Таможенно-тарифная политика России. Протекционизм и фритредерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучить таможенно-тарифное регулирование и методы его осуществления в России в рамках Таможенного Союза.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, цели и основные методы таможенно-тарифной политики;
- проанализировать эффективность создания таможенного союза с Россией и перспектив вступления в ВТО;
- раскрыть понятия протекционизма и фритредерства и определить выбор современной России.
Предмет исследования в данной работе – таможенно-тарифное регулирование в рамках Таможенного Союза.

Содержание работы

Введение 3
1 Россия и таможенный союз 4
2 Понятие, цели и задачи таможенно-тарифного регулирования РФ 7
2.1 Цели и задачи таможенно-тарифного регулирования РФ 8
3 Виды таможенно-тарифного регулирования в РФ и их характеристика 9
3.1 Таможенный тариф и таможенные платежи 9
3.2 Таможенные режим 11
4 Нетарифное регулирование 12
4.1 Меры прямого ограничения. 13
5 Современна таможенно-тарифная политика и выбор России. Фритредерство или протекционизм? 19
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

Таможеннотарифная политика России Протекционизм и фритредерство.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

ПРОТЕКЦИОНИЗМ (от лат. protectio - прикрытие, покровительство) - политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка, с одной стороны, и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки - с другой. Возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д.Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор. [1]

На сегодня  в рамках трех государств – Белоруссии, Казахстана и России – приняты международные договоры, определяющие органы управления Таможенным союзом, механизм присоединения к нему других государств, создание единой таможенной территории.

В договоре о  создании единой таможенной территории закреплена решимость сторон с момента создания единой таможенной территории отказаться во взаимной торговле от таможенных пошлин, количественных ограничений и эквивалентных им мер, за исключением защитных, антидемпинговых и компенсационных. Договором исключается возможность введения в торговле с третьей стороной таможенного режима более благоприятного, чем тот, что будет сформирован между странами – членами Таможенного союза.

Таможенный  союз создает механизмы глубокой экономической интеграции. Расширение свободного рынка товаров всегда благо для всех стран. При этом необходимо обратить внимание на то, что чем меньше страна, тем больше для нее выгод, так как за счет единой территории происходит расширение рынка товаров. [8]

В рамках общих  норм, касающихся рыночных экономик, каждая страна, в том числе и Россия, регулирует степень своей открытости, которая не может быть ни полной (без каких-то элементов протекционизма), ни нулевой (т.е. полностью закрытой). В значительной мере это определяется спонтанным развитием экономики России и ее приспособлением к реалиям конкуренции в рамках мировой системы. Но в определенной мере это является и результатом сознательного регулирования, которое каждое государство должно осуществлять в интересах прежде всего своей экономики. Было бы странно, если бы государство больше заботилось об интересах иностранных фирм, чем об интересах отечественных.

Открытие российской экономики, поставившее фирмы страны перед необходимостью соперничать  с иностранными конкурентами как  на внешнем, так и на внутреннем рынках, не стало импульсом обновления технологий, снижения издержек и цен и улучшения качества продукции в масштабах народного хозяйства, изменения структуры хозяйства в пользу имеющих перспективы развития отраслей.

В настоящее  время внешнеторговый оборот России состоит менее 10% от уровня США, 14% - от уровня Германии, 19% - от уровня Японии и 36% - от уровня Канады.

Сопоставление результатов развития внешнеэкономических  связей России с общемировыми тенденциями  показывает, что страна включается в мировое хозяйство в качестве аутсайдера, поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовой продукции. Она слабо использует возможности международной экономической интеграции и главное, своих экономических ресурсов. Это не отвечает ни ее долгосрочным экономическим интересам, ни основной цели реформ, в качестве которой выявлено формирование высокотехнологичного, эффективного конкурентоспособного народного хозяйства, опирающегося на собственный потенциал и использование преимущества международного разделения труда. Какой вывод можно сделать из вышесказанного? Если страна постоянно теряет в конкурентной способности, возникает стремление поддержать через государство создание отраслей с высокой конкурентоспособностью на внешнем и внутреннем рынках. Все подобного рода требования создают необходимость в выработке политики выборочного протекционизма.

Глобальный  кризис, к сожалению, дал толчок протекционизму во всем мире, и российские пошлины на ввоз машин здесь держат пальму первенства: это была самая крупная протекционистская мера во всем мире за весь период кризиса. Однако усиленное использование протекционистских мер – не в интересах России. [10]

Исходя из того, что Россия находится на пути вступления в ВТО необходимо отметить принципы данной организации, которые не полагаются на протекционизм.

Цели  и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. 
 
              Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров. 
 
               С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.  
 
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:  
 
- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;  
- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;  
- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;  
- отказ от использования количественных и иных ограничений;  
- транспарентность торговой политики;  
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

    * Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

    * Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

    * Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

    * Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;

    * Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

    * Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

    * Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Это приведет к политики фритредерства в РФ. [18]

Для России с  ее нынешней структурой внешней торговли при вступлении в ВТО крайне ограничены как выгоды от снижения торговых барьеров, так и возможности масштабного  выхода на рынки продукции обрабатывающих отраслей.

Выгоды от вступления страны в ВТО определяются, в конечном счете, относительной конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Снижение торговых барьеров стимулирует рост внешнеторгового оборота как  в части экспорта, так и в  части импорта. Грубо говоря, если суммарный рост экспорта вследствие вступления станы в ВТО окажется больше, чем суммарный рост импорта - страна в выигрыше.

На данный момент структура экспорта и импорта  такова: [7]

Экспорт важнейших  товаров:

 

2010г.

В том  числе 
декабрь 2010г.

Справочно 
2009г.

млн. 
долларов США

в % к 
2009г.

в % к 
итогу

млн. 
долларов США

в % к 
ноябрю 
2010г.

в % к 
2008г.

в % к 
итогу

Экспорт

396442

131,4

100

41167

118,4

64,5

100

из него:

             

топливно-энергетические товары

267735

133,1

67,5

28498

124,0

62,6

66,7

из них: нефть  сырая

134634

133,8

34,0

14118

122,6

62,4

33,4

газ природный

47579

113,5

12,0

5625

122,5

60,4

13,9

металлы и изделия  из них

41904

125,1

10,6

4041

107,8

61,4

11,1


 

Импорт важнейших  товаров:

 

2010г.

В том  числе 
декабрь 2010г.

Справочно 
2009г.

млн. 
долларов США

в % к  
2009г.

в % к  
итогу

млн. 
долларов США

в % к 
ноябрю  
2010г.

в % к  
2008г.

в % к  
итогу

Импорт 

228953

136,8

100

24848

108,5

62,7

100

из него:

             

машины, оборудование и транспортные средства

101716

140,0

44,4

11987

110,1

51,6

43,4

продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье  для их производства

36410

121,3

15,9

4328

118,6

85,3

17,9


 

Для России с  ее нынешней структурой экспорта и  импорта возможные выгоды от снижения торговых барьеров носят гипотетический характер. Существенно увеличить экспорт сырьевых отраслей мы вряд ли сможем, масштабный выход на рынки обрабатывающих отраслей в ближайшие годы также маловероятен, учитывая, что даже девальвация 1998 года - экономически гораздо более значимый фактор, чем вступление в ВТО - не привела к росту экспорта продукции с высокой степенью переработки. Исключение составляет, пожалуй, только металлургия, страдающая от анти-демпинговых санкций, но и для нее вступление в ВТО вряд ли решит проблему, поскольку, как показывает опыт политики США, членство в ВТО не гарантирует ни одну страну от введения ограничений со стороны импортера. [5]

Без протекционизма, без поддержки государства многие российские отрасли не могут на данный момент составить конкуренцию иностранным производителям. Хотя в мире просматривается тенденция к либерализации, страны активно применяют как тарифные, так и все более использующиеся сейчас нетарифные методы протекционизма для достижения различных целей - защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и т.д. И от протекционизма не собираются отказываться. России также не следует пренебрегать разумным протекционизмом.

Заключение

Таможенно-тарифное регулирование  внешней торговли России является одним  из важнейших методов регулирования экономической политики государства. Эффективно действующий механизм таможенно-тарифного регулирования является неотъемлемым условием для проведения Россией активной и целостной таможенной политики, а также решения таможенными органами задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, защите ее экономических интересов.

Пройденный исторический путь российской таможни свидетельствует о том, что в России таможенное дело, таможенная политика сложились как важнейшая  сфера политики государства, инструмент защиты национальных интересов.

В связи с  созданием и развитием Таможенного  союза таможенно-тарифное регулирование  в России претерпело значительные изменения, поскольку таможенный тариф теперь единый и определяется на уровне союза. Меры таможенно-тарифного регулирования применяются после достаточно длительной процедуры согласования на всех уровнях Таможенного союза.

В заключении необходимо отметить, что создание Таможенно  Союза привело к упрощению  таможенно-тарифного регулирования  между странами-участницами. Безусловно, это пойдет на пользу нашему государству, так как данные перемены способствуют увеличению экспорта и упрощению его перемещения по территории Таможенного Союза, а все это ведет к росту экономики нашей страны и сокращению сроков выхода их экономического кризиса. Сто касается вступления России в ВТО, то это очень спорный вопрос. Ученые и политологи спорят на эту тему. Россия стремится к вступлению в ВТО, что принесет ей множество перспектив для роста экономики, но в то же время, к сожалению, пока некоторые отрасли российского производства не могут на должном уровне составить конкуренцию зарубежным, и это вступление в ВТО может привести к их «вымиранию». Наша страна, вступаю в ВТО, всевозможными способами пытается защитить этот сектор экономики, что можно охарактеризовать разумным протекционизмом в политике России. 

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон №5003-1. О таможенном тарифе.
  2. http://abc.informbureau.com
  3. www.bankreferatov.ru/
  4. http://www.bibliofond.ru/
  5. http://www.budgetrf.ru/
  6. http://www.ecsocman.edu.ru/
  7. http://www.gks.ru/
  8. http://www.glazev.ru/
  9. http://www.glossary.ru/
  10. http://revolution.allbest.ru/
  11. http://www.rosbalt.ru/
  12. http://smsreferat.ru/
  13. http://tass-ural.ru/
  14. http://www.tsouz.ru/
  15. www.vch.ru/
  16. http://vproryv.ru/
  17. http://ru.wikipedia.org
  18. www.wto.ru/

Информация о работе Таможенно-тарифная политика России. Протекционизм и фритредерство