Тарифные льготы: сущность, характеристика, цели применения, механизм практической реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Внешняя торговля является одним из главных направлений развития многих современных государств, источником товаров, производство которых невозможно внутри страны, также доходов от экспортно-импортных операций. Для многих стран, где по определённым причинам отсутствуют производственные процессы, ВЭД - единственный способ обеспечения себя необходимыми товарами, Внешнеэкономическая деятельность - это деятельность, связанная с товарообменом между партнерами, находящимися в разных странах.

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 110.03 Кб (Скачать файл)

 

1.4 Виды внешнеторговой политики государства

Внешняя торговля всегда была и остается объектом пристального внимания государства. Существует два вида внешнеторговой политики: Политика свободной торговли (фритредерство) и политика протекционизма.

Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам.

Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.

Проведение политики свободной  торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Протекционизм (protectionism) - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от политики свободной торговли при протекционизме исключается свободное действие рыночных сил, поскольку предполагается, что экономический потенциал и конкурентоспособность на мировом рынке отдельных стран различны и поэтому свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран. Неограниченная конкуренция со стороны более сильных иностранных государств может привести в менее развитых странах к экономическому застою и формированию неэффективной для данной страны экономической структуры. Можно выделить несколько форм протекционизма:

селективный – направлен  против отдельных стран или товаров;

отраслевой – защищает определенные отрасли, прежде всего  сельское хозяйство;

коллективный – проводится объединениями стран в отношении  стран, в них не входящих;

скрытый – осуществляется методами внутренней экономической  политики.

Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

В своей крайней форме  протекционизм принимает форму  экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

В чистом виде автаркическая  политика предполагает, что любой  импорт должен быть заменен на отечественную продукцию. Но не всегда стремление отдельных стран к замещению импорта отечественной продукцией можно охарактеризовать как автаркическую политику.

Политика автаркии, так  же как и политика свободной торговли, в чистом виде не проводится. Различные  степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции.

Протекционизм активно применяется  не только развивающимися, но и промышленно  развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.

Государства, проводя протекционистскую  политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем или иным действиям. К инструментам внешнеторговой политики относится система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются тарифы и нетарифные барьеры. 4

Политика протекционизма может осуществляться тарифными  и нетарифными методами.

Тарифы (таможенные пошлины) - это государственные денежные сборы  с товаров, ценностей и имущества, пересекающих границу. Таможенные пошлины могут взиматься в виде твердой ставки за установленную единицу товара или в виде процента к цене товара. Они могут быть:

- дифференциальные (разные  ставки на одинаковые товары);

-покровительственные, которые  используются с целью затруднить  проникновение отдельных иностранных  товаров на внутренний рынок.

Разновидностью покровительственных  пошлин являются высокие антидемпинговые  пошлины. Демпинг - это продажа товаров  за рубежом по ценам ниже издержек производства. Антидемпинговые пошлины  применяются в том случае, если импортер продает на внешних рынках товар по ценам ниже действующих на внутреннем рынке; - преференциальные - устанавливаются государством для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяются на товары прочих стран. Последствия введения таможенных пошлин двояко.

С одной стороны, они способствуют поддержанию отечественных отраслей производства, созданию рабочих мест, обеспечению национальной безопасности. Тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующих с иностранными. С другой стороны, введение таможенных пошлин приводит к повышению цен и снижению импорта товаров, на которые эти пошлины распространяются. Введение тарифных барьеров вызывает ответную реакцию других стран, объемы мировой торговли сокращаются, что ведет к менее эффективному использованию внутренних и мировых ресурсов. Наряду с тарифными методами регулирования внешней торговли широко используются другие, нетарифные методы.

Нетарифные барьеры представляют собой административное регулирование внешней торговли, направленное на ограничение ввоза иностранных товаров путем:

- квотирования экспорта-импорта  - установления в количественном  или стоимостном выражении предельного  объема (квот) на ввоз или вывоз  товаров;

- введения государственной  монополии на торговлю определенными  товарами;

- лицензирования - требования  получения лицензии на ввоз  или вывоз товаров, которая выдается на определенное количество товаров и действует в течение определенного периода времени;

- добровольного ограничения  экспорта - принятие экспортером  обязательства ограничить или не расширять объем экспорта;

- введения технических  и санитарных стандартов;

- налогообложения импортной  продукции. 

Внешнеторговая политика включает не только ограничение импорта, но и поощрение экспорта путем  субсидирования экспортеров, освобождения их от некоторых налогов, предоставления льготных кредитов.

 

 

 

 

 

 

 

2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

2.1 Место внешней торговли в экономике России

 Имея почти 150-миллионное  население, обладая значительными  энергетическими ресурсами, достаточно  высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

 Но если роль России  в мировой торговле невелика, то для нее самой значение  внешнеэкономической сферы весьма  существенно. Величина экспортной  квоты России, рассчитанная на  базе паритета покупательной  способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь междудальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.

 

2.2 Состояние внешней  торговли России

На данном этапе развития российская экономика находится  в глубоком кризисе, из-за этого в международных экономических отношениях возникают проблемы:

. плохая структура экспорта, где доминирует сырьевые и  топливно- энергетические ресурсы;

 

. экспортные объемы вступают  в противоречия внутри страны, потому что объемы производства сокращаются;

. неблагоприятная структура  импорта, основная часть которого  приходится на продовольствие, из-за этого нарушается экономическая безопасность страны;

. нестабильный курс рубля  препятствует осуществлять текущие  торговые расчеты.

 По данным таможенной  статистики, в 1998 году внешнеторговый  оборот

России (без учета неорганизованной торговли) составил 115 млрд. долларов и  уменьшился по сравнению с 1997 годом  на 16,7%. Сальдо торгового баланса осталось положительным, но уменьшилось на 4,5 млрд. долларов. Основными факторами, повлиявшими на развитие внешней торговли РФ в 1998 году, были: падение мировых цен на сырьевые товары, азиатский и собственные финансовые кризисы .5

Падение цен на энерго-сырьевые товары на мировом рынке способствовало ряду преимуществ импортерам. К таким преимуществам относятся благоприятное влияние на состояние торгового баланса, снижение инфляции, издержек и с этим связанное укрепление денежной системы и удешевление кредита, которое главным образом способствует экономическому росту. Параллельно для стран - экспортеров (куда входит и Россия) - падение цен на их основные товары стало катастрофой.

Начавшийся в 1997 году спад российского экспорта продолжался  до 1998 года. Главная причина этого: ухудшение его динамики одновременно с резким спадом цен на нефть на мировом рынке, в том, что резервы  увеличения вывоза сырья при ограниченных возможностях экспорта промышленной продукции уже исчерпаны. Так же неблагоприятное воздействие на развитие экспорта оказал повышенный курс рубля, который поддерживался до августа 1998 года.

В этом же году в азиатских  странах российского экспорта, так  же была неблагоприятная ситуация, так как она усугублялась под  действием валютного фактора. Если курсы азиатских валют резко  упали, то отечественный рубль удерживали искусственным путем в рамках валютного коридора на протяжении большей части 1998 года, что привело к резкому снижению спроса на российские товары на тех рынках, где их национальная валюта была более устойчива.

Так же серьезным препятствием для развития экспорта является дискриминация многих отечественных товаров на иностранных рынках. В начале

1999 года в этой области  одним из громких дел было  введение в США ограничений  на импорт российской стали.  Это был очень сильный удар  для

России, т, к. под угрозой  оказалось будущее отечественной  металлургии, для которой значение экспорта очень важно, так как до этого конфликта из России вывозилось не менее половины стали. Разногласия так же ведутся по поводу экспорта вооружений и продукции двойного назначения. В этой области свои условия попытались диктовать США, тем самым вмешивались в отношения России с ее торговыми партнерами.

В этом же году были введены  ограничения на российские товары, ввозимые в Казахстан (государство  СНГ, которое входит в таможенный союз), в частности на продовольствие. Это случилось из-за того, что  девальвация рубля улучшила возможности для российского экспорта, в том числе в странах СНГ. Но рост вывоза товаров из Россия сильно усугубило таможенный баланс ее партнеров, что привело к в ведению торговых ограничений, предусмотренных соглашением о таможенном союзе. При всей его значимости такое решение создает барьер в отношениях между странами содружества, что в свою очередь ухудшает положение российских экспортеров.6

Импорт играет неоднозначную  роль в экономике России, так как  благодаря ему, на протяжении 90-х годов, удовлетворялся спрос на потребительские товары. Обеспечивается получение передовой технологии и оборудования - это положительная черта импорта. Отрицательная черта в том, что дешевый импорт вытесняет продукцию отечественных производителей, из-за этого следует низкий уровень занятости и доходов населения, уменьшая поступления налогов в бюджет и затягивая начало экономического роста.

После обострения финансового  кризиса, появились многочисленные проблемы в сфере импорта. Объем  импорта сократился. Так как основным импортом является продовольствие и  продукция машиностроения, то падение импорта уменьшило наполнение российского рынка продовольственными товарами и усложнило процесс модернизации промышленности, где большую роль играет иностранная техника. Так же негативно кризис отразился на «челночной торговли», которая занимает большое место в обороте внешней торговли

Информация о работе Тарифные льготы: сущность, характеристика, цели применения, механизм практической реализации