Теневая экономика и функции таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Дипломная работа имеет целью осветить вопросы связанные, с развитием теневой экономики в современной России, ее влияния на экономическую безопасность страны, особенно в сфере внешнеэкономической деятельности, и в связи с этим о роли таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства и борьбе с теневой экономикой.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теневая экономика в современной России.

1.1. Сущность теневой экономики и основные формы ее проявления. ____ - 4
Механизм функционирования теневой экономики. ________________ - 9
Развитие теневой экономики в советском обществе и современной
России. ____________________________________________________ - 16

Глава 2. Таможенные органы и их деятельность по обеспечению
экономической безопасности государства.

Экономическая безопасность государства и механизм
государственного регулирования экономики. ____________________ -22
2.2. Фунции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства. _____________________________________ -40
Таможенные органы как органы государственного регулирования и контроля в сфере внешнеэкономической деятельности. ____________ -46
Правоохранительная деятельность таможенных органов. __________ -58
Внешнеэкономическая деятельность
Томской области и Западной Сибири. ___________________________ -72

Заключение. ______________________________________________________ -78
Список использованной литературы. _______________________________ -83

Файлы: 1 файл

“Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов”.doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

Мы видим, что  нетарифные меры регулирования внешнеэкономической  деятельности охватывают практически  весь спектр товаров, и в осуществлении  контроля задействованы все органы государственной власти отвечающие за безопасность государства и населения. Таможенные органы призваны исключить возможность пересечения таможенной границы РФ без соблюдения соответствующих мер нетарифного регулирования и без наличия разрешений соответствующих государственных органов.

Помимо мер  тарифного и нетарифного регулирования, особое место в системе государственного регулирования  внешнеэкономической  деятельности занимает валютное регулирование. Любое государство стоит на страже валюты и валютных ценностей. Понятие валютное регулирование означает способ государственного управления валютной сферой в экономике России, т.е. регламентацию государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. При этом государство исходит из необходимости:

  • повышения экономической эффективности страны;
  • обеспечения экономической безопасности;
  • необходимости формирования валютного резерва страны;
  • необходимости создания валютных фондов хозяйствующих субъектов.

Основным законом  в сфере валютного регулирования является Закон РФ от 09.10.92г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В нем определены основные понятия, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Таможенные  органы в пределах своей компетенции  осуществляют валютный контроль по двум направлениям:

  1. контроль за перемещением через таможенную границу РФ валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ;
  2. контроль за валютными операциями связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

В соответствии со ст.198ТК Государственный таможенный комитет РФ является органом валютного контроля, а иные таможенные органы РФ являются агентами валютного контроля, подотчетными ГТК РФ.

С получением таможенными  органами статуса органов валютного  контроля и определением их компетенции  впервые в Российской Федерации  была создана система таможенно-банковского  валютного контроля. Эта система, для оперативного решения задач валютного регулирования, предусматривает обмен всей информацией, касающейся внешнеторговых операций, между таможенными органами, Центробанком РФ и уполномоченными банками. Для обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в Российской Федерации расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, должны осуществляться только через счета резидентов в уполномоченных банках, если иное не разрешено Центральным банком РФ. При этом таможенное оформление внешнеэкономической сделки может быть произведено только при наличии: паспортов экспортной или импортной сделки, выданных уполномоченным банком, в случае необходимости разрешения Центрального банка и соблюдения других мер валютного контроля.

Введение любой  системы государственного регулирования и контроля предполагает для обеспечения эффективности ее действия наличие, по крайней мере, двух моментов: во-первых, установление четких законодательных норм и правил регламентирующих средства и меры государственного регулирования и контроля (тарифные и нетарифные меры, система налогообложения, валютного контроля и т.п.); во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил.

О функциях таможенных органов и средствах используемых ими при регулировании внешнеэкономической деятельности мы кратко рассказали в предшествующих разделах. Теперь несколько слов хотелось бы сказать о механизме таможенного контроля.

Таможенный  контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

В соответствии со ст.180ТК таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств); личного досмотра; учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находится товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляться деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; в других формах, предусмотренных таможенным кодексом и иными актами законодательства, либо не противоречащих законодательным актам Российской Федерации.

В целях обеспечения  соблюдения законодательства РФ таможенные органы вправе проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений, организаций и других лиц занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Таможенные  органы вправе привлекать специалистов и экспертов других правоохранительных и контролирующих органов, предприятий  и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ. Таможенные органы вправе принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию без разрешения таможенных органов. При ввозе товаров таможенный контроль начинается с момента пересечения таможенной границы РФ и завершается в момент выпуска товаров для обращения на территории РФ. При вывозе товаров таможенный контроль начинается с момента подачи декларации и заканчивается в момент пересечения таможенной границы РФ, если иное не оговорено законодательством.

Вне зависимости  от выпуска товаров таможенный контроль за ними может проводиться в любое время, если есть основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора РФ, контроль за исполнением которого возложен не таможенные органы.

В случае выявления  в процессе таможенного контроля нарушений законодательства РФ в отношении лиц допустивших подобные нарушения наступает ответственность в соответствии с Уголовным, Таможенным или Административным кодексами РФ. Следующий раздел данной работы как раз будет посвящен правоохранительной деятельности таможенных органов и основным видам нарушений законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правоохранительная деятельность таможенных органов.

 

 

 

Наряду с  таможенно-тарифным регулированием, таможенными платежами, фискальной деятельностью - значительное место  в  деятельности  таможенных  органов занимает правоохранительная функция. Правоохранительный статус Государственного таможенного комитета  закреплен таможенным кодексом Российской Федерации, указами Президента РФ от 18 сентября 1993 года № 1390 " О  дополнительных мерах  по укреплению правопорядка в Российской Федерации " и от 22 декабря 1993 года № 2253 "Об отнесении таможенных органов  Российской Федерации к государственным военизированным организациям". С вводом в действие в августе 1995 года федерального Закона "Об  оперативно-розыскной деятельности" таможенные органы стали одним из субъектов этого вида деятельности,  чем была устранена  существовавшая  до этого момента юридическая коллизия.

        Создание в системе ГТК и  укрепление в течении прошедшего  периода специальных подразделений   правоохранительного профиля позволило  активизировать борьбу с контрабандой,  экономическими преступлениями, коммерческими  правонарушениями.

Структура правоохранительных подразделений Государственного Таможенного Комитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:

         1. На уровне Государственного  Таможенного Комитета России - Управление  по борьбе с контрабандой и  нарушением таможенных правил, которое включает в себя:

- отдел организации  дознания;

- отдел таможенных  расследований;

- отдел расследования  уклонений от таможенных платежей;

- отдел по борьбе  с особо опасными видами контрабанды;

- отдел по борьбе  с контрабандой наркотиков;

- отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран;

- информационно-аналитический  отдел;

- отряд быстрого реагирования.

         2. На уровне Региональных Таможенных  Управлений созданы:

- Отдел таможенных  расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе с таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе  с контрабандой наркотиков;

3. На уровне таможен  созданы:

- Отдел таможенных  расследований;

- Отдел дознания;

- Отдел по борьбе  с таможенными правонарушениями;

- Отдел по борьбе  с контрабандой наркотиков.

Особое положение  в структуре таможенных органов  занимают отделы собственной безопасности, которые имеют только вертикальное подчинение. 

Все указанные  структурные подразделения имеют  горизонтально-вертикальное подчинение.

Таможенные органы стали субъектом  оперативно-розыскной  деятельности. Раньше этой работой не занимались потому что не было подготовлено кадров,  отсутствовал опыт,  во многом начинали с нуля,  и по сей день в таможенной системе не хватает опытных розыскников и агентурных разработчиков.

Являясь правоохранительными, таможенные органы тесно взаимодействуют  с  другими органами в борьбе с  правонарушениями в сфере внешнеэкономической  деятельности,  пресечении незаконного  ввоза  и  вывоза  с территории Российской Федерации оружия,  наркотиков, валюты и культурных ценностей.

Таможенным органам  право на производство дознания по делам о контрабанде впервые было предоставлено в 1991 г. В 1993 г. это право было подтверждено при принятии Таможенного кодекса Российской Федерации, но с существенным расширением компетенции.

    На сегодняшний  день таможенные органы правомочны  вести дознание по пяти составам  преступлений, предусмотренных   Уголовным кодексом РФ:

  • статья 188 «Контрабанда»;
  • статья 189 «Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»;
  • статья 190 «Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран»;
  • статья 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте»;
  • статья 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей». 

   Дознание в  уголовном процессе выступает  как форма предварительного расследования уголовных дел. По тяжким преступлениям оно нередко предшествует предварительному следствию и выполняет роль важного уголовно-процессуального инструмента, обеспечивающего предупреждение и пресечение преступлений, сбор доказательств по делу.

Таможенные органы как органы дознания, возбудив уголовное дело в пределах своей компетенции, имеют право (и обязаны) по "горячим" следам преступления провести неотложные следственные действия, к которым согласно ÷.1 ст. 119 УПК РСФСР относятся: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос свидетелей и потерпевших.

Принятый Таможенный кодекс РФ, используя фундаментальные  положения административного права и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование вопросов о субъектах ответственности (введена ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и многие другие положения.

В ст.230 ТК РФ впервые дается развернутое определение понятия «нарушение таможенных правил».

Согласно названной  статье, нарушением таможенных правил признается противоправное действие, либо бездействие лица, посягающего на установленный ТК РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность.

Приведенная формулировка перечисляет в общем виде законодательные акты, определяющие правовые основы таможенного дела, а также объекты противоправных посягательств.

Из данного сложного понятия следует, что нарушениями  таможенных правил признаются:

1) действие или бездействие лица, посягающего на таможенный контроль, установленный Кодексом, Законом РФ "О таможенном тарифе", другими законодательными актами и международными договорами;

2) действие или бездействие лица, посягающего на порядок перемещения (включая применение таможенных режимов) через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;

Информация о работе Теневая экономика и функции таможенных органов