Свободные экономические зоны Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:34, реферат

Описание работы

В Японии действуют два типа СЭЗ – технополисы и зоны развития импорта. Познакомимся со спецификой этих зон.
Технополис (англ. technological policy). В 1980 г. Министерство внешней торговли и промышленности Японии обнародовало концепцию "Технополис". В основу концепции "Технополис" японцы положили опыт американских силиконовых долин. Она предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки с просторными зонами обитания. Одной из важнейших целей создания японских технополисов было стимулирование развития экономики территорий, находящихся за пределами Тихоокеанского пояса (наиболее развитой части страны).

Файлы: 1 файл

СЭЗ Япония.docx

— 24.66 Кб (Скачать файл)

3.1.3. Япония

В Японии действуют два типа СЭЗ  – технополисы и зоны развития импорта. Познакомимся со спецификой этих зон.

Технополис (англ. technological policy). В 1980 г. Министерство внешней торговли и промышленности Японии обнародовало концепцию "Технополис". В основу концепции "Технополис" японцы положили опыт американских силиконовых долин. Она предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки с просторными зонами обитания. Одной из важнейших целей создания японских технополисов было стимулирование развития экономики территорий, находящихся за пределами Тихоокеанского пояса (наиболее развитой части страны).

Программа "Технополис" преследовала следующие цели:

  • перераспределение промышленности из центра на периферию:
  • интенсификация научных разработок за счет активизации деятельности научных работников местных университетов;
  • переориентация промышленности на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий.

Стимулируются эти цели ускоренной амортизацией основных фондов и другими  льготами. Предприятиям с высокой  технологией, например, разрешается  списывать в первый год функционирования 30% стоимости оборудования и 15% стоимости зданий и сооружений.

В 1990 г завершился первый этап реализации японской программы "Технополис". За эти 10 лет были заложены элементы новой научно-производственной и информационной инфраструктуры: построены исследовательские центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы и активизировались научные разработки, созданы местные фонды развития технополисов – важнейший результат первого этапа японских технополисов. В 1991 г. Министерство внешней торговли и промышленности страны скорректировало общую линию развития технополисов и указало на стимулирование размещения в провинции высокотехнологической промышленности на основе соединения производства, науки и образования. В зонах технополисов центр тяжести должен быть перемещен с привлечения фирм извне на поддержку местных фирм. Составляя план развития технополисов на второй этап их функционирования, префектурам рекомендовано создавать "фонды поддержки технологического развития местной промышленности". С их помощью осуществляется переход от импорта технологических новинок к преимущественной ориентации на разработки собственной национальной производственной технологии. В этом направлении Япония достигла заметных успехов: если в начале 60-х гг. собственные разработки составляли 18-24% всех патентов, внедрявшихся в производство, а остаток приходился на импорт зарубежной техники и технологий, то в первой половине 90-х гг. свыше 80% технологических новинок представлено было национальными разработками, включая доводку и совершенствование импортных технологий.

На начало 1999 г. в Японии насчитывалось 28 технополисов, для которых разработана программа второго этапа. Практика показала, что наиболее успешно реализуется замысел программы "Технополис" в тех районах, которые располагают высоким и средним уровнем экономического развития: остров Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай и другие. Лидировали в технополисах на первом этапе преимущественно высокотехнологические производства.

В Японии существует специальный комитет "Технополис-90", в который входят представители государственных органов самоуправления, бизнеса, науки. Оперативными делами технополисов занимается сектор отдела размещения промышленности и охраны окружающей среды Министерства внешней торговли и промышленности. В свою очередь, префектуры создают свои координационные комитеты, различные комиссии, ассоциации, общество содействия технополисам.

Для отбора территорий, претендовавших на создание технополиса, были сформулированы специальные критерии:

  • их размеры не должны превышать 500 квадратных миль;
  • расположение недалеко (не более 30 минут езды) от "материнского города" с населением свыше 200 тыс. человек, и в пределах одного дня езды от Токио, Нагой и Осаки что позволяет обеспечить достаточно высокий уровень коммунального обслуживания;
  • близость к аэропорту, лучше к международному, или к станции скоростной железной дороги;
  • сбалансированный комплекс промышленных предприятий, научно-исследовательских учреждений и жилых кварталов;
  • наличие современной информационной сети;
  • благоприятные условия для жизни, способствующие творческой работе;
  • участие в планировании деятельности СЭЗ всех трех заинтересованных сторон: бизнеса, университетов и местных властей [50].

В настоящее время в Японии насчитывается 19 технополисов. Большинство из них ориентируется на разработки в области электроники, создания "новой керамики", робототехники. Некоторые технополисы специализируются на медицинской промышленности, биотехнологии, космических исследованиях (см. табл.3.1. приложения).

Зоны развития импорта (англ. zones of the development of the import). Этот тип японских свободных экономических зон имеет и другое название – зоны свободной торговли, которые базируются на "Законе о валютных операциях и внешней торговли" и "Законе об экстраординарных мерах по содействию импорту и привлечению прямых иностранных инвестиций в Японию", принятым Парламентом в июле 1992 г.

Зоны свободной торговли (развития импорта) создаются для того, чтобы посредством товарной региональной концентрации в районах морских и авиационных портов на конкурентной основе оптимизировать издержки обращения во всех секторах японской экономики.

На начало 1999 г. в стране Восходящего  Солнца созданы, функционируют или находятся в стадии организационной проработки 22 импортные зоны префектурального или городского подчинения. Первые включают в себя Ямагути, Хиросима, Тогтори, Окаяма, Киото, Исикава, Сидзука, Ниигата, Аомори, Мияги, Кумамото, Оита, Нагасаки и другие префектуры. Вторые, зоны городского подчинения, разместились в Китакюсю, Кобэ, Осака, Кавасаки, Иокогама и вокруг аэропорта "Нью-Титосэ".

Государственные власти придают зонам  большое значение. Они всячески поддерживают и создают различные льготы для их успешного функционирования. Это прежде всего относится к экономическим льготам, которые включают в себя:

1. Помощь фирмам, осуществляющим  обработку импортируемых грузов, а это предоставление низкопроцентных займов (менее 3%) и более высокая доля займов для иностранных фирм, инвестиции которых составляют более половины в совместных с японским капиталом предприятиях.

2. Создание для зон свободной  торговли информационных центров,  дающих консультации по вопросам  импорта и обеспечивающие проведение  выставок и бизнес-конференций.

3. Предоставление фирмам зоны  более упрощенной системы таможенного законодательства на базе специального дополнения к нему.

4. Предоставление специальных условий  страхования кредитов для малого  бизнеса: особые нормы на допустимый  размер страхуемой суммы, повышенная норма компенсации и пониженная норма страховых взносов.

Исследования показали, что реализация программы "Технополис" проходит не всегда так, как планировалось. А потому, по словам японских специалистов, не все ожидания оправдываются. В слаборазвитых районах технополисы мало способствовали структурной перестройке и экономическому росту. В индустриально развитых районах результативность технополисов значительно выше.

Анализируя эффективность японских технологических зон, следует учитывать  целый ряд неблагоприятных обстоятельств. Ведь модель сбалансированного роста, введенная в 60-х годах в Японии, исчерпала себя. Период высоких темпов экономического роста остался позади. Экономика Японии с начала 90-х годов находится в стагнации. Три программы по выводу страны из состояния стагнации, поглотившие 240 млрд. долл., не дали результатов. Мировой валютно-финансовый кризис, достигший своего апогея в Юго-Восточной Азии, нанес огромный урон экономике Японии. Для спасения йены ей пришлось потратить 59 млрд. долл. Кроме того, землетрясение необычной силы в важнейшем индустриальном центре Кобэ потребовало сотни млрд. долл. За короткое время в Японии сменилось четыре правительства. Без учета этих обстоятельств нельзя понять неблагоприятную экономическую конъюнктуру сложившуюся в Японии.

 

Технополис

В 1980 г. Министерство внешней торговли и промышленности Японии обнародовало концепцию "Технополис". В основу концепции "Технополис" японцы положили опыт американских силиконовых долин. Она предусматривала сбалансированное и органичное сочетание высокотехнологичной промышленности, науки с просторными зонами обитания. Одной из важнейших целей создания японских технополисов было стимулирование развития экономики территорий, находящихся за пределами Тихоокеанского пояса (наиболее развитой части страны) .

Программа "Технополис" преследовала следующие цели:

- перераспределение промышленности  из центра на периферию;

- интенсификация научных разработок  за счет активизации деятельности  научных работников местных университетов;

- переориентация промышленности  на развитие наукоемких и энергосберегающих  технологий.

Стимулируются эти цели ускоренной амортизацией основных фондов и другими  льготами. Предприятиям с высокой  технологией, например, разрешается  списывать в первый год функционирования 30% стоимости оборудования и 15% стоимости  зданий и сооружений.

В 1990 г завершился первый этап реализации японской программы "Технополис". За эти 10 лет были заложены элементы новой научно-производственной и информационной инфраструктуры: построены исследовательские центры высоких технологий, высокоуровневые информационные системы и активизировались научные разработки, созданы местные фонды развития технополисов - важнейший результат первого этапа японских технополисов. В 1991 г. Министерство внешней торговли и промышленности страны скорректировало общую линию развития технополисов и указало на стимулирование размещения в провинции высокотехнологической промышленности на основе соединения производства, науки и образования. В зонах технополисов центр тяжести должен быть перемещен с привлечения фирм извне на поддержку местных фирм. Составляя план развития технополисов на второй этап их функционирования, префектурам рекомендовано создавать "фонды поддержки технологического развития местной промышленности". С их помощью осуществляется переход от импорта технологических новинок к преимущественной ориентации на разработки собственной национальной производственной технологии. В этом направлении Япония достигла заметных успехов: если в начале 60-х гг. собственные разработки составляли 18-24% всех патентов, внедрявшихся в производство, а остаток приходился на импорт зарубежной техники и технологий, то в первой половине 90-х гг. свыше 80% технологических новинок представлено было национальными разработками, включая доводку и совершенствование импортных технологий.

На начало 1999 г. в Японии насчитывалось 28 технополисов, для которых разработана программа второго этапа. Практика показала, что наиболее успешно реализуется замысел программы "Технополис" в тех районах, которые располагают высоким и средним уровнем экономического развития: остров Кюсю, Тюгоку, Хокурику, Канто, Токай и другие. На первом этапе в технополисах лидировали преимущественно высокотехнологические производства. В Японии существует специальный комитет "Технополис-90", в который входят представители государственных органов самоуправления, бизнеса, науки. Оперативными делами технополисов занимается сектор отдела размещения промышленности и охраны окружающей среды Министерства внешней торговли и промышленности. В свою очередь, префектуры создают свои координационные комитеты, различные комиссии, ассоциации, общество содействия технополисам.

Для отбора территорий, претендовавших на создание технополиса, были сформулированы специальные критерии:

1. Размеры технополиса не должны превышать 500 квадратных миль.

2. Расположение недалеко (не более  30 минут езды) от "материнского  города" с населением свыше  200 тыс. человек, и в пределах  одного дня езды от Токио,  Нагой и Осаки что позволяет  обеспечить достаточно высокий  уровень коммунального обслуживания.

3. Близость к аэропорту, в  том числе международному, или  к станции скоростной железной  дороги.

4. Сбалансированный комплекс промышленных  предприятий, научно-исследовательских  учреждений и жилых кварталов.

5. Наличие современной информационной  сети.

6. Благоприятные условия для  жизни, способствующие творческой  работе.

7. Участие в планировании деятельности  СЭЗ всех трех заинтересованных  сторон: бизнеса, университетов и  местных властей.

В настоящее время в Японии насчитывается 19 технополисов. Большинство из них ориентируется на разработки в области электроники, создания "новой керамики", робототехники. Некоторые технополисы специализируются на медицинской промышленности, биотехнологии, космических исследованиях.

Зоны развития импорта (англ. zones of the development of the import) . Этот тип японских свободных экономических зон имеет и другое название - зоны свободной торговли, которые базируются на "Законе о валютных операциях и внешней торговли" и "Законе об экстраординарных мерах по содействию импорту и привлечению прямых иностранных инвестиций в Японию", принятым Парламентом в июле 1992 г.

Зоны свободной торговли (развития импорта) создаются для того, чтобы  посредством товарной региональной концентрации в районах морских  и авиационных портов на конкурентной основе оптимизировать издержки обращения  во всех секторах японской экономики.

Информация о работе Свободные экономические зоны Японии