Теневая экономика и функции таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Дипломная работа имеет целью осветить вопросы связанные, с развитием теневой экономики в современной России, ее влияния на экономическую безопасность страны, особенно в сфере внешнеэкономической деятельности, и в связи с этим о роли таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства и борьбе с теневой экономикой.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теневая экономика в современной России.

1.1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления. ____ - 4
Механизм функционирования теневой экономики. ________________ - 9
Развитие теневой экономики в советском обществе и современной
России. ____________________________________________________ - 16

Глава 2. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению
экономической безопасности государства.

Экономическая безопасность государства и механизм
государственного регулирования экономики. ____________________ -22
2.2. Фунции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства. _____________________________________ -40
Таможенные органы как органы государственного регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. ____________ -46
Правоохранительная деятельность таможенных органов. __________ -58
Внешнеэкономическая деятельность
Томской области и Западной Сибири. ___________________________ -72

Заключение. ______________________________________________________ -78
Список использованной литературы. _______________________________ -83

Файлы: 1 файл

“Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов”.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

Произошло же все наоборот. По данным МВД РФ, в 1990-1991гг. в теневой экономике производилось 10-11% ВВП9. В1993г. эта доля составила 27%, в 1994г. – 39%, в 1995г. – 45%, в 1996г. – 46%. По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаны примерно 58-60 млн. человек. Рост теневой экономики был настолько значительным, что приблизительно в 1996г. перекрыл сокращение ее легальной части. Этим, по мнению многих специалистов, объясняются те признаки экономического роста, которые наблюдались в российской экономике в 1996-1998гг.

Для того чтобы понять причины неожиданного роста теневой экономики при  переходе к рынку, нужно обратиться: во-первых, к анализу традиций теневой экономики в советской системе и, во-вторых, к особенностям рыночных реформ в России.

В советское время теневая экономика  охватывала такие виды хозяйственной  деятельности, которые осуществлялись вне прямого контроля и санкций  со стороны официальных органов управления: партийных комитетов разного уровня, включая ЦК КПСС и его исполнительные органы; администрации предприятий; советов разного ранга и их исполнительных комитетов; министерств и ведомств; правительств страны и союзных республик. К числу распространенных теневых видов деятельности относились: бартерные обмены; несанкционированное совместительство(дополнительная занятость); поставки продукции «неприкрепленным» потребителям; неплановое строительство; выпуск неучтенной продукции помимо плановых заданий; запуск в коммерческий оборот материальных ресурсов, сэкономленных сверх официальных норм расходования сырья и материалов; деятельность «фарцовщиков»; оказание за плату или «по блату» услуг, которые должны были оказываться бесплатно; взятки при поступлении в вуз и за принятие любых других решений; валютные операции и т.п.

Теневая экономика включала в себя три части: «легкую», то есть хозяйственную деятельность, не контролировавшуюся властями, но прямо не связанную с нарушением законов;  «среднюю», представляющую собой нарушение советских законов, но легитимную в странах с рыночной экономикой;  «тяжелую», связанную с прямым нарушением законов как советских, так и принятых в странах с рыночной экономикой.

В 70-е – начале 80-х годов теневая  деятельность в СССР стала элементом социально-экономической системы, превратившись в экономический институт советского общества. Исследования проводившиеся в начале 80-х годов, показали, что практически все директора предприятий и большая часть линейных руководителей регулярно осуществляли деятельность в рамках «легкой» и «средней» теневой экономики. В результате сформировалась экономика, параллельная официальной, без которой последняя в 70-80-е годы уже не могла работать нормально. Иными словами, в советской хозяйственной системе теневая экономика выполняла две важные функции.

Первая  функция – экономическая, состоящая  в компенсации недостатков работы официальной советской экономики. При централизованном плановом хозяйстве постоянно возникали «диспропорции» в соответствующих ресурсах и предприятия были вынуждены устанавливать неконтролируемые сверху горизонтальные связи, с помощью которых подобные диспропорции преодолевались. Такая система стихийных обменов и составляла основу теневой экономики в плановом хозяйстве.

Вторая  функция – социальная. Она заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, не создававших в рамках общественной собственности ни мотивации, ни условий для работы многих людей в СССР, стремившихся само реализоваться, владеть собственностью и получать адекватное вознаграждение за свой труд. Теневая же экономика предоставляла определенную отдушину для самой предприимчивой части советского общества и пусть в уродливой форме, но выполняла функцию обеспечения ее самореализации.

Так как теневая экономика бала сформирована экономическим институтом советского общества, она не могла в одночасье  исчезнуть даже при самых благоприятных  условиях. Однако, чтобы понять, почему ее масштабы не только не уменьшились, но и существенно возросли, надо остановиться на особенностях рыночных преобразований в России.

Главной причиной роста теневой  экономики в России, по мнению многих исследователей, была «незавершенная либерализация», то есть, из всего набора «экономических свобод» одни были введены, другие – нет, одно делать было можно, другое (например покупать и продавать землю) – нельзя. Еще одна причина в том, что в тех сферах, где свободу формально разрешили, отсутствовали ее гарантии и защита со стороны государства. Это вызвало у деловых людей России «комплекс гиперприватности» – боязнь привлечь к своей деятельности внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда никаких нарушений правил и законов не было. Люди перестали доверять власти, у них возникло стремление полностью исключить контакты с государством. Население и деловые люди России стремились вступать с чиновниками прежде всего в неформальные отношения, как с частными лицами, а с государством – иметь дело не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера явилась следствием определенных особенностей реализованной в России реформы. Выделим из них шесть важнейших.

Первая особенность – возникновение  делового тандема чиновника и  предпринимателя. Преобразования были проведены так, что способствовали значительному усилению неопределенности функций, прав, возможностей и ответственности государственных чиновников разного уровня, что поставило предпринимателей в зависимость от чиновников. Особенностью рыночных преобразований в России стало то, что чиновники используют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с ними связанные) как один из ресурсов для частного предпринимательства.

Вторая особенность – чрезмерно  большая роль государства в экономике. Это выражается во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений, что создает  особый сектор теневой экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему «дружественных» фирм имеют возможность разворовывать или «прокручивать» деньги из государственного бюджета на собственные нужды. Во-вторых, чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность путем создания государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частные фирмы обязаны решать какие-либо свои насущные проблемы. Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органами власти в пользу «дружественных» им компаний. Вмешательство государства в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм и тем самым стимулирует обратное влияние частных фирм на государственные органы. В российских условиях, когда нет цивилизованных законов, традиций и этики взаимоотношений бизнеса и государства, это неизбежно ведет к росту теневой экономики(подкуп чиновников, заказные убийства и т.д. и т.п.).

Третья особенность – сохранение прежних(характерных для советской системы) и создание новых форм монополизма. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую экономику. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого может составлять сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма –  деятельность бывших министерств и ведомств. Хотя формально такие кампании, как РАО «Газпром» или РАО «ЕЭС России» – негосударственные структуры (по крайней мере они не являются унитарными), они сохранили связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной информации, но они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это – «квазичастные» фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства. Такие компании контролируют целые сектора экономики России. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовывать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество, что дает им широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных ее видов относится уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.

Четвертая особенность – чрезвычайно  высокий уровень налоговых изъятий  и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающий уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении.

Пятая особенность – асоциальный  характер реформ в России. Реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Цены были  «отпущены» , введена свободная торговля и принят ряд других либеральных мер, но механизмы экономического отбора созданы не были. В результате во многих отраслях экономики долгие годы действуют неэффективно работающие предприятия с сотнями тысяч рабочих мест и зарплатой на уровне ниже прожиточного минимума. В то же время никаких легальных альтернативных вариантов экономической активности для работников, занятых на таких рабочих местах, нет. Люди вынуждены зарабатывать за счет неформальной деятельности, без какой-либо официальной регистрации.

Шестая особенность – не правовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей  в период реформ лишь в малой степени  регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительных органов не заинтересованы ни правящие группировки, ни криминальные группы. Кроме того, сами правоохранительные органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность и являются одними из важнейших ее субъектов в нынешней России. Другое проявление не правового характера реформ – принятие законодательных актов без учета интересов и запросов населения, опыта реальной жизни и потребности общества, а лишь отражающих интересы определенных влиятельных групп, имеющих возможность лоббирования и «продавливания» нужных им решений. Люди относятся к таким законам не как к нормам, которым нужно следовать, а как к запретам принимаемым «начальством» для своей пользы. Такие нормы люди без всяких угрызений совести обходят, когда им это выгодно, и экономическая деятельность уходит «в тень».

Итак, в результате проведенных  в России реформ были созданы все  условия для дальнейшего развития и процветания теневых форм экономики. Теневая экономика стала сопоставима по масштабам с легальной. Более того в теневой экономики формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования.  Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Многие специалисты стали уже вести речь о «теневом порядке» в российском обществе10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.    Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности государства.

 

2.1.  Экономическая безопасность государства и механизм государственного регулирования экономики.

 

 

Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики. Постепенно, развитие военных техники и технологии привело к практической невозможности ведение войны в больших масштабах. Основным оружием сейчас   становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентноспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним можно отнести и Россию, зависят от политики МВФ и МБРР - финансовых структур развитых стран.

Современное состояние экономики, и рост ее теневой составляющей, при котором государство недополучает в казну около 40-50% от доходной части бюджета, представляет собой огромную угрозу национальной безопасности и независимости России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения ставит под вопрос само существование государственности России. Всему этому виной - состояние экономики. Как его оценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса?

Правительством России проблема экономической  безопасности и борьбы с теневой экономикой долгое время игнорировалась (ей не придавалось должного значения). У нас были попытки создания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха.  Сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепции экономической безопасности. В начале 1995 года на заседании межведомственной комиссии Совета Безопасности были обсуждены и приняты основные положения государственной стратегии (позже они были утверждены Президентом). В апреле и июле 1996 года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященные проблемам теневой экономики и экономической безопасности. Плохо то, что ни в Концепции среднесрочной программы на 1997-2000гг., ни в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года ни слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет даже анализа причин такого положения и развития экономики.11

Как показывает мировой опыт, обеспечение  экономической безопасности - это  гарантия независимости страны, условие  стабильности и эффективной жизнедеятельности  общества, достижения успеха. Это объясняется  тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Информация о работе Теневая экономика и функции таможенных органов