Таможенно-тарифная политика России. Протекционизм и фритредерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить таможенно-тарифное регулирование и методы его осуществления в России в рамках Таможенного Союза.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, цели и основные методы таможенно-тарифной политики;
- проанализировать эффективность создания таможенного союза с Россией и перспектив вступления в ВТО;
- раскрыть понятия протекционизма и фритредерства и определить выбор современной России.
Предмет исследования в данной работе – таможенно-тарифное регулирование в рамках Таможенного Союза.

Содержание работы

Введение 3
1 Россия и таможенный союз 4
2 Понятие, цели и задачи таможенно-тарифного регулирования РФ 7
2.1 Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования РФ 8
3 Виды таможенно-тарифного регулирования в РФ и их характеристика 9
3.1 Таможенный тариф и таможенные платежи 9
3.2 Таможенные режим 11
4 Нетарифное регулирование 12
4.1 Меры прямого ограничения. 13
5 Современна таможенно-тарифная политика и выбор России. Фритредерство или протекционизм? 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Таможеннотарифная политика России Протекционизм и фритредерство.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

2.1 Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования РФ

 

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

   1. Протекционистская  функция - защита национальных  товаропроизводителей от иностранной  конкуренции.

   2. Фискальная  функция - обеспечение поступления  средств в бюджет

Нельзя говорить о целях таможенно-тарифного регулирования  РФ, если не брать в расчет создание Таможенного Союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

27 ноября 2009 года  в Минске лидеры этих трех государств подписали ряд документов, которые дают старт практической реализации Таможенного союза с 1 января 2010 года.

С этой даты в  странах Таможенного союза вводится в действие Единый таможенный тариф  и единая система нетарифного  регулирования, а полномочия по его формированию делегируются решением глав трех государств наднациональному органу – Комиссии Таможенного союза. В компетенцию комиссии входит регулирование внешней торговли Таможенного союза посредством применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, мер технического, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля и других, которые обязательны к исполнению во всех государствах – членах Таможенного союза.

Кроме того, с 1 июля 2010 года начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза и функционировать единая таможенная территория трех государств. Это означает, что со второй половины 2011 года будет устранено таможенное оформление на внутренних границах между нашими странами. Товары, в первую очередь казахстанского, белорусского и российского производства, начнут перемещаться свободно в том смысле, что не будут обременяться сборами и таможенными пошлинами.

В Таможенном союзе  вводится единая система таможенного  администрирования на основе Таможенного  кодекса Таможенного союза, которая позволит:

  • сократить транзитные издержки производителей товаров,
  • увеличить объемы взаимной торговли,
  • повысить конкурентоспособность товаров и национальных экономик в целом.

Устранение  таможенных и торговых барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту стран Таможенного союза. В частности, по мнению экспертов, в странах, создающих Таможенный союз, экономический рост к 2015 году обеспечит дополнительный прирост ВВП государств -– членов Таможенного союза на 15–18%. По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, ожидается, что чистый прирост экономической активности за счет создания Таможенного союза к 2015 году может составить не менее $400 млрд. Кроме того, создание Таможенного союза будет дополнительным конкурентным преимуществом для Белоруссии, Казахстана и России. [8]

3 Виды таможенно-тарифного регулирования в РФ и их характеристика

 

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами  таможенно-тарифного регулирования  являются:

* Таможенный  тариф - свод ставок таможенных  пошлин

* Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную    границу

* Таможенный  режим

* Товарная номенклатура  внешнеэкономической деятельности. [1]

3.1 Таможенный тариф и таможенные платежи

 

Таможенный  тариф - систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно таможенный тариф содержит:

- детализированные  названия товаров, облагаемых  таможенными пошлинами;

- ставки пошлин  с указанием их метода исчисления;

+ перечень товаров,  пропускаемых беспошлинно.

На основе таможенного  тарифа определяется размер таможенного  платежа.

Объект  обложения таможенными пошлинами, налогами и база (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин, налогов

1. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

2. Базой для  исчисления таможенных пошлин  в зависимости от вида товаров  и применяемых видов ставок  является таможенная стоимость  товаров и (или) их физическая  характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

3. Налоговая  база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств – членов  Таможенного союза. [14]

Таможенные  платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, платы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. [9]

По Таможенному  Кодексу Таможенного союза можно  выделить следующие виды таможенных платежей, таможенных пошлин и их ставок.

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная  пошлина;

2) вывозная таможенная  пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе  товаров на таможенную территорию  Таможенного союза;

5) таможенные  сборы.

Специальные, антидемпинговые  и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Виды  ставок таможенных пошлин

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие  виды:

1) адвалорные  – установленные в процентах  к таможенной стоимости облагаемых  товаров;

2) специфические  – установленные в зависимости  от физических характеристик  в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные  – сочетающие виды, указанные  в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи. [14]

 

 

3.2 Таможенные режим

 

Таможенный  режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами. Участник внешнеэкономической деятельности вправе в любое время выбрать любой таможенный режим либо изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны назначения или страны происхождения товара.

По Таможенному Кодексу Таможенного  Союза выделяют следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт; 

3) таможенный  транзит;

4) таможенный  склад; 

5) переработка  на таможенной территории;

6) переработка  вне таможенной территории;

7) переработка  для внутреннего потребления; 

8) временный  ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт; 

12) беспошлинная  торговля;

13) уничтожение; 

14) отказ в  пользу государства;

15) свободная  таможенная зона;

16) свободный  склад;

17) специальная  таможенная процедура (таможенная  процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).

2. Таможенные  процедуры, указанные в подпунктах 15) и 16) пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются международными договорами государств – членов  Таможенного союза.

3. Специальная  таможенная процедура устанавливается  законодательством государства  – члена Таможенного союза  в соответствии с условиями  и в отношении категорий товаров,  определенных решением Комиссии Таможенного союза. [14]

4 Нетарифное регулирование

 

Нетарифные  ограничения – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

Мероприятия по нетарифным ограничениям делят на 5 групп:

  1. Отражает участие государства во внешнеторговых операциях;
  2. Объединяет таможенные и административные импортные формальности, включая методы оценки таможенной стоимости и определения страны происхождения товара, формы товаросопроводительных документов и требования к их оформлению, товарную классификацию тарифов;
  3. Состоит из стандартов и требований, связанных с нормами безопасности для потребителей и экологии, с санитарно-ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара;
  4. Количественные и валютные ограничения импорта и экспорта;
  5. Ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей – импортные депозиты, изменение учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы.

Вышеуказанные мероприятия реализуются путем  финансового воздействия и использования инструментов административного регламентирования.

Задачи  и цели введения нетарифного регулирования:

  • Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка
  • Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров
  • Выполнение международных обязательств
  • Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
  • Защита общественной морали и правопорядка
  • Защита культурных ценностей
  • Обеспечение национальной безопасности

 

Следует отметить, что до настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методов  регулирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:

  • количественные ограничения импорта и экспорта;
  • таможенные и административные импортно-экспортные формальности;
  • стандарты и требования к качеству товаров;
  • ограничения, заложенные в механизме платежей;
  • участие государства во внешнеторговых операциях. [15]

4.1 Меры прямого ограничения.

 

К мерам прямого  воздействия относятся:

 

  • Квотирование
  • Лицензирование
  • Добровольное ограничение экспорта
  • Экспортная субсидия
  • Торговое эмбарго

 

Квотирование означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени.

Квота дает гарантию, что  импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен.

Квотирование является более  гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов  обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями.

Использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения  лицензий государство может оказывать  поддержку конкретным предприятиям и отраслям.

Виды квот:

• Общая, определяемая для государственных нужд;

• Естественная, связанная с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;

• Исключительная, вводимая в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства.

• Тарифная квота, представляет собой разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам.

• Экспортная квота, ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза.

• Импортная квота, ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.

 

Информация о работе Таможенно-тарифная политика России. Протекционизм и фритредерство