Технологическая концепция фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:52, реферат

Описание работы

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться.

Файлы: 1 файл

Экономика отрасли.docx

— 266.95 Кб (Скачать файл)

Таким образом, технологический  подход к анализу фирмы позволяет  выявить производственные ограничения  распространения фирмы вширь  и вглубь, установить естественные границы ее размеров, определить технические  условия эффективности ее функционирования.

Контрактная концепция фирмы

Фирма представляет собой  совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками, ее составляющими. Эти отношения часто  закрепляются формальными договорами - контрактами (например, трудовой договор  между работодателем и работником при поступлении на работу, контракт на поставку оборудования, подрядный  договор на выполнение определенного  вида услуг и т.д.). Кроме того, даже если отношения не представлены в виде формального договора, существуют свои правила взаимодействия между  работниками фирмы, работниками  и управляющими, между поставщиками и потребителями продукции. Эти  правила взаимодействия могут рассматриваться  в качестве неформальных контрактов, так как они достаточно стабильны  на протяжении длительных периодов времени, а их нарушение вызывает формальные или неформальные санкции для  прочих участников (например, моральное  осуждение работника, нарушившего "неписаные" правила поведения на фирме, а  иногда и увольнение). Не менее жесткие  для нарушителя, неформальные санкции  однозначным образом регулируют поведение всех участников экономического процесса. Отсюда возникает и возможность  контрактного подхода к фирме.

Фирма, представляя собой совокупность контрактных отношений внутреннего и внешнего уровней, сталкивается с двумя типами издержек взаимоотношения. Это трансакционные издержки (от слова "трансакция" - сделка, операция, контракт) и издержки контроля.

Трансакционные издержки (ТАИ) включают в себя издержки на совершение деловых операций, в том числе денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой  альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как внешний контракт на производство какой-либо продукции, а фирма - как  внутренний контракт: фирма может  купить продукт или услугу на рынке  посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним контрагентом, или может произвести товар сама, используя внутренние взаимоотношения  с работниками. Выбор внешнего или  внутреннего производства зависит  от относительных издержек использования альтернативных экономических благ - рыночных ресурсов или собственных ресурсов фирмы, так что чем выше трансакционные издержки (издержки использования рыночных ресурсов данной фирмой), тем больше вероятность того, что товар будет производиться фирмой, а не рынком.

ТАИ приобретают существенные масштабы (а следовательно, внутреннее производство при прочих равных условиях будет относительно эффективнее) в трех главных случаях.

Во-первых, это производство уникального товара. Например, редкие детали для турбин, редкие штампы для  автомобилей, специальный транспорт  для химических продуктов. Большая  величина ТАИ определяется здесь  тем, что возможности выбора делового партнера ограничены, а издержки оппортунистического  поведения (то есть поведения, направленного  на невыполнение или несоответствующее  выполнение уже заключенного контракта) особенно велики: практически невозможно "менять коней на переправе".

Во-вторых, это динамический рынок с неопределенным спросом  и непредсказуемым движением  цен. В данном случае оппортунистическому  поведению в большей степени  подвержена данная фирма, поскольку  в связи с необычной быстротой  изменения условий окружающей экономической  среды именно фирма может оказаться  в невыгодном положении, связанная  контрактом, который она будет  стремиться либо не выполнить, либо выполнить  с более выгодными для себя условиями. Примером такой ситуации может служить рынок компьютеров и программного обеспечения на заре своего возникновения: здесь фирмы, производящие компьютеры, стремились одновременно выпускать и соответствующее программное обеспечение, так как еще неясные перспективы спроса и движения цен могли выразиться в стремлении самостоятельных производителей комплектующих и дополняющих товаров диктовать свои условия в ходе самого процесса производства, изменяя непредсказуемым образом уровень продажных цен, объемы поставок и качество изделий.

В-третьих, это рынки с  асимметричной информацией, то есть такие рынки, где один из агентов  сделки обладает большей информацией (асимметрично большей) по сравнению  с другими. Этот агент в большей  степени подвержен искушению  оппортунистического поведения  при появлении лучшей альтернативы, о которой только он имеет представление (информацию). Например, можно рассмотреть  рынок консалтинговых услуг: фирма  нанимает специалиста для поиска возможностей снижения издержек производства какого-либо товара; в конце срока  контракта специалист может сделать  вывод о том, что таких возможностей нет. Здесь трудно установить, действительно  ли все возможности фирмы уже  использованы или консультант оказался недобросовестным. Поэтому для фирмы  эффективнее "выращивать" собственного специалиста подобного ранга.

Таким образом, величина трансакционных издержек путем роста неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою очередь, определяет существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и наличия оппортунистического поведения во многих случаях снимается развитием внутренних контрактов, для которых ТАИ, как правило, невелики, поскольку внутри фирмы решения принимаются волевым порядком, а отступления в ходе их выполнения наказываются наиболее жесткими способами.

Теперь возникает вопрос: почему же существует рынок, если фирма  хорошо справляется с производством? Зачем вообще нужны внешние контракты? При росте фирмы растет численность  занятых и расчлененность производственного  процесса (характерный пример - конвейер с обособленными операциями), так  что совокупный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в  эпоху мелких доиндустриальных экономик, а многих подразделений и множества  работников. В результате теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная  для мелкого производства. И сразу  же возникает проблема "безбилетника": сокращение интенсивности труда  одного из работников никак не сказывается  прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция в виде мастеров или специальных людей. Появляются (и растут) издержки контроля (ИК) за степенью интенсивности труда (деятельности) каждого производственного звена.

Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля. Их величина после определенного  предела становится запретительной для дальнейшего расширения размера  фирмы. Тогда функцию производства берет на себя рынок. Внутренние контракты (с издержками контроля) заменяются внешними (с трансакционными издержками ).

Таким образом, выясняется, что фирма как обособленный субъект  экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу фирмы, ее максимальный размер (см. рис. 1).

Рис. 1  Издержки фирмы

Другой проблемой является то, что интеграция экономических  агентов в фирму сама по себе еще  не обеспечивает улучшения информационных потоков внутри фирмы и не повышает стремление индивидов к кооперации. Каждая фирма имеет набор активов, необходимых для ведения бизнеса. "Кто должен владеть этими активами?" - основной вопрос изучения эффективности  фирмы с точки зрения прав собственности. Реальное владение обязывает собственника располагать достаточной информацией  о наилучших способах использования  актива. Право собственности обеспечивает власть отстранить кого-либо от использования  данного актива, регулировать доступ к активу и контролировать тех, кто  использует актив в работе. Каждый участник фирмы инвестирует свое время и усилия в достижение общего результата, однако "величина" инвестиций каждого будет зависеть от его  собственного ожидаемого дохода от таких  инвестиций. Собственность на оборудование и отношения между работодателем  и работником дают владельцу фирмы  полномочия выбирать способ использования  работников и оборудования в определенных пределах. Степень внутрифирменной  интеграции определяется степенью распределения полномочий среди участников контракта. В отсутствие полных контрактов, при возникновении непредусмотренных обстоятельств, Право собственности отражает "второе наилучшее" решение по защите инвестиций и может быть отождествлено с некоторой функцией, выполняемой внутри фирмы, через делегирование полномочий управления.

Контрактный подход к фирме  позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму  и М-форму.

U-форма (от английского  unitary ) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. Это простая линейная фирма, для которой характерно последовательное подчинение стадий выпуска одному регулирующему центру:

Рис. 2  U-форма организации

Функции контроля расположены "по линейке", что дает экономию издержек контроля: в каждый момент одно подразделение контролирует и  контролируется только одним подразделением.

Рис. 3  U-форма организации

Однако поскольку с  потребителем имеет дело только последнее  подразделение (как правило, отдел  сбыта), а остальные отделы непосредственно  не касаются рынка, такая форма может  существовать только для однородного  небольшого производства. При росте  числа товарных наименований или  объема выпуска отсутствие связи  с рынком затрудняет реакцию производства на изменение потребностей, что делает данную форму менее гибкой и, следовательно, менее конкурентоспособной в  долгосрочной перспективе. Поэтому  данная форма характерна только для  малых и средних фирм, что в  свою очередь порождает высокие  трансакционные издержки "общения" данных фирм на рынке. Таким образом, U-форма определяет сравнительно небольшие издержки контроля за счет высоких ТАИ.

М-форма (от английского multiproduct ) представляет собой параллельное подчинение всех стадий выпуска каждого продукта одному продуктовому центру:

Рис. 4  M-форма организации

Здесь с потреблением и  рынком для всех продуктов имеет  дело центральное руководство, а  не отдельные продуктовые или  производственные подразделения, что  дает возможность оперативно реагировать  на изменение рыночных параметров спроса для любого выпускаемого продукта. Это способствует гибкости производства, что ведет к организации многопродуктового процесса в крупных масштабах.

Рис. 5  M-форма организации

Трансакционные издержки понижаются, поскольку многие промежуточные товары могут производиться на самой фирме. Однако усложнение системы управления продуктовыми подразделениями ведет к увеличению издержек контроля. Поэтому для данной формы характерны относительно небольшие трансакционные издержки и высокие издержки контроля.

Две рассмотренные формы, U- и М-формы, являются базисными видами, на основе которых развились и  другие формы внутренней структуры  фирмы, которые далее будут проанализированы подробнее.

  1. Измерение рыночной власти: показатели, характеризующие размер фирмы относительного размера рынка; показатели концентрации производителей (продавцов) в отрасли, показатели монопольной власти.

Определение показателя размера  предприятия

Показатели уровня концентрации строятся на основе сопоставления размера  предприятия (фирмы) с размером рынка, на котором оно действует. Чем  выше размер фирм по сравнению с  масштабом всего рынка, тем выше концентрация производителей (продавцов) на этом рынке.

Проблема состоит в  том, чтобы ответить на вопрос: что  можно считать размером предприятия? Существуют четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка:

- доля продаж фирмы  в рыночном объеме реализации;

- доля занятых на предприятии  в общей численности занятых  в производстве данного продукта;

- доля стоимости активов  фирмы в стоимости активов  всех фирм, действующих на рассматриваемом  рынке;

- доля добавленной стоимости  на предприятии в сумме добавленной  стоимости всех производителей, действующих на рынке. 

Результаты расчета показателей  концентрации могут существенно  зависеть от выбора меры размера фирмы. Например, если крупные фирмы используют более капиталоемкие технологии по сравнению с мелкими, то уровень концентрации, измеренный по стоимости активов, будет больше уровня концентрации для той же отрасли, но измеренного по уровню продаж или занятости. На уровень концентрации, выраженный через добавленную стоимость, будет влиять вертикальная интеграция. Если крупные фирмы интегрированы в большей степени, чем средние и мелкие, то использование добавленной стоимости в качестве показателя размера фирмы даст более высокий уровень концентрации, чем объем продаж. Кроме того, существует проблема диверсификации: для фирм, чья деятельность протекает в разных подотраслях и на разных рынках, трудно выделить занятость, объем продаж или величину добавленной стоимости, которые приходятся на данный рынок.

Иногда размер крупнейших фирм может служить характеристикой  концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения доминирующего  положения в России (признаком  доминирования служит контроль не менее 35% рынка), в Великобритании (соответственно не менее 25% рынка).

Рис. 1

Концентрация производителей и эффект масштаба

Концентрация производителей на отраслевых рынках приводит к росту  размеров фирм. Вслед за Винером, проводившим  исследование кривых затрат, в анализе  отраслевой организации рынков принято  считать, что размер фирм и их число  в отрасли связаны с уровнем  отдачи от масштаба производства. Это, как правило, проявляется в том, что крупным субъектам рынка  удается производить и сбывать  изделия с менее высокими средними издержками, чем это могут себе позволить относительно небольшие  производители. Экономия на затратах при  росте масштабов производства получила название эффекта масштаба. Достаточно часто эффект масштаба анализируется  с трех точек зрения:

Информация о работе Технологическая концепция фирмы