Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 01:24, реферат
Целью работы является изучение природы общественных благ, их свойств и причин фрирайдерского поведения. В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
– определить понятие «общественные блага» и изучить их классификацию;
– охарактеризовать свойства общественных благ;
– обозначить проблему безбилетника.
Введение
Общественные блага являются
одним из важных факторов, обеспечивающих
рост благосостояния, который выступает
важнейшим показателем
В настоящее время существует и продолжает разрабатываться огромное количество программ по усовершенствованию процесса производства общественных благ. Несмотря на тот факт, что таким образом государство пытается решить эту проблему, однако потребители разрабатывают свою систему «обхождения» финансовой компенсации за используемые ими общественные блага. В связи с этим возникает проблема безбилетника, которая существует при потреблении как общенациональных, так и международных, локальных, коллективных общественных благ. Фрирайдером может стать физическое лицо, группа людей, организация, страна, то есть любой экономический субъект.
Актуальность данной работы объясняется наличием множества исследований, научных работ посвященных проблеме общественных благ и их свойств, а также проблеме возникновения экономического феномена безбилетника.
Целью работы является изучение природы общественных благ, их свойств и причин фрирайдерского поведения. В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
– определить понятие «общественные блага» и изучить их классификацию;
– охарактеризовать свойства общественных благ;
– обозначить проблему безбилетника.
Работа имеет следующую структуру: введение, основную часть, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи данной работы. Основная часть раскрывает общие вопросы: дается определение экономическим благам и общественным благам, определяются основные свойства и виды общественных благ, характеризуется проблема безбилетника.
Источниками информации для
написания работы послужили базовая
учебная литература, справочная литература,
прочие актуальные источники информации.
1. Определение понятия «общественное благо»
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
2) индивидуальные,
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся,
например, дороги, здравоохранение, образование,
услуги, предоставляемые
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам,а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
2) не исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;
2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.
В национальной экономике
эти две формы участия
Для того чтобы эффективно
обеспечивать население общественными
благами, государство должно обладать
определенными финансовыми
2. Свойства общественных благ
Результаты функционирования
общественного сектора
Для общественных благ характерны три свойства:
– увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;
– ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно:
– благо нельзя разложить на отдельные единицы.
Первое свойство называется несоперничеством в потреблении, второе – неисключаемостью, а третье – неделимостью. Блага, не обладающие этими свойствами, называются частными.
Несоперничество – это предельный случай положительного внешнего эффекта. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, и кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ.
Неисключаемость означает, что производитель не имеет реального выбора, предоставлять ли благо только тем, кто за него платит, или всем желающим. Говоря точнее, характер блага не позволяет предотвратить его потребление индивидом, не выполняющим требования, которые предъявляет или хотел бы предъявить поставщик. Санкции против неплательщиков обернулись бы ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы. Подобные блага поставляются сообществам людей, в которых индивиды как бы растворяются, выступая лишь в качестве представителей той или иной группы. В итоге поставщик общественного блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности.
Разным общественным благам в неодинаковой мере присущи свойства несоперничества в потреблении и неисключаемости. Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, называются чистыми общественными благами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. Между теми и другими нельзя строго провести грань. Однако различие между ними практически значимо, поскольку сфера чистых общественных благ приблизительно соответствует минимально возможным границам общественного сектора, а сфера смешанных общественных благ дает представление о допустимых пределах экспансии этого сектора и служит ареной его конкуренции с частным сектором.
Неделимость потребления – свойство блага, заключающееся в невозможности его потребления по частям. Оборона – неделимое благо. Будучи гражданином страны, находясь на территории этой страны, вы потребляете полный набор блага «оборона». Невозможно потреблять данное благо «по частям», но можно смотреть телевидение и выбирать при этом разные каналы. Это – делимость потребления. Если какой-то товар (или услуга) обладает всеми тремя свойствами одновременно, то он называется чисто общественным благом.
Некоторые общественные блага доступны одновременно целой нации, потребителями других выступают жители отдельного региона, города. Общественные блага, относящиеся к последней категории, принято называть локальными.
Общественные блага называют также коллективными. Последний термин часто применяется, когда речь идет о благах, которые потребляются сравнительно небольшой группой. Для таких благ характерны сравнительно узкие границы несоперничества, а неисключаемость, по определению, не распространяется на тех, кто в группу не входит.
3. Проблема безбилетника
Бремя затрат на получение
общественного блага может
Во-вторых, индивид способен вносить вклад в производство или приобретение общественного блага, не только выполняя обязанности, наложенные на него сообществом, но и добровольно, по своей личной инициативе. Те же пожертвования на церковь и безвозмездная воинская служба, например, в ополчении, нередко выходили за рамки предписанного; в современном мире широко распространены добровольные пожертвования на развитие науки, культуры, здравоохранения, а также другие формы благотворительности.
Добровольное участие в производстве общественных благ либо их финансировании, несомненно, предпочтительнее принудительного. С одной стороны, подверженность принудительно наложенным обязательствам, при прочих равных условиях, сама по себе снижает уровень благосостояния индивида. С другой стороны, определение, фиксация и реализация таких обязательств предполагают, как правило, значительные издержки. Так, требуется разработать налоговое законодательство, организовать и содержать налоговую службу, тратить средства на выявление и преследование уклоняющихся от налогов и т. д.
Для получения общественного блага требуются коллективные действия, которые складываются из действий индивидов, будь то вложения труда, его продуктов или денежных сумм. Наличие у потенциального пользователя потребности в результатах таких действий не гарантирует его участия в них. Ведь ожидаемый эффект формируется на основе коллективного действия в целом и может быть достигнут при разных вариантах распределения затрат: трудовых усилий, денежных взносов и т. д. Максимизируя собственную функцию полезности, каждый из индивидов стремится свести свою долю затрат к минимуму. Следовательно, заинтересованность в общественных благах совместима с уклонением от участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ. Формулируемая таким образом проблема «безбилетника» занимает основное место в теории коллективных действий и принципиально важна для экономики общественного сектора. Иногда эта проблема рассматривается в несколько упрощенном виде. Неявным образом допускается, что: