Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:26, реферат

Описание работы

Активное включение все большего числа стран мира в международное географическое разделение труда, их врастание в мирохозяйственные связи, реализация ими основных принципов открытости экономики, доминирование экспортной специализации привели к возникновению и широкому распространению такой новой формы организации производства, как свободная экономическая зона (СЭЗ).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ВИДЫ СЭЗ
СЭЗ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
СЭЗ В РОССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

СЭЗ1.docx

— 28.81 Кб (Скачать файл)

Содержание 

    ВВЕДЕНИЕ

  1. ВИДЫ СЭЗ
  2. СЭЗ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
  3. СЭЗ В РОССИИ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ

Активное включение  все большего числа стран мира в международное географическое разделение труда, их врастание в  мирохозяйственные связи, реализация ими основных принципов открытости экономики, доминирование экспортной специализации привели к возникновению  и широкому распространению такой  новой формы организации производства, как свободная экономическая  зона (СЭЗ). Главная цель создания СЭЗ  заключается именно в более глубоком включении национальных хозяйств в  международное географическое разделение труда. Другие цели — насыщение внутреннего  рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок, увеличение занятости, решение проблем  региональной политики путем создания «полюсов роста» и т. д.

Heудивительно, что общее число свободных экономических зон, появившихся в мире в конце 50-х — начале 60-х годов (впрочем, некоторые их виды возникли значительно раньше), затем стало быстро возрастать. Что же касается конкретных количественных оценок, приводимых в разных источниках, то они различаются довольно сильно. Одни авторы полагают, что к середине 90-х годов общее число СЭЗ в мире приблизилось к тысяче, другие говорят о 1200, 2000 и даже более 4000. Несколько меньше расхождений в оценках того места, которое ныне занимают свободные экономические зоны в мировой экономике. Считается, что их доля в мировом товарообороте увеличилась с 8% в 1960 г. до 20 в 1985 и 30% в конце 90-х годов. Они функционируют уже примерно в ста странах мира, а занято в них более 3 млн человек.

Разнобой количественных оценок объясняется в первую очередь  тем, что само понятие свободной экономической зоны ни в отечественной, ни в зарубежной литературе абсолютно четко еще не сформулировано. В самой общей форме под СЭЗ следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций. Этот режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и выезда, регистрации предприятий и т. д. 
 

ВИДЫ СЭЗ

В зависимости  от профиля внешнеэкономической  деятельности, целей создания зон  и характера предоставления свободы  различают следующие зоны:

—        свободные таможенные территории;

—        экспортные промышленные зоны;

—        зоны свободной торговли;

—        зоны совместного предпринимательства;           

—        свободные «открытые» зоны;

—        технологические зоны;

—        комплексные зоны.

Свободные таможенные территории освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Экспортные промышленные зоны создаются для  развития в них промышленности, производящей продукцию на экспорт. Зоны свободной  торговли характеризуются снятием  ограничений на торговлю. Зоны совместного  предпринимательства предназначены  для осуществления бизнеса с  участием предпринимателей из разных стран. Технологические зоны ставят своей целью развитие прогрессивных  технологий. Так называемые «открытые» зоны характеризуются высокой степенью доступа в них граждан других стран для ведения экономической  деятельности. Комплексные зоны сочетают свойства перечисленных.

Как показывает опыт, высокую эффективность в  развитии экономики имеют небольшие  зоны экспортного производства и  таможенные зоны, обладающие выгодными  экономико-географическими условиями. В таких зонах предоставляются  льготы для ведения хозяйства  иностранным и отечественным  предпринимателям, создается необходимая  производственная и социальная инфраструктура, соответствующая мировым стандартам. Зоны этого вида создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных  международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов. Такие зоны не требуют крупных финансовых и  материальных ресурсов. Они способствуют повышению эффективности внешних  экономических связей.  
 

СЭЗ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

В Западной Европе количественно преобладают зоны свободной торговли. Они появились  здесь еще в XIX в. и даже раньше (вольные гавани); к середине 90-х  годов их число возросло примерно до 150. Сначала такие зоны формировались  преимущественно в морских портах Германии (Гамбург, Бремен, Бремерхафен, Киль, Эмден, Куксхафен), Дании (Копенгаген), Финляндии (Хельсинки, Турку), Греции (Пирей, Салоники). Давно известны также крупные ЗСТ в речных портах и железнодорожных узлах (например, в Линце и Граце в Австрии). Однако новейшая история европейских, да, собственно, и мировых ЗСТ началась в конце 50-х годов, и связана она с ирландским международным аэропортом Шеннон.

Аэропорт Шеннон, расположенный в западной части  Ирландии, специализировался на дозаправке самолетов, обслуживавших трансатлантические рейсы. Но по мере того как ведущие  авиакомпании стали переходить на самолеты, не нуждавшиеся в дозаправке, экономическое  положение Шеннона ухудшалось, и  он оказался на грани закрытия. Тогда  в 1959 г. правительство страны объявило о своем намерении сделать  Шеннон зоной свободного международного предпринимательства. Эта акция  оказалась вполне успешной. Иностранный  капитал за короткие сроки сумел  создать здесь тысячи новых рабочих  мест, ликвидировать безработицу  и вернуть району экономическое  благополучие. Ныне в зоне Шеннона  производят электронное оборудование, буровые установки, промышленные алмазы, товары широкого потребления. Его годовой  экспорт уже превысил 1 млрд долл. Да и сам Шеннон превратился в процветающий город.

Кроме зон свободной  торговли в Западной Европе получили широкое распространение научно-технологические  зоны, центры офшорного бизнеса. В  некоторых странах, например в Великобритании, СЭЗ создавались в рамках региональной политики, направленной на подъем депрессивных районов. Перспективы создания СЭЗ  в Западной Европе во многом связаны  с углублением интеграционных процессов  в системе Европейского Союза.

В США также  наибольшее распространение получили зоны свободной торговли. Их здесь  начали создавать еще в середине 30-х годов для преодоления последствий  мирового экономического кризиса. Теперь таких зон, расположенных в портовых городах и транспортных узлах, уже  несколько сотен. В 80-х годах в  стране начали возникать также зоны свободного предпринимательства, ориентирующиеся  преимущественно на внутренний рынок. Большое распространение получили также научно-технологические зоны.

В Японии долгое время особенно много внимания уделяли  технополисам и технопаркам, но с начала 90-х годов правительство этой страны приняло меры, направленные на стимулирование экспорта и привлечение зарубежных инвестиций. С этой целью в морских портах и международных аэропортах стали создавать свободные внешнеторговые зоны.

В развивающихся странах первые свободные экономические зоны начали возникать в середине 60-х годов. Сначала их было немного, но затем произошел настоящий бум, так что к концу 90-x годов по общему числу СЭЗ эти страны, по-видимому, уже не уступали развитым. Наибольшее распространение в странах Азии, Африки и Латинской Америки получили экcпopтнo-пpoизвoдcтвeнныe зоны (ЭПЗ), которые обычно вывозят почти всю производимую продукцию на внешние рынки. Очень часто такие зоны имеют анклавный характер, образуя своего рода «государство в государстве». Это происходит потому, что владельцами предприятий в них выступают крупные транснациональные корпорации, разные дочерние компании которых поставляют для таких зон детали и полуфабрикаты, организуют в них, опираясь на дешевую рабочую силу, сборку готовых изделий, которые затем направляют на экспорт. Поэтому некоторые экономисты считают, что подобные (фактически экстерриториальные) зоны правильнее именовать не свободными, а специальными зонами. Для таких СЭЗ наиболее характерна специализация на электронной промышленности. На ее предприятиях обычно занято до 3/5 всей рабочей силы ЭПЗ. При этом преобладают предприятия, не требующие больших затрат и ориентирующиеся на продукцию самого массового спроса (компьютеры, средства связи, электронные часы и игры и т. п.). На втором месте по инвестициям и численности занятых — швейная и текстильная промышленность, производство спортивного инвентаря и др.

Больше всего  экспортно-производственных зон в  развивающихся странах зарубежной Азии, в первую очередь новых индустриальных. Всего в середине 90-х годов  их было около ста. В качестве примеров наиболее эффективных и хорошо зарекомендовавших  себя обычно приводят ЭПЗ Республики Корея (Масан), о. Тайвань (Гаосюн), Малайзии (Пинанг), Филиппин (Багио), Сингапура (Джуронг). Такие зоны есть также в Индии, Индонезии, Пакистане, Таиланде, Сирии, Иордании. Кроме экспортно-производственных зон в развивающихся странах Азии встречаются и СЭЗ других типов. В международных аэропортах Сингапура и города Дубай (ОАЭ) расположены крупнейшие в мире центры-магазины беспошлинной торговли по системе «Дьюти фри».

Но наибольшие масштабы создание специальных экономических  зон приняло в Китае. В стране, где сохраняется плановое хозяйство, они выполняют роль своего рода экспериментальных рыночных полигонов. Формирование СЭЗ в Китае началось в конце 70-х годов и затем прошло в своем развитии несколько этапов. Ныне на пять специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и о. Хайнань) приходится значительная часть всех иностранных инвестиций в экономику страны. Кроме того, еще в 80-х годах 14 приморских городов Китая получили статус открытых. А в 90-х был создан свободный экономический район Пудун (в Шанхае), которому китайское правительство отводит ключевую роль в увеличении открытости экономики.

Латинская Америка  по числу свободных экономических  зон лишь немногим уступает зарубежной Азии. Первоначально в этом регионе  создавали преимущественно зоны свободной торговли (в портах и  пограничных транспортных узлах), но затем стали преобладать экспортно-производственные зоны. Большое развитие получили также  разного рода офшорные центры. Обычно отдельные страны Латинской Америки  имеют сравнительно небольшое число  СЭЗ, которые целенаправленно создаются  правительствами этих стран и  имеют четкую специализацию. Примером очень крупной и комплексной  зоны может служить СЭЗ «Манаус» в бразильской части Амазонии, занимающая площадь в 3,6 млн км2! А в Мексике, напротив, создавали небольшие СЭЗ фактически на базе отдельных предприятий, поэтому число их очень велико. Разного вида СЭЗ функционируют также в Чили, Колумбии, Уругвае, в небольших странах Центральной Америки и на островах Карибского моря.

В Африке свободные  экономические зоны пока получили меньшее  распространение — в значительной мере из-за недостатка средств и  неразвитости инфраструктуры. Здесь  также преобладают экспортно-производственные зоны, среди которых наибольшее значение имеют зоны на о. Маврикий, в Тунисе и Египте.

В странах с переходной экономикой свободные экономические зоны также получили некоторое развитие. Из стран Центральной и Восточной Европы первыми еще в 60-х годах их стали создавать Югославия и Венгрия. Затем они появились и в других странах. В условиях планово-централизованной экономики эти СЭЗ рассматривались как элементы рыночной экономики, способные привлечь иностранные инвестиции. После того как страны Центральной и Восточной Европы в 90-х годах перешли k рыночной экономике, значение СЭЗ еще более возросло. Среди них здесь преобладают экспортно-производственные зоны, но встречаются и СЭЗ других типов, например, имеющие главной целью увеличение занятости в агропромышленных депрессивных районах. В Румынии, Венгрии, Болгарии СЭЗ создаются на государственной основе, в Польше — на акционерной, а в Венгрии также и на смешанной. 

СЭЗ В РОССИИ

В России свободные  экономические зоны стали создавать  в конце 80-х годов, и к середине 90-х официально утвержденных СЭЗ  было уже полтора десятка. Среди  них есть и более узко специализированные зоны разных типов (с преобладанием зон свободной торговли), и комплексные, более крупные по территории. Однако далеко не все СЭЗ России выдержали испытание временем, да и государственная политика по отношению к ним отличалась непоследовательностью. Примерами наиболее успешно действующих крупных комплексных зон могут служить СЭЗ «Находка» в Приморском крае и СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области.

Основной отличительной чертой процесса создания СЭЗ в России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев и достаточной нормативно-правовой базы.  
Если в самом начале (еще на этапе существования СССР) замысел создания зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру, а в преддверии выборов российского президента раздача "зональных полномочий" была символом либерального отношения руководства РСФСР к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средством аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны руководителей регионов по отношению к федеральным властям. И сегодня эта идея все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя практические усилия по организации зон все более смещаются на местный уровень.

В отношении  вопроса о свободных зонах  российское руководство до сих пор  действовало весьма непоследовательно. Оно то, поддаваясь давлению регионов, щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая это общегосударственными интересами. В результате большинство  СЭЗ, организованных в начале 90-х  годов, фактически лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций. Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и ранее, т.е. чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации. В итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ - стимулирование предпринимательской активности через выборочную либерализацию инвестиционного климата.

Информация о работе Свободные экономические зоны