Тенденции развития мировой экономики в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных черт развития мирового хозяйства является то, что это самостоятельная единая система с едиными законами и правилами, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости не только друг с другом, но и с элементами других систем (политической, правовой, биологической, экологической и т. д.). Единство мирового хозяйства предопределено рядом объективных факторов: действием экономических законов, общих для всех стран, независимо от уровня их экономического развития или политического устройства; достижениями научно-технической революции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Мировая экономика……………………………………………………………...5
Международная интеграция…………………………………………………….6
Особенности развития мировой экономики в XXI веке……………………..10
Характеристика современного этапа развития мирового хозяйства………..13
Тенденции развития мировой экономики XXI века………………………….15
Заключение……………………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

курсач,мировая экономика.docx

— 58.87 Кб (Скачать файл)

Хотя в  мировом интеграционном процессе принимают  участие практически все государства  земного шара, степень участия  каждого из них неодинакова. Одни находятся на низших стадиях экономической  интеграции, другие, достигнув высших на сегодняшний день пределов международных  экономических связей, расширяют  межгосударственное сотрудничество до уровней не только экономических, но и военных и политических сфер.

 Выделяют  четыре вида (этапа) международной  экономической интеграции, зону  свободной торговли, таможенный  союз, единый общий рынок, экономический  и валютный союз.

Зона свободной  торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной  от таможенных и количественных ограничений  международной торговли товарами и  услугами.

Положительными  моментами создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость  торговой политики государств – участниц такого альянса.

Отрицательные черты подобных соглашений состоят  в том, что открытие границ определенного  государства для импорта товаров  и услуг из других стран может  создать определенные трудности  для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке  и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности.

 

 Таможенный  союз (ТС) возникает на основе  соглашений государств-участниц  о полном упразднении таможенных  пошлин при взаимообмене товарами  и услугами. Кроме того, ТС предполагает  создание единого для всех  стран-участниц внешнего таможенного  тарифа. Как правило, единый тариф  распространяется не на все  виды товаров и услуг, а на  часть из них. ТС является  более совершенной интеграционной  формой международного экономического  сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку  не только ликвидирует таможенные  ограничения, но и требует от  стран-участниц проведения единой  внешнеторговой политики.

 

 Установление  единого тарифа на определенные  товары или услуги дает эффект  потому, что либо позволяет защитить  страны Союза от внешней зависимости,  либо создает условия для стимулирования  производства конкурентоспособной  продукции внутри Союза, что  благоприятно повлияет на внутри-союзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.

 

 Единый  рынок (ЕР) представляет более  совершенную форму экономической  интеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо  всего, имевшего место на предыдущих  уровнях, он предусматривает унификацию  технических норм, единых экологических  требований, а также единой законодательной  базы для внутрисоюзного предпринимательства.

 

 Создание  ЕР является длительным, сложным  и противоречивым процессом. Особую  трудность, как показал опыт  создания Европейского общего  рынка, представляет здесь проблема  квот – т.е. установления долей  в производстве, реализации и  покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой  страны-участницы и единого рынка  в целом.

 Экономический  Союз (ЭС) – высшая форма современной  межгосударственной интеграции.

Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного  пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного  союза.

 В настоящее  время в мире существует только  один ЭС – Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза, трансформировавшегося  в 1993 г. из Европейского общего  рынка, функционируют такие наднациональные  органы управления, как Европейский  парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет.

 ЭС предполагает  расширенную межгосударственную  интеграцию, как в области производства, так и обращения. При этом  естественным является то, что  интересы (и не только экономические)  стран – участниц Союза и  Союза в целом не всегда  могут совпадать. Более того, ЭС  не только не ликвидирует межгосударственную  конкуренцию, но и в ряде  случаев может усиливать ее. Поэтому  даже в рамках ЭС каждое  отдельное государство-участник, поддерживая  общесоюзный интерес, приоритетным  для себя оставляет свой национальный  интерес.

 Так, Англия, являясь полноправным членом  ЕС, в то же время пока воздерживается  от подписания конвенции о  свободном перемещении людей  в общих границах Союза. Не  торопится она и с переходом  на единую общесоюзную валюту.

Не исключено, что в ряде случаев страны-участницы  того или иного экономического альянса  могут в определенной мере, и поступиться  собственными национальными интересами.

Объединение отдельных государств в любого рода союзы не ликвидирует существующих между ними различий. В союзы могут входить как относительно богатые, так и бедные страны, экономически развитые и развивающиеся, великие державы и сравнительно малые государства.

 Большая  дифференциация стран, их неодинаковые  возможности и различные интересы  приводят к тому, что от реализации  международных экономических связей  они получают неодинаковый результат.  Наибольшую выгоду от международной  экономической интеграции получают, как правило, экономически развитые, богатые и политически стабильные  государства. Это объясняется  тем, что, во-первых, именно развитые  страны производят сейчас наиболее  прибыльную наукоемкую и трудоемкую  продукцию и, во-вторых, экспорт капитала (которым, естественно, обладают богатые страны) является наиболее доходной формой современного бизнеса.

Страны-аутсайдеры различных международных экономических  альянсов, вступив в них, также  преследуют свой национальный экономический  интерес. Не получая сверхвысоких доходов, они приобретают возможности  и средства для более ускоренного  чем ранее экономического роста, для достижения уровня экономически развитых и богатых стран. Таким  путем прошли Япония, Австралия, Южная  Корея и сейчас идут Сингапур, Тайвань  и Малайзия.

 Отстаивая  собственные национальные интересы, страны-участницы мирохозяйственных  связей усиливают конкурентную  борьбу, поднимая ее на более  высокий виток. Международная  конкуренция сейчас ведется одновременно  на двух уровнях: между странами-участницами  любого экономического объединения  и между отдельными экономическими  ассоциациями (союзами) государств. Примерами внутрисоюзной конкуренции  могут служить так называемые  винные и мясные «войны» между  Францией, Испанией, Италией и Германией  в рамках ЕС.

Примером  международной конкуренции другого  уровня является борьба между США  и Японией, с одной стороны, и  стран ЕС за рынки на территориях  России и государств СНГ.

 

Особенности развития мировой экономики в XXI веке

 

Во все  времена международная обстановка оказывала существенное влияние  на развитие экономики любой страны. В наступившем столетии, по крайне мере в его первые десятилетия, данное влияние будет определяться в  основном следующими ее особенностями.

Многополюсность. Уже в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века начал складываться каркас многополярного мира, который в ближайшей перспективе укрепится и станет более совершенным. Эпоха господства сверхдержав, а сегодня к ним относится только США, окончательно завершится. Действительно, Америка всегда выставляла благоприятную для себя систему (включая экономику, финансы, права человека и т.д.) в качестве мирового стандарта и навязывала ее другим странам. Однако время, когда она внедряла свои правила в такие организации, как МВФ, Всемирный банк, ВТО и даже ООН и благодаря этому фактически управляла остальным миром, безвозвратно уходит.

Полюса новой  структуры мира составят, по всей видимости, США, Европейский союз, Китай, Россия и Япония, именно они будут играть как минимум до середины наступившего столетия руководящую роль в решении  международных вопросов. Достижение баланса между полюсами, а следовательно, и благополучия в мире возможно за счет их взаимоскоординированности. Ключевые моменты – мирное сосуществование, взаимозависимость, взаимовыгода и взаимоблагоприятствование. Это позволит значительно снизить вероятность трений и разногласий.

Усиление  роли экономики. Ее место в международных  отношениях станет более заметным. Будет происходить взаимопереплетение экономики и политики, что найдет выражение в попытках достижения политических целей путем применения экономических рычагов, а также в стремлении к еще большей экономической эффективности за счет использования политической тактики. Однако в конечном счете, каждый полюс будет отстаивать свои стратегические интересы.

В данных условиях взаимодоверие на международной  арене необходимо строить на основе взаимоблагоприятствования и взаимовыгоды в экономике и торговле. Без этого затруднительно продолжение политических отношений. Если же отсутствует доверие в политике, то торговые и экономические связи развивать нелегко. Вот почему в XXI в. так важна нормализация внешних торгово-экономических и политических отношений.

Особенно  это актуально в рамках пары США, самое большое государство-дебитор (внешний долг составляет приблизительно 1 трлн.долл.), и Япония, крупнейшее в мире государство-кредитор (заграничный капитал приблизительно также составляет 1 трлн.долл.). В предстоящие годы можно ожидать продолжительного и ожесточенного противостояния между американской и японской моделями экономики, торговли и финансовой политики. Борьба за стратегические экономические интересы между ТНК Америки, Японии и Европы и инициируемые ими региональные политические противоречия или военные конфликты – все это в полной мере подтвердило, что экономика и финансы в международных отношениях неразделимы.

Глобализация. Благодаря международному разделению труда и научно-техническому прогрессу  экономическая и финансовая глобализация непрерывно углубляется и развивается. Но этот процесс чреват и негативными  последствиями. Конечно, финансовый рынок  как явление будет существовать и в следующем столетии. Однако огромный свободный капитал (ежедневный оборот составляет свыше 2 трлн долл.) будучи его важной составной частью служит лишь для стимулирования «погони за доходом» и не имеет ничего общего с торговлей и обычными капиталовложениями. Это неизбежно послужит фактором нестабильности всей экономической системы, катализатором больших и малых финансовых потрясений или кризисов.

К середине 80-х годов стремительное развитие ТНК привело к переменам в  мировой хозяйственной системе  и международной торговле: рыночная экономика достигла невиданных ранее  успехов, расширилась сфера ее функционирования. ВТО подняла на качественно новый  уровень степень интернационализации  торговли, инвестиций и обслуживания. Новый этап научно-технической революции, в основе которого лежат информационные технологии, повысил эффективность  рыночных преобразований и ускорил глобализацию. Благодаря появлению оптоволоконных сетей резкий скачок совершили средства коммуникации, и возникла «электронная коммерция». Ее эффективность – сила, которую невозможно остановить, поэтому «электронная коммерция» достигнет новых высот.

Хотим мы или  не хотим, процессы глобализации глубоко  проникают в жизнь всех стран. Думается, что в предстоящие годы они, несмотря на установление целого ряда ограничительных законов, только усилятся.

Важную роль в этом сыграют ТНК, которые в  данной ситуации за счет гибких механизмов встраивания служат добавочными  мостиками между национальными  хозяйствами. В целом глобализация экономики стимулирует развитие общества, но одновременно ведет к  несправедливости и неравноправию.

Валютная  двухполюсность. Вместе с началом хождения евро (1 января 1999 г.) в международной денежной системе образовалось два полюса. Евро стал второй по значению после доллара мировой валютой. По уровню реальной силы (покупательной способности), степени увязки с внешнеэкономической деятельностью и торговлей, продвижению на финансовом рынке эти денежные единицы очень близки. Поэтому они будут играть одинаково важные роли и окажут огромное влияние на развитие всего мирового хозяйства. Действительно, страны, где имеет хождение евро, по удельному весу в мировой торговле опередили США. Причем у них наблюдается активное, а не пассивное, как было в течение длительного времени в Америке, сальдо. Некоторые специалисты предсказывают, что в предстоящие 10 лет Европа догонит Америку по уровню технического развития.

Однако финансовое объединение вовсе не означает объединения  в экономике, тем более политического  единства во всем. В частности, среди  стран, принявших евро, пока существуют некоторые неразрешенные проблемы. Более того, одно из ведущих государств ЕС – Великобритания – пока не присоединилось к ним. В целом противоречия между  Европой, Америкой и Японией в  сферах финансов, экономики и торговли не могут бесследно исчезнуть. Поэтому  в большинстве западных транснациональных  экономических организаций сложится ситуация взаимного противостояния трех данных сил.

Конечно, глобальная финансовая система глубоко укоренилась  и трудно поддается изменению. И  все же думается, что в XXI в. международная валютная система будет подвергнута реструктуризации, на смену старым законам придут новые. Все это повлияет на структуру и состав валютных запасов, размещение средств во внешней торговле и суммы инвестиций.

Дальнейшая  интернационализация торговли. Образование  ВТО во многом было обусловлено интересами транснациональных компаний. Еще  одна причина – необходимость  продвигать интернационализацию в  сферах торговли, инвестиций и обслуживания на качественно новый уровень. В  настоящее время система положений и законов ВТО разрабатывается очень быстро. Их число велико; они отвечают экономическим и торговым интересам всех вошедших в эту структуру стран.

Информация о работе Тенденции развития мировой экономики в XXI веке