Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:26, реферат
Активное включение все большего числа стран мира в международное географическое разделение труда, их врастание в мирохозяйственные связи, реализация ими основных принципов открытости экономики, доминирование экспортной специализации привели к возникновению и широкому распространению такой новой формы организации производства, как свободная экономическая зона (СЭЗ).
ВВЕДЕНИЕ
ВИДЫ СЭЗ
СЭЗ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
СЭЗ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Активное включение
все большего числа стран мира
в международное географическое
разделение труда, их врастание в
мирохозяйственные связи, реализация
ими основных принципов открытости
экономики, доминирование экспортной
специализации привели к
Heудивительно, что общее число свободных экономических зон, появившихся в мире в конце 50-х — начале 60-х годов (впрочем, некоторые их виды возникли значительно раньше), затем стало быстро возрастать. Что же касается конкретных количественных оценок, приводимых в разных источниках, то они различаются довольно сильно. Одни авторы полагают, что к середине 90-х годов общее число СЭЗ в мире приблизилось к тысяче, другие говорят о 1200, 2000 и даже более 4000. Несколько меньше расхождений в оценках того места, которое ныне занимают свободные экономические зоны в мировой экономике. Считается, что их доля в мировом товарообороте увеличилась с 8% в 1960 г. до 20 в 1985 и 30% в конце 90-х годов. Они функционируют уже примерно в ста странах мира, а занято в них более 3 млн человек.
Разнобой количественных
оценок объясняется в первую очередь
тем, что само понятие
свободной экономической
зоны ни в отечественной, ни в зарубежной
литературе абсолютно четко еще не сформулировано.
В самой общей форме под СЭЗ следует понимать
часть территории страны, где государство
устанавливает особый режим управления,
наиболее благоприятный для деятельности
иностранных и отечественных предпринимателей,
для привлечения внешних и внутренних
инвестиций. Этот режим обычно предусматривает
особые льготы для осуществления торговых
операций (вплоть до отмены экспортно-импортных
пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены
налогообложения), финансовые льготы на
предоставление коммунальных и иных услуг
и административные льготы, облегчающие
процедуры въезда и выезда, регистрации
предприятий и т. д.
ВИДЫ СЭЗ
В зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности, целей создания зон и характера предоставления свободы различают следующие зоны:
— свободные таможенные территории;
— экспортные промышленные зоны;
— зоны свободной торговли;
— зоны совместного
предпринимательства;
— свободные «открытые» зоны;
— технологические зоны;
— комплексные зоны.
Свободные таможенные
территории освобождаются от таможенных
пошлин на ввоз и вывоз товаров. Экспортные
промышленные зоны создаются для
развития в них промышленности, производящей
продукцию на экспорт. Зоны свободной
торговли характеризуются снятием
ограничений на торговлю. Зоны совместного
предпринимательства
Как показывает
опыт, высокую эффективность в
развитии экономики имеют небольшие
зоны экспортного производства и
таможенные зоны, обладающие выгодными
экономико-географическими
СЭЗ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ
В Западной Европе
количественно преобладают зоны
свободной торговли. Они появились
здесь еще в XIX в. и даже раньше
(вольные гавани); к середине 90-х
годов их число возросло примерно
до 150. Сначала такие зоны формировались
преимущественно в морских
Аэропорт Шеннон,
расположенный в западной части
Ирландии, специализировался на дозаправке
самолетов, обслуживавших
Кроме зон свободной
торговли в Западной Европе получили
широкое распространение
В США также
наибольшее распространение получили
зоны свободной торговли. Их здесь
начали создавать еще в середине
30-х годов для преодоления
В Японии долгое время особенно много внимания уделяли технополисам и технопаркам, но с начала 90-х годов правительство этой страны приняло меры, направленные на стимулирование экспорта и привлечение зарубежных инвестиций. С этой целью в морских портах и международных аэропортах стали создавать свободные внешнеторговые зоны.
В развивающихся странах первые свободные экономические зоны начали возникать в середине 60-х годов. Сначала их было немного, но затем произошел настоящий бум, так что к концу 90-x годов по общему числу СЭЗ эти страны, по-видимому, уже не уступали развитым. Наибольшее распространение в странах Азии, Африки и Латинской Америки получили экcпopтнo-пpoизвoдcтвeнныe зоны (ЭПЗ), которые обычно вывозят почти всю производимую продукцию на внешние рынки. Очень часто такие зоны имеют анклавный характер, образуя своего рода «государство в государстве». Это происходит потому, что владельцами предприятий в них выступают крупные транснациональные корпорации, разные дочерние компании которых поставляют для таких зон детали и полуфабрикаты, организуют в них, опираясь на дешевую рабочую силу, сборку готовых изделий, которые затем направляют на экспорт. Поэтому некоторые экономисты считают, что подобные (фактически экстерриториальные) зоны правильнее именовать не свободными, а специальными зонами. Для таких СЭЗ наиболее характерна специализация на электронной промышленности. На ее предприятиях обычно занято до 3/5 всей рабочей силы ЭПЗ. При этом преобладают предприятия, не требующие больших затрат и ориентирующиеся на продукцию самого массового спроса (компьютеры, средства связи, электронные часы и игры и т. п.). На втором месте по инвестициям и численности занятых — швейная и текстильная промышленность, производство спортивного инвентаря и др.
Больше всего
экспортно-производственных зон в
развивающихся странах
Но наибольшие масштабы создание специальных экономических зон приняло в Китае. В стране, где сохраняется плановое хозяйство, они выполняют роль своего рода экспериментальных рыночных полигонов. Формирование СЭЗ в Китае началось в конце 70-х годов и затем прошло в своем развитии несколько этапов. Ныне на пять специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и о. Хайнань) приходится значительная часть всех иностранных инвестиций в экономику страны. Кроме того, еще в 80-х годах 14 приморских городов Китая получили статус открытых. А в 90-х был создан свободный экономический район Пудун (в Шанхае), которому китайское правительство отводит ключевую роль в увеличении открытости экономики.
Латинская Америка
по числу свободных экономических
зон лишь немногим уступает зарубежной
Азии. Первоначально в этом регионе
создавали преимущественно зоны
свободной торговли (в портах и
пограничных транспортных узлах), но
затем стали преобладать
В Африке свободные
экономические зоны пока получили меньшее
распространение — в
В странах
с переходной экономикой свободные
экономические зоны также получили некоторое
развитие. Из стран Центральной и Восточной
Европы первыми еще в 60-х годах их стали
создавать Югославия и Венгрия. Затем
они появились и в других странах. В условиях
планово-централизованной экономики эти
СЭЗ рассматривались как элементы рыночной
экономики, способные привлечь иностранные
инвестиции. После
того как страны Центральной и Восточной
Европы в 90-х годах перешли k рыночной экономике,
значение СЭЗ еще более возросло. Среди
них здесь преобладают экспортно-производственные
зоны, но встречаются и СЭЗ других типов,
например, имеющие главной целью увеличение
занятости в агропромышленных депрессивных
районах. В Румынии, Венгрии, Болгарии
СЭЗ создаются на государственной основе,
в Польше — на акционерной, а в Венгрии
также и на смешанной.
СЭЗ В РОССИИ
В России свободные экономические зоны стали создавать в конце 80-х годов, и к середине 90-х официально утвержденных СЭЗ было уже полтора десятка. Среди них есть и более узко специализированные зоны разных типов (с преобладанием зон свободной торговли), и комплексные, более крупные по территории. Однако далеко не все СЭЗ России выдержали испытание временем, да и государственная политика по отношению к ним отличалась непоследовательностью. Примерами наиболее успешно действующих крупных комплексных зон могут служить СЭЗ «Находка» в Приморском крае и СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области.
Основной отличительной
чертой процесса создания СЭЗ в России
является его политизированность в ущерб
экономической сути, вопросы создания
зон решаются стихийно, при отсутствии
четких критериев и достаточной нормативно-правовой
базы.
Если в самом начале (еще на этапе существования
СССР) замысел создания зон использовался
руководством союзных республик в качестве
инструмента политического противодействия
союзному центру, а в преддверии выборов
российского президента раздача "зональных
полномочий" была символом либерального
отношения руководства РСФСР к регионам,
то затем, с обретением Россией суверенитета,
"выбивание" этих полномочий стало
средством аналогичной борьбы, теперь
уже - со стороны руководителей регионов
по отношению к федеральным властям. И
сегодня эта идея все еще остается средством
политического давления регионов на правительство,
хотя практические усилия по организации
зон все более смещаются на местный уровень.
В отношении
вопроса о свободных зонах
российское руководство до сих пор
действовало весьма непоследовательно.
Оно то, поддаваясь давлению регионов,
щедро раздавало льготы, то отбирало
их, обосновывая это