Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:08, курсовая работа
Цель данной работы - изучить понятие авиационного топлива, сырьевую базу, а также технологию нефтепереработки для получения авиационного топлива для газотурбинных двигателей Джет А-1.
Перед нами поставлены следующие задачи:
─ изучить понятие авиационного топлива;
─ определить технологию авиационного топлива;
─ оценить показатели качества авиационного топлива для газотурбинн
Введение 3
Раздел 1 Свойства авиационного топлива 4
1.1 Характеристика и показатели авиационного топлива.. 4
1.2 Сравнительная характеристика видов авиакеросинов. 8
Раздел 2 Технология авиационного топлива 14
Раздел 3 Оценка показателей качества авиационного топлива для газотурбинных двигателей ДЖЕ Т А-1 (JE T A-1) 18
3.1 Технические требования к авиационному топливу для газотурбинных двигателей ДЖЕ Т А-1 (JE T A-1) 18
3.2. Методы определения показателей качества авиационного топлива для газотурбинных двигателей Джет А-1 (Jet A-1). 22
Выводы 25
Список литературы 26
Топливо ДЖЕ Т A -1 (JЕ Т A -1) предназначенное для использования в газотурбинных двигателях воздушных судов гражданской авиации.
Авиационное топливо должно соответствовать требованиям, приведенным в таблице 3.1 (в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52050-2003 Авиационное топливо для газотурбинных двигателей ДЖЕ Т А-1)
Таблица 3.1 - Физико-химические свойства авиационного топлива JЕ Т A -1
Наименование показателя |
Значение |
Метод испытания |
1 Кислотное число общее, мг КОН/г, не более |
Приложение А | |
0,10 |
[ 18 ] | |
и ли | ||
0,015* |
[ 31 ] | |
2 Объемная доля ароматических углеводородов, %, не более |
25 |
Приложение А [ 9 ] |
3 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более |
0,003 |
Приложение А [ 16 ] |
и ли |
||
докторская проба |
Отрицательная* |
[ 28 ] |
4 Массовая доля общей серы, %, не более |
Приложение А | |
0,25 |
[ 7 ** ], [ 11 ], [ 14 ], [ 24 ], | |
и ли | ||
ГОСТ Р 51947 | ||
5 Фракционный состав, °С: |
Приложение А | |
10 % отгона при температуре, °С, не выше |
205 |
[ 2 ] |
50 % отгона при температуре, °С |
Не нормируется, определение обязательно |
|
90 % отгона при температуре, °С |
То же |
|
температура конца кипения, °С, не выше |
300 |
|
остаток от разгонки, % , не более |
1,5 |
|
потери от разгонки, % , не более |
1,5 |
|
6 Температура вспышки, °С, не ниже |
38 |
Приложение А [ 1 ** ], [ 19 ] |
7 Плотность при 15 ° С, кг/м3 |
Приложение А | |
775 - 840 |
[ 8 ** ], [ 22 ] | |
или ГОСТ Р 51069 | ||
8 Температура плавления |
-47 |
Приложение А [ 13 ** ], [ 30 ] |
9 Кинематическая вязкость при температуре минус 20 °С, мм 2 /с, не более |
8 |
Приложение А [ 5 ] |
10 Низшая теплота сгорания, МДж/кг, не менее |
42,8 |
Приложение А [ 20 ], [ 26 ** ], [ 27 ] |
11 Высота некоптящего пламени, мм, не менее |
25 |
Приложение А [ 10 ] |
и ли |
||
при объемной доле нафталиновых углеводородов не более 3 %*, не менее |
19 |
[ 10 ], [ 12 ] |
12 Коррозия медной пластинки (2 ч ± 5 мин ) при 1 00 °С, не более |
№ 1 |
Приложение А [ 3 ] |
13 Термоокислительная стабильность на установке Джефтот ( JFT O T ) при 2,5 ч и 260 °С: |
Приложение А [ 17 ] | |
перепад давления, кПа (мм рт. ст.), не более |
3,3 (25) |
|
отложения на трубке, номер по калориметрической шкале ASTM , менее |
3 при отсутствии отложений, необычных по цвету или цвета «павлина» (побежалости) |
|
14 Концентрация фактических смол, мг/ 10 0 см3, не более |
7 |
Приложение А [ 4 ] |
15 Взаимодействие с водой: а) оценка поверхности раздела фаз, баллы, не более |
1 |
Приложение А [ 6 ], [ 21 ] |
б) оценка светопропускания топлива, не более: |
||
с антистатической присадкой |
70* |
|
без антистатической присадки |
85* |
|
16 Удельная электрическая |
Приложение А [ 15 ] | |
с антистатической присадкой |
50 - 450 |
|
без присадки, не более |
10 |
ГОСТ 25950 |
1 7 Смазывающая способность ( |
0,85* |
Приложение А [ 29 ] |
* Значения показателей, определяемые по требованию ДЕФ СТАН. ** Метод испытания является арбитражным. |
Топливо должно быть изготовлено по технологии, утвержденной в установленном порядке. В топливо могут быть введены следующие антиокислительные присадки:
Количество введенных присадок не должно превышать 24 мг/дм3 активных компонентов (без растворителя).
Топливо, изготовленное по ДЕФ СТАН 91-91/4, может содержать не более 3 мг/дм3 антистатической присадки СТАДИС 450 ( Stadis 450) на месте производства, на месте применения общее количество присадки не должно превышать 5 мг/дм3.
В данной таблице приложение А – это перечень нормативных документов на методы испытаний топлива Джет А-1 ( Jet A-1), которое является обязательным.
3.2. Методы определения
Существуют
следующие методы определения
показателей качества
1. АСТМ Д 56 Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле Тага.
2. АСТМ Д 86 Метод дистилляции нефтепродуктов при атмосферном давлении.
3. АСТМ Д 13 0 Метод определения коррозии меди под воздействием нефтепродуктов по потускнению медной пластины .
4. АСТМ Д 381 Метод определения фактических смол в топливах выпариванием струей.
5. АСТМ Д 445 Метод определения кинематической вязкости прозрачных и непрозрачных жидкостей (расчет динамической вязкости).
6. АСТМ Д 1094 Метод определения взаимодействия авиационных т оп лив с водой.
7. АСТМ Д 1266 Метод определения серы в нефтепродуктах (ламповый метод).
8. АСТМ Д 1298 Метод определения плотности, относительной плотности (удельного веса) или плотности в ° API сырой нефти и жидких нефтепродуктов ареометром.
9. АСТМ Д 1319 Метод определения углеводородного состава жидких нефтепродуктов с помощью флуоресцентной индикаторной адсорбции.
10. АСТМ Д 1322 Метод определения высоты некоптящего пламени авиационного турбинного топлива.
11. АСТМ Д 15 52 Определение серы в нефтепродуктах (высокотемпературный метод).
12. АСТМ Д 18 40 Определение нафталиновых углеводородов в авиационных турбинных топливах методом ультрафиолетовой спектрометрии.
13. АСТМ Д 2386 Метод определения температуры плавления кристаллов в авиационных топливах.
14. АСТМ Д 2622 Определение серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией длины волны.
15. АСТМ Д 2624 Метод определения удельной электрической проводимости авиационных и дистиллятных топлив.
16. АСТМ Д 3227 Потенциометрический метод определения меркаптановой (тиоловой) серы в бензине, керосине, авиационных турбинных и дистиллятных топливах.
17. АСТМ Д 3241 Метод определения термоокислительной стабильности авиационных турбинных топлив (метод на установке JFT O T).
18. АСТМ Д 3242 Метод определения кислотного числа в авиационном турбинном топливе.
19. АСТМ Д 3828 Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле малого размера.
20. АСТМ Д 3338 Метод оценки теплоты сгорания авиационных топлив.
21. АСТМ Д 3948 Метод определения характеристик отделения воды от авиационных турбинных топлив с использованием минисепарометра.
22. АСТМ Д 4052 Метод определения плотности и относительной плотности жидкостей с применением цифрового плотномера.
23. АСТМ Д 4057 Руководство по ручному отбору проб нефти и нефтепродуктов.
24. АСТМ Д 4294 Определение серы в нефти и нефтепродуктах методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии на основе энергии дисперсионного взаимодействия.
25. АСТМ Д 4306 Руководство по испытанию пробоотборников для авиатоплив на присутствие следов загрязнений.
26. АСТМ Д 4529 Расчетный метод определения низшей теплоты сгорания авиационных топлив.
27. АСТМ Д 4809 Метод определения теплоты сгорания жидких углеводородных топлив в калориметрической бомбе (точный метод).
28. АСТМ Д 4952 Метод качественного определения активных компонентов серы в топливах и растворителях (докторская проба).
29. АСТМ Д 5001 Метод определения смазывающей способности авиационных турбинных топлив (ВОКЛЕ).
30. АСТМ Д 5972 Определение температуры плавления кристаллов в авиационных топливах (метод самопроизвольного фазового перехода).
31. IP 354 Определение общей кислотности авиационных турбинных топлив. Метод цветного индикаторного титрования.
Выводы
1. Изучили что авиационное топливо — это горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя летательного аппарата для получения тепловой энергии в процессе окисления кислородом воздуха.
2. Установили что широкое применение авиационного топлива ДЖЕ Т А-1 обусловлена тем, что он менее экологически вреден, чем авиационное топливо ТС-1.
3. Установили что технологический процесс производства состоит из 7 основных стадий: первичной сепарации нефти, очистки от механических примесей, нагревания в теплообмениках, нагревания в трубчатой печи, ректификации, конденсации и очистки.
Проанализировав стадии технологического процесса можно прийти к выводу, что ключевой стадией, влияющей на качество авиационного топлива, является его очистка, так как она проводится несколько раз. Вначале она проводится, когда сырая нефть поступает на завод – это первичная сепарация и очистка от механических примесей. Затем проводится очистка самого керосина – это гидроочистка, адсорбционная и химическая очистка.
4. Изучили понятие риформинга - это промышленный процесс переработки бензиновых и лигроиновых фракций нефти с целью получения высококачественных бензинов и ароматических углеводородов.
5. Установили два типа риформинга: платформинг и гидроформинг. Гидроформинг – осуществляется в псевдоожиженом слое алюмо-молибденого газа при давлении 1,7-1,9 мПа. Платформинг - осуществляется на платине, нанесенной на вторированый оксид алюминия при температуре равной 480-510°С и при давлении 2-4мПа.
Список литературы
1. Ченцов И.В., Вашук В.В. Основы технологии важнейших отраслей промышленности 2-е издание. Минск «Вышэйшая школа» 1989. – с. 55-73.
2. Бондаренко Б.И. Каталитический крекинг 1956. – с. 23-43.
3. Аксенов А.Ф. Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости 1970. – с. 65-90.
4. Белянин Б.В. Технический анализ нефтепродуктов и газа 1970. – с. 100-120.
5. Рыбак Б.М. Анализ нефти и нефтепродуктов 1962. – с. 528.
6.http://kerosin-benzin.
7.http://
www.oilcapital.ru/edition/nik/
8. ГОСТ Р 52050-2003 «Авиационное топливо для газотурбинных двигателей Джет А-1 ( JE T A -1)»