Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 11:14, курсовая работа
Социально-экономические реформы, проводимые в Республике Беларусь, затронули все сферы жизни общества, в том числе разные аспекты формирования и использования трудовых ресурсов. Демографический кризис, во многом обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, отрицательно повлиял и, согласно прогнозным расчетам, в будущем еще более повлияет на количественное формирование трудовых ресурсов. Рыночная экономика повышает требование к их качественным показателям, особо обостряются проблемы занятости и безработицы населения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА……………………….
5
1.1 Основные характеристики рынка труда………………………………….
5
1.2 Особенности рынка труда………………………………………………..
8
2 ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………..
11
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…….
18
3.1 Регулирование занятости и безработицы………………………………..
18
3.2 Реализация программ содействия занятости населения Республики Беларусь в январе–июне 2012 г………………………………………………
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
27
В 2012 году на учет было поставлено 290,3 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 179,6 тыс. человек,или 61,9% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2012 году 195,2 тыс. человек, в том числе 129,4 тыс. безработных, или 66,3% от числа всех трудоустроенных.
Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах потруду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены втаблице:
Таблица 2.2 Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите,по областям и г. Минску
Источник: [12]
Таблица 2.3 Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы
Источник:[12]
На оплачиваемые общественные работы в 2012 году было привлечено 80,7 тыс. человек, из них 41,5 тыс. безработных, или 51,4% от числа привлеченных.
На конец декабря 2012 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 48%.
На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец декабря 2012 г. условно приходилось 0,4 безработных (на конец декабря 2011 г. – 0,5 безработных). Из общего числа вакансий 77,7% предназначены для трудоустройства рабочих.
Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2012 г. составил 142,6 тыс. рублей, или 15,6% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Регулирование занятости и безработицы
Задачи построения социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь и инновационного развития обусловливают повышенное внимание к проблемам рынка труда.
Вопросы обеспечения
занятости населения стали
Основными направлениями государственного регулирования рынка труда являются регулирование таких показателей, как занятость и безработица населения.
Регулирование занятости
и безработицы осуществляется с
помощью комплекса методов, к
которым относятся
Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.
В Республике Беларусь государственная политика занятости, ее правовое регулирование выражены в ряде законодательных актов и, прежде всего, в Конституции Республики Беларусь и Кодексе законов о труде Республики Беларусь, в Законах «О занятости населения», «О мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда», «О пенсионном обеспечении», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и других.
В основе реализации государственного регулирования занятости в Республики лежит закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" от 2006 года.
На основе данного закона государство в области содействия занятости населения гарантирует своим гражданам:
Так же нашим государством даются гарантии безработным, такие как, например:
Государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости населения следующим гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда:
Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет:
К административным методам относятся:
Идеологические методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.
Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.
Регулирующая функция
государства не ограничивается только
содействием трудоустройству
Еще одной нормативно правовой базой в регулировании рынка труда в Республики является «Программа социально-экономического развития Республики Беларуси на 2011 - 2015 годы».
В 2011 - 2015 годах программа действий на рынке труда предусматривает реализацию системы мер, направленных на постепенную ликвидацию вынужденной неполной занятости на производстве, обновление и улучшение структуры рабочих мест, расширение социальной направленности отраслевой структуры занятости, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Важным направлением является повышение конкурентоспособности рабочей силы и сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда.
Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание новых рабочих мест, а также условий для развития индивидуальной предпринимательской деятельности. Особое внимание - обеспечению занятости сельского населения и прежде всего в агрогородках.
Большое внимание уделяется содействию в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, молодежи, женщин, длительно неработающих граждан, а также освободившихся из мест лишения свободы). Среди целей программы - не только увеличение численности экономически активного населения, но и повышение качества трудовых ресурсов.
Приоритетное внимание уделено организации трудовой занятости целевых групп населения, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также обеспечению трудоустройства выпускников государственных вузов, ссузов, ПТУ.
Профподготовка "под заказ" нанимателей должна способствовать повышению качества трудовых ресурсов, снижению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышению конкурентоспособности рабочей силы. При этом будет обеспечиваться первоочередное направление на профессиональное обучение безработных в возрасте до 18 лет. Расширены возможности для получения молодежью навыков практического опыта работы в рамках "Молодежной практики".
Широкое развитие получила профессиональная ориентация молодежи, прежде всего в школьной среде, направленная на повышение престижа рабочих профессий.
Достижению поставленных задач будет способствовать реализация ряда государственных и иных целевых программ, оказывающих значительное влияние на ситуацию в сфере занятости. В их числе - Государственная программа возрождения и развития села на 2011 -2015 годы, Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, а также утвержденные республиканскими органами государственного управления отраслевые программы "Кадры" 2011-2015годов. В рамках данных программ решаются вопросы повышения эффективности использования трудовых ресурсов, подготовки квалифицированных кадров, создания рабочих мест, улучшения условий труда и т.д.
Регулирование заработной платы осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и ее применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.
Из всего вышесказанного, мы видим, что государство тратит много сил и средств на регулирование рынка труда республики. Создание и редактирование законов, государственных программ, безусловно, играют важнейшую роль в госрегулировании, что способствует стабилизации и улучшению условий на рынке труда, повышению занятости и снижению безработицы.
3.2 Реализация программ содействия занятости населения Республики Беларусь в январе–июне 2012 г
В рамках реализации мероприятий
Государственной программы
Информация о работе Тенденции формирования и развития трудовых ресурсов Республики Беларусь