлением орган управления. Управление
Лиепайской специальной экономической зоной является юридическим
лицом. Функции Управления Лиепайской
специальной экономической зоной выполняют
Правление Лиепайской специальной экономической
зоны и Исполнительный аппарат Лиепайской
специальной экономической зоны, которым
руководит управляющий Лиепайской специальной
экономической зоной.
Правление Лиепайской специальной экономической
зоны является высшим коллективным органом
надзора и управления Лиепайской СЭЗ. Его членов
назначает Кабинет министров на пять лет по предложению
Думы города Лиепаи. В состав правления
включаются три представителя государственных
интересов, делегированные Министерством
экономики, Министерством финансов и Министерством
сообщения, три делегированные думой города
Лиепаи представителя и три представителя
предпринимателей Лиепаи. Закон содержит
открытый перечень функций правления.
Важнейшими из них являются заключение
договоров с инвесторами Лиепайской СЭЗ об инвестициях
и деятельности предпринимательских обществ
на территории Лиепайской СЭЗ; заключение
договоров с предпринимательскими обществами
Лиепайской СЭЗ об их предпринимательской
деятельности на территории Лиепайской
СЭЗ; установление свободных зон (обязанности
администрации свободной зоны исполняет
правление Лиепайской СЭЗ) и их границ при согласовании
с Государственной службой доходов соответствия
этих зон введению режима свободной зоны;
назначение исполнительного аппарата
Лиепайской СЭЗ, руководство им и контроль.
Информация о работе Свободные экономические зоны в России: современное состояние