Тенденции формирования и развития трудовых ресурсов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономические реформы, проводимые в Республике Беларусь, затронули все сферы жизни общества, в том числе разные аспекты формирования и использования трудовых ресурсов. Демографический кризис, во многом обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, отрицательно повлиял и, согласно прогнозным расчетам, в будущем еще более повлияет на количественное формирование трудовых ресурсов. Рыночная экономика повышает требование к их качественным показателям, особо обостряются проблемы занятости и безработицы населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА……………………….
5
1.1 Основные характеристики рынка труда………………………………….
5
1.2 Особенности рынка труда………………………………………………..
8
2 ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………..
11
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…….
18
3.1 Регулирование занятости и безработицы………………………………..
18
3.2 Реализация программ содействия занятости населения Республики Беларусь в январе–июне 2012 г………………………………………………
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
27

Файлы: 1 файл

Академия управления при Президенте Республики Беларус22.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

В 2012 году на учет было поставлено 290,3 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 179,6 тыс. человек,или 61,9% от  числа  обратившихся.  Трудоустроено  в 2012 году 195,2 тыс. человек,  в  том  числе 129,4 тыс.  безработных,  или 66,3% от  числа  всех трудоустроенных. 

Данные  о  численности  безработных,  зарегистрированных  в  органах  потруду,  занятости  и  социальной  защите,  по  областям  и  г.  Минску  приведены  втаблице:

Таблица 2.2 Численность  безработных,  зарегистрированных  в органах по труду, занятости  и  социальной  защите,по областям  и  г.  Минску

Источник: [12]

Таблица 2.3 Численность  безработных,  зарегистрированных  в органах по труду,  занятости и социальной  защите,  и уровне  зарегистрированной безработицы

Источник:[12]

 

На  оплачиваемые  общественные  работы  в 2012 году  было  привлечено 80,7  тыс.  человек,  из  них 41,5 тыс.  безработных,  или 51,4% от  числа привлеченных.

На  конец  декабря 2012 г.  в  общей  численности  зарегистрированных безработных женщины  составляли 48%.

На одну заявленную в  органы по труду, занятости и социальной защите вакансию  на  конец  декабря 2012 г.  условно  приходилось 0,4 безработных  (на конец декабря 2011 г. – 0,5 безработных). Из общего числа вакансий 77,7% предназначены  для трудоустройства рабочих.

Средний  размер  пособия  на  одного  безработного  в  декабре 2012 г. составил 142,6 тыс. рублей, или 15,6% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

3.1 Регулирование  занятости и безработицы

 

Задачи построения социально-ориентированной  рыночной экономики в Республике Беларусь и инновационного развития обусловливают повышенное внимание к проблемам рынка труда.

Вопросы обеспечения  занятости населения стали предметом  постоянного внимания органов государственного управления всех уровней и находятся  под особым контролем Правительства  и Президента Республики Беларусь.

Основными направлениями  государственного регулирования рынка труда являются регулирование таких показателей, как занятость и безработица населения.

Регулирование занятости  и безработицы осуществляется с  помощью комплекса методов, к  которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.

Законодательное регулирование  осуществляется путем принятия государственных  законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных  групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.

В Республике Беларусь государственная  политика занятости, ее правовое регулирование  выражены в ряде законодательных  актов и, прежде всего, в Конституции  Республики Беларусь и Кодексе законов о труде Республики Беларусь, в Законах «О занятости населения», «О мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда», «О пенсионном обеспечении», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и других.

В основе реализации государственного регулирования занятости в Республики лежит закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" от 2006 года.

На основе данного  закона государство в области  содействия занятости населения  гарантирует своим гражданам:

  • право на выбор профессии, рода занятий и работы;
  • охрану труда, в том числе на здоровые и безопасные условия труда;
  • правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей.

Так же нашим государством даются гарантии безработным, такие  как, например:

  • бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;
  • выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;
  • компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;
  • бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • содействие в организации предпринимательской деятельности.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии в области  содействия занятости населения  следующим гражданам, особо нуждающимся  в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда:

  • детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов;
  • инвалидам;
  • освобожденным из мест лишения свободы;
  • впервые ищущим работу в возрасте до 21 года;
  • лицам предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);
  • ветеранам боевых действий на территории других государств;
  • уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию;
  • эвакуированным и отселенным из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, а также самостоятельно выехавшим из этих зон после катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Экономические методы заключаются  в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне  за счет:

  • кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям;
  • регулирования уровня подоходного налога;
  • государственных закупок и других мер.

К административным методам  относятся:

  • изменение границ пенсионного возраста;
  • установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска;
  • либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы;
  • регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.

Идеологические методы применяются для разъяснения  политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.

Суть организационных  методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С  этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.

Регулирующая функция  государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу  наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости.

Еще одной нормативно правовой базой в регулировании  рынка труда в Республики является «Программа социально-экономического развития Республики Беларуси на 2011 - 2015 годы».

В 2011 - 2015 годах программа действий на рынке труда предусматривает реализацию системы мер, направленных на постепенную ликвидацию вынужденной неполной занятости на производстве, обновление и улучшение структуры рабочих мест, расширение социальной направленности отраслевой структуры занятости, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Важным направлением является повышение конкурентоспособности рабочей силы и сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда.

Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание новых рабочих мест, а также условий для развития индивидуальной предпринимательской деятельности. Особое внимание - обеспечению занятости сельского населения и прежде всего в агрогородках.

Большое внимание уделяется содействию в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, молодежи, женщин, длительно неработающих граждан, а также освободившихся из мест лишения свободы). Среди целей программы - не только увеличение численности экономически активного населения, но и повышение качества трудовых ресурсов.

 

Приоритетное внимание уделено организации трудовой занятости  целевых групп населения, особо  нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также обеспечению трудоустройства выпускников государственных вузов, ссузов, ПТУ.

Профподготовка "под  заказ" нанимателей должна способствовать повышению качества трудовых ресурсов, снижению дисбаланса между спросом  и предложением рабочей силы, повышению конкурентоспособности рабочей силы. При этом будет обеспечиваться первоочередное направление на профессиональное обучение безработных в возрасте до 18 лет. Расширены возможности для получения молодежью навыков практического опыта работы в рамках "Молодежной практики".

Широкое развитие получила профессиональная ориентация молодежи, прежде всего в школьной среде, направленная на повышение престижа рабочих профессий.

Достижению поставленных задач будет способствовать реализация ряда государственных и иных целевых программ, оказывающих значительное влияние на ситуацию в сфере занятости. В их числе - Государственная программа возрождения и развития села на 2011 -2015 годы, Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, а также утвержденные республиканскими органами государственного управления отраслевые программы "Кадры" 2011-2015годов. В рамках данных программ решаются вопросы повышения эффективности использования трудовых ресурсов, подготовки квалифицированных кадров, создания рабочих мест, улучшения условий труда и т.д.

Регулирование заработной платы осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и ее применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.

Из всего вышесказанного, мы видим, что государство тратит много сил и средств на регулирование  рынка труда республики. Создание и редактирование законов, государственных программ, безусловно, играют важнейшую роль в госрегулировании, что способствует стабилизации и улучшению условий на рынке труда, повышению занятости и снижению безработицы.

 

 

 

 

 

3.2 Реализация  программ содействия занятости  населения Республики Беларусь в январе–июне 2012 г

 

В рамках реализации мероприятий  Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2012 г. № 96 (далее – Программа), в январе–июне 2012 г.:

  • оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 102,1 тыс. человек (53,8 процента от ожидаемого результата, указанного в Программе), из них 65,7 тыс. – безработным (51,7 процента), в том числе 0,7 тыс. человек – на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд;
  • оказано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с оказанием финансовой поддержки путем предоставления субсидий 1,7 тыс. безработным (54,4 процента);
  • организовано обучение 8,2 тыс. граждан (41,3 процента);
  • оказано содействие в трудоустройстве 865 безработным из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках "Молодежной практики" (52,4 процента);
  • организована адаптация к трудовой деятельности 299 инвалидов (59,8 процента);
  • профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 29 рабочих мест и трудоустройства на них инвалидов (21,2 процента);
  • на новое место жительства и работы переселено 197 семей безработных (58,8 процента);
  • в оплачиваемых общественных работах приняли участие 36,5 тыс. человек (46,5 процента), в том числе 21,2 тыс. безработных (52,2 процента);
  • обеспечена временная занятость школьников, учащихся и студентов в свободное от учебы время – 19,3 тыс. человек (85 процентов).

Информация о работе Тенденции формирования и развития трудовых ресурсов Республики Беларусь