Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:08, курсовая работа
Цель данной работы - изучить понятие авиационного топлива, сырьевую базу, а также технологию нефтепереработки для получения авиационного топлива для газотурбинных двигателей Джет А-1.
Перед нами поставлены следующие задачи:
─ изучить понятие авиационного топлива;
─ определить технологию авиационного топлива;
─ оценить показатели качества авиационного топлива для газотурбинн
Введение 3
Раздел 1 Свойства авиационного топлива 4
1.1 Характеристика и показатели авиационного топлива.. 4
1.2 Сравнительная характеристика видов авиакеросинов. 8
Раздел 2 Технология авиационного топлива 14
Раздел 3 Оценка показателей качества авиационного топлива для газотурбинных двигателей ДЖЕ Т А-1 (JE T A-1) 18
3.1 Технические требования к авиационному топливу для газотурбинных двигателей ДЖЕ Т А-1 (JE T A-1) 18
3.2. Методы определения показателей качества авиационного топлива для газотурбинных двигателей Джет А-1 (Jet A-1). 22
Выводы 25
Список литературы 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу
«Материаловедение и основы технологии производства товаров»
По теме
«Технология нефтепереработки для получения авиационного топлива для газотурбинных двигателей Джет А-1»
Исполнитель - ст. 2 курса 9 группы
Факультета международной экономики
(подпись) |
Саакян А.Д.
Проверил руководитель
канд. тех. наук, доцент Кундиловская Т.А.
(подпись)
|
«___» _____________20__г.
Дата защита
«__» ______________20__г.
(фамилия,инициалы,должность) |
Одесса ОНЭУ 2012
Содержание
Введение 3
Раздел 1 Свойства авиационного топлива 4
1.1 Характеристика и показатели авиационного топлива.. 4
1.2 Сравнительная характеристика видов авиакеросинов. 8
Раздел 2 Технология авиационного топлива 14
Раздел 3 Оценка показателей качества авиационного топлива для газотурбинных двигателей ДЖЕ Т А-1 (JE T A-1) 18
3.1 Технические требования к авиационному топливу для газотурбинных двигателей ДЖЕ Т А-1 (JE T A-1) 18
3.2. Методы определения
Выводы 25
Список литературы 26
В крупных международных аеропортах ежедневно заправляються приблизительно 500 самолетов, на что тратится четыре миллиона литров авиационного топлива. Чтобы уменшить связанный риск, авиационное топливо обычно хранится на краю аэропорта или в более удаленном месте. Непосредственно в ходе заправки выделяется большое количество паров. Топливо, поступающее при заправке в бак самолета, вытесняет топливные пары через дренажную систему и на месте проводимых работ образуется взрывоопасная паровоздушная смесь. В зависимости от атмосферных условий и типа используемого топлива, в некоторых точках концентрация выходящих паров топлива может достигать взрывоопасных значений. Пары топлива тяжелее воздуха, потому они оседают к земле, скапливаются в канавах, ямах или других углублениях и способны преодолевать большие расстояния, прежде чем достигнуть источника воспламенения.
Цель данной работы - изучить понятие авиационного топлива, сырьевую базу, а также технологию нефтепереработки для получения авиационного топлива для газотурбинных двигателей Джет А-1.
Перед нами поставлены следующие задачи:
─ изучить понятие авиационного топлива;
─ определить технологию авиационного топлива;
─
оценить показатели качества
авиационного топлива для
─ установить технические требования авиационного топлива для газотурбинных двигателей Джет А-1.
Для решения поставленных задач используются такие литературные источники:
1. Ченцов И.В., Вашук В.В. Основы технологии важнейших отраслей промышленности 2-е издание. Минск «Вышэйшая школа» 1989.
2. Бондаренко Б.И. Каталитический крекинг 1956.
3. Аксенов А.Ф. Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости 1970.
4. Белянин Б.В. Технический анализ нефтепродуктов и газа 1970.
5. Рыбак Б.М. Анализ нефти и нефтепродуктов 1962.
РАЗДЕЛ 1 СВОЙСТВА АВИАЦИОННОГО ТОПЛИВА
1.1 Характеристика и показатели авиационного топлива.
Авиационное топливо — горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя летательного аппарата для получения тепловой энергии в процессе окисления кислородом воздуха. Делится на два типа — авиационные бензины и реактивные топлива. Первые применяются в поршневых двигателях, вторые — в турбореактивных и турбовинтовых.
На данный момент из-за прогрессирующего дефицита нефти ищутся способы для замены нефтяного авиационного топлива, в том числе рассматриваются варианты топлив: синтетическое, криогенное метановое топливо и другие. В 1989—90г.г. на жидком водороде и КМТ был испытан самолёт Ту-155, в 1987—88г.г. на сконденсированном техническом бутане — вертолёт Ми-8Т.
Характеристика и свойства реактивного топлива.
Керосин
характеризуется такими физико-химическими
свойствами: плотность 0,78—0,85 г/см³;
вязкость 1,2—4,5 мм²/с; температура вспышки
28—72 °C; теплота сгорания ок. 43 МДж/кг.
[http://dic.academic.ru/dic.
В зависимости от химического состава и способа переработки нефти, из которой получен керосин, в его состав входят:
─ предельные алифатические углеводороды — 20—60 %;
─ нафтеновые углеводороды 20—50 %;
─ бициклические ароматические 5—25 %;
─ непредельные углеводороды — до 2 %;
─ примеси сернистых, азотистых или кислородных соединений.
Керосин
применяют как реактивное топливо, горючий компонент жидкого
ракетного топлива, горючее при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, для бытовых нагревательных
и осветительных приборов, в аппаратах
для резки металлов, как растворитель, сырьё для нефтеперерабатывающей
промышленности. Керосин может использоваться
как заменитель зимнего и арктического дизтоплива для дизельных двигателей, однако необходимо добавить
противоизносные и цетаноповышающие присадки; цетановое число керосина около 40, ГОСТ 10227-86
«Топлива для реактивных двигателей. Технические
условия» требует не менее 45. Для многотопливных
двигателей возможно применение чистого
керосина и даже бензина АИ-80. Допускается добавление
до 20 % керосина в летнее дизельное топливо
для снижения температуры застывания,
при этом не ухудшаются эксплуатационные
характеристики. Также керосин — основное
топливо для проведения фаершоу, из-за
хорошей впитываемости и относительно
низкой температуры горения. Применяется
так же для промывки механизмов, для удаления ржавчины. [http://elarum.ru/info/
Авиационный керосин, или авиакеросин, служит в турбовинтовых и турбореактивных двигателях летательных аппаратов не только топливом, но также хладагентом и применяется для смазывания деталей топливных систем. Поэтому он должен обладать хорошими противоизносными и низкотемпературными свойствами, высокой термоокислительной стабильностью и большой удельной теплотой сгорания.
Керосин
применяется в ракетной технике в качестве
углеводородного горючего и одновременно
рабочего тела гидромашин. Использование керосина в ракетных двигателях было предложено Циолковским в 1914 году. В паре с жидким кислородом
используется на нижних ступенях многих РН: отечественных — «Союз», «Молния», «Зенит», «Энергия»; американских — серий «Дельта» и «Атлас». Для повышения плотности,
и, тем самым, эффективности ракетной системы,
топливо часто переохлаждают. В СССР в
ряде случаев использовался синтетический
заменитель керосина, синтин, позволявший поднять эффективность
работы двигателя, разработанного под
керосин, без существенных изменений в
конструкции. В перспективе предполагается
замена керосина на более эффективные
углеводородные горючие — метан, этан, пропан и т. п. [http://kerosin-benzin.
Технический
керосин используют как сырьё для пиролитического
получения этилена, пропилена и ароматических углеводородов, в качестве топлива в основном
при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, как растворитель при промывке механизмов и
деталей. В керосин, используемый в моечных
машинах, для предупреждения накопления
зарядов статического электричества добавляют
присадки, содержащие соли магния и хрома.
В России нормы на технический керосин
задаются ГОСТ 18499-73 «Керосин для технических
целей». [http://kerosin-benzin.
Осветительный керосин в основном применяют в керосиновых или в калильных лампах, а также в качестве топлива и растворителя. Качество такого керосина в лампах определяется в основном высотой некоптящего пламени. Существенное влияние на ВНП оказывает само качество и состав керосина. Улучшению качеств керосина может содействовать гидроочистка.
Для реактивных топлив основными показателями качества являются:
─ массовая и объёмная теплота сгорания;
─ термостабильность топлива;
─ давление насыщенных паров;
─ вязкость при минусовых температурах;
─ совместимость с конструкционными и уплотнительными материалами;
─ нагарные и противоизносные свойства.
Широкофракционные сорта реактивных топлив изготовляются с вовлечением в переработку бензиновых фракций нефти. Для получения некоторых сортов реактивных топлив (Т-8В, Т-6) в качестве сырья применяются вакуумный газойль и продукты вторичной переработки нефти.
Реактивные топлива на 96—99 % состоят из углеводородов, в составе которых различают три основные группы:
─ парафиновые;
─ нафтеновые;
─ ароматические.
Кроме углеводородов в реактивных топливах в незначительных количествах присутствуют сернистые, кислородные, азотистые, металлорганические соединения и смолистые вещества. Их содержание в реактивных топливах регламентируется стандартами.
1.2. Сравнительная характеристика видов авиакеросинов.
Сравнительная характеристика авиакеросинов ТС-1 и Jet A-1 | ||
Параметры |
ТС-1 |
Jet A-1 |
Кислотность, KOH мг/100 см3 |
0,7 |
0,1 |
Массовая доля RSH*, % |
0,003 |
0,003 |
Массовая доля общей серы, % |
0,2 |
0,3 |
Кинематическая вязкость, мм2/cек. |
8,0 (-40°С) |
8,0 (-20°С) |
Плотность, кг/м3 |
780 (20°С) |
775 (15°С) |
Температура вспышки, °С |
28 |
38 |
Высота некоптящего пламени, мм |
25 |
25 |
* RSH —содержание меркаптановых соединений серы |
В России появился
еще один производитель авиакеросина
европейской марки Jet A-1, его выпуск начал
Кстовский НПЗ (ОАО «ЛУКОЙЛ-
Для продвижения «Джета» на российском рынке сделан еще один важный шаг. При участии «ЛУКОЙЛа» Госстандарт РФ разработал новый ГОСТ Р 52050-02 «Топливо для газотурбинных двигателей «Джет А-1» (Jet A-1)», который планируется ввести в действие с 1 января 2004 года.
Отличие между повсеместно применяемым в России авиакеросином ТС-1 и его европейским аналогом Jet A-1 состоит в основном в технологии производства. Jet A-1 проходит гидроочистку, в его составе имеются антистатическая и стабилизирующая присадки, он менее экологически вреден, температура вспышки на 10 градусов выше. Он считается в Европе более безопасным при транспортировке и заправке самолетов. Но здесь надо отметить, что в мировой летной практике не зафиксировано ни одной аварии, связанной с техническими характеристиками керосина марки ТС-1. Более того, преимуществом российского авиатоплива является то, что он может использоваться при гораздо более низких температурах (см. «Сравнительная характеристика...»).
Использование в разных странах того или
иного вида авиатоплива связано главным
образом с сертификацией. К примеру, в
США сертифицирован просто Jet, в большинстве
европейских стран —Jet A-1, в России, соответственно,
существует ГОСТ 10227-86 на ТС-1. А поскольку
российская марка керосина не имеет европейской
сертификации, автоматически получается,
что применение его в Европе не разрешено.
На внутренних рейсах в России авиакомпании
заправляют самолеты отечественным керосином,
что объясняется не только ГОСТом, но и,
тривиально, ценой. Jet A-1 примерно на 30%
дороже, чем ТС-1, стоимость которого составляет
7200-7600 рублей за тонну.
Почему-то считается, что при совершении
международных полетов из России авиалайнеры
заправляются топливом международной
марки. Однако на самом деле, как утверждали
в беседе с «НиК» представители аэропортов
«Шереметьево», «Домодедово» и других,
российским авиакеросином заправляют
в России абсолютно все самолеты.
Причем сами авиаторы, летающие и на российских,
и на зарубежных судах на топливе всех
видов, говорят, что в эксплуатации не
видят между этими марками абсолютно никакой
разницы.
Несмотря на то, что ни Jet A-1, ни какое-либо
иное зарубежное авиатопливо не имеют
реального хождения непосредственно на
российском рынке, отечественные заводы
уже несколько лет выпускают европейский
авиакеросин — для экспортных поставок.