Свободные экономические зоны в России: современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 12:56, реферат

Описание работы

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено в «Рекомендации по созданию СЭЗ в России», к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ 4
2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние 7
3. Органы управления свободными и особыми экономическими зонами 12
4. Управление свободными экономическим зонами за рубежом 15
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

Свободные экономические зоны вРФ и зарубежом.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Исполнительный аппарат Лиепайской СЭЗ является исполнительным и представительным органом Управления Лиепайской СЭЗ. Управляющего Лиепайской специальной экономической зоной назначает на должность Правление Лиепайской специальной экономической зоны. Назначение и руководство исполнительным аппаратом осуществляет управляющий Лиепайской специальной экономической зоной.

3. Республика Македония.

Основной акт, регулирующий правовой режим свободных экономических зон в Македонии,  — это Закон о свободных экономических зонах (принят Собранием (парламентом) Республики Македонии 21 мая 1999 г.).

Свободная экономическая зона — часть территории Республики Македонии, которая обособлена, специально обозначена и огорожена как одно целое, где коммерческая деятельность ведется на условиях, предусмотренных Законом о СЭЗ и другими законами и в которых применяются таможенные и иные налоговые стимулы, установленные Законом о СЭЗ.

Управление СЭЗ в Республике Македонии. В целях осуществления деятельности по созданию, развитию СЭЗ и надзору за деятельностью в рамках СЭЗ создается Дирекция СЭЗ. Правительство Республики Македонии принимает ежегодную программу для целей осуществления деятельности, входящей в компетенцию Дирекции. Во главе Дирекции стоит директор, назначаемый на должность Правительством Республики Македонии сроком на пять лет.

Функционирует также Управляющая комиссия, которая управляет дирекцией. Она состоит из семи членов — министра экономики, министра финансов, министра труда и социальной политики, министра транспорта и коммуникаций, министра по делам окружающей среды и пространственного планирования, министра иностранных дел и директора Агентства по инвестициям и развитию.

4. Свободные экономические зоны в Китае

Китайская практика создания СЭЗ насчитывает около 20 лет. С 1980 года в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань, который является одноименной провинцией страны. В 1984 году правительство Китая открыло для внешней торговли четырнадцать городов: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Ляньюньган, Наньтун, Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу, Фучжоу, Гуанчжоу (Кантон), Чжаньцзян, Бэйхай, то есть все крупные портовые города страны.

В 1985 году стали создаваться открытые экономические зоны в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, в экономическом треугольнике южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси — Чжуанском автономном районе.

В 1990 году китайское правительство приняло решение об открытии и освоении нового района Пудун Шанхая и о дальнейшем открытии ряда городов вдоль реки Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки с Пудуном в качестве “головной открытой зоны”.

После 1991 года решениями Госсовета КНР статус открытых для внешнего мира получил и ряд приграничных городов и административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов. В крупных и средних городах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 — освоения новых и высоких технологий государственного значения.

Создание беспошлинных зон является важным шагом с целью расширения внешнеэкономических связей КНР и привлечения иностранных инвестиций. Беспошлинная зона представляет собой особую, полностью изолированную территорию, называемую в других странах “свободным портом” или “зоной беспошлинной торговли”. В этих зонах действует особая таможенная политика, применяются специфические правила таможенного управления и надзора.

После 1990 года с разрешения правительства КНР были созданы следующие беспошлинные зоны: Вайгаоцяоская беспошлинная зона (Шанхай), находящаяся в устье реки Янцзы, площадью 3,28 кв. км (она является наиболее открытой в Китае); беспошлинная зона порта Тяньцзинь, расположенная на территории Тяньцзиньского морского порта (занимает 5 кв. км и является самой крупной беспошлинной зоной в Северном Китае); Даляньская беспошлинная зона, находящаяся в восточной части Даляньской зоны технико-экономического освоения площадью 1,25 кв. км; Шатоуцзяоская беспошлинная зона, находящаяся в поселке Шатоуцзяо города Шэньчжэнь (площадь — 0,2 кв. км); Футяньская беспошлинная зона площадью в 1,35 кв. км, расположенная в южной части города Шэньчжень в пограничном пункте Хуанган, на границе с Сянганом; Гуанчжоуская беспошлинная зона площадью 1,4 кв. км, находящаяся в северо-восточной части Гуанчжоуской зоны технико-экономического освоения; Чжанцзяганская беспошлинная зона площадью (по проекту) 4,1 кв. км, находящаяся в нижнем течении реки Янцзы в восточной части Чжанцзяганского речного порта — единственная в КНР беспошлинная зона, созданная в речном порту; Хайкоуская беспошлинная зона, находящаяся в Цзиньпанской зоне обрабатывающей промышленности города Хайкоу, занимающая 1,93 кв. км; Циндаоская беспошлинная зона, находящаяся на западном берегу залива Цзяочжоувань близ города Циндао (провинция Шаньдун), проектная площадь зоны — 2,5 кв. км; Нинбоская беспошлинная зона площадью 2,3 кв. км, расположенная в северной части Бэйлуньганского морского порта города Нинбо; Фучжоуская беспошлинная зона, находящаяся на территории Мавэйской зоны технико-экономического освоения города Фучжоу, площадь 1,8 кв. км; Сяньюйская беспошлинная зона города Сямэнь, находящаяся в Сямэньском ОЭР (площадь первой очереди строительства — 0,6 кв. км); Шаньтоуская беспошлинная зона площадью 2,3 кв. км, находящаяся в Шаньтоуском ОЭР.

Беспошлинные зоны быстро развиваются, в них уже функционируют несколько тысяч предприятий, а вложенный капитал исчисляется десятками миллиардов долларов США. Особенно успешно идет развитие в Вайгаоцяо (Шанхай) и в Тяньцзиньском морском порту. Из приведенного выше перечня беспошлинных зон видно, что зоны этого рода созданы во многих приморских городах Китая и занимают относительно ограниченную площадь, над которой сравнительно легко установить соответствующий пограничный и таможенный контроль. Нельзя не отметить также, что устройство беспошлинных зон не требует больших капиталовложений, а эффект приносит ощутимый спустя короткий период времени.

В 1992 году КНР открыла внешнему миру тринадцать приграничных городов: Хуньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэньхэ и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ, Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Хэкоу, Ваньцзин, Жуйли (провинция Юньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район). Затем правительство Китая решило открыть административные центры семи приграничных и приморских провинций (автономных районов): города Наньнин, Куньмин, Урумчи, Хух-Хото, Харбин, Чанчунь и Шицзячжуан.

Приграничные города обладают преимуществами для развития торгово-экономического сотрудничества с соседними странами, среди которых видное место занимает Восточная Сибирь и Дальний Восток Российской Федерации. В настоящее время в них создается инфраструктура и развивается приграничная торговля посредством заключения бартерных сделок. Правительство КНР оказывает поддержку приграничной торговле, которая при правильной организации дела является не просто взаимоэффективной, но и единственно возможной формой получения дополнительного дохода. В неменьшей степени в этом виде торговли объективно заинтересованы и соседи Китая, в том числе приграничные районы России. Это следовало бы иметь в виду некоторым руководителям наших восточных регионов, которые свою бездеятельность в области нормального международного сотрудничества пытаются скрыть шумихой об экспансии соседей. При этом, по нашему мнению, да и не только по нашему, совершенно недопустимо, чтобы российская граница была объектом приватизации, как порой практикуется на нашем Дальнем Востоке. Об этом со всей откровенностью шел недавно разговор на встрече Премьер-министра России с главами субъектов РФ, входящих в полосу приграничных регионов страны.

Одной из важнейших целей создания всего многообразия свободных экономических зон в Китае является привлечение иностранных инвестиций. Китайская Народная Республика несмотря на многие препятствия и трудности с поставленной целью успешно справляется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В настоящее время в России идут работы в 13 ОЭЗ. Из них в двух промышленно-производственных зонах станет создаваться продукция высокой степени переработки. Четыре технико-внедренческие зоны будут организованы по типу наукоградов. Предусмотрено также создание семи зон туристско-рекреационного типа.

Некоторые эксперты также считают, что надо стремиться к тому, чтобы в зонах размещались прежде всего те производства, которые ориентированы на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на территории России. Это было бы оптимально с точки зрения неискажения конкурентной среды на российском рынке.

Очевидно, что современная промышленная политика должна представлять собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и потенциальных конкурентных преимуществ.

В настоящее время свободные экономические зоны действуют более чем в 120 странах мира, оказывая влияние на различные стороны их хозяйственной жизни. В промышленно развитых странах СЭЗ способствовали развитию внешней и внутренней торговли, повышению научно-технического потенциала, реализации региональной политики, направленной на оживление малого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В развивающихся странах СЭЗ способствовали развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, повышению производительности труда, развитию отдаленных регионов. Кроме того, привлечение иностранного капитала расширяет налогооблагаемую базу и становится стабильным источником формирования дохода государственного бюджета. Часто СЭЗ в развивающихся странах превращаются в полигоны по апробированию новых методов хозяйствования, в полюса роста национального хозяйства, важное звено по реализации принципов открытой экономики.

Анализ деятельности свободных экономических зон в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока они не выполняют своей основной роли — служить очагами динамичного экономического роста, дающего импульс для развития других территорий. Это, однако, не означает их ненужности или непригодности в российских условиях. Напротив, СЭЗ, являясь в целом перспективной формой регионального хозяйствования и внешнеторговой деятельности в России, но требующей селективного подхода, экономического прагматизма и ответственных решений федеральных и местных властей, могут в конечном счете обеспечить положительный результат. С учетом коррективов и изменений, рассмотренных выше, свободные экономические зоны могут служить целям ускорения перевода страны на современные рыночные отношения, более быстрого и рационального включения России в мировую экономику и международное разделение труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Князева Н.В. Перспективный экономический проект // Человек и труд. - 2009. - № 3. - С. 70-73.

2. Рубченко М.В. Точки роста или черные дыры // Эксперт. - 2012. - № 28. - С. 36-39.

3. Савин В.А. Нужны ли в России свободные экономические зоны // Мировая экономика и международные экономические отношения. - 2011. - № 3. - С. 67-71.

4. Сидоренко В. И. Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в России // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2010. - № 5. - С. 20-22.

 

 


Информация о работе Свободные экономические зоны в России: современное состояние