Теневая экономика России Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.
Теневая экономика — это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ СОСТАВ…………….…4
1.1 Сущность и содержание понятия «теневая экономика»………………..….4
1.2. История формирования теневой экономики России……………………….6
1.3. Происхождение теневой экономики………………………………………...8
1.4. Факторы и структура теневой экономики…………………………………..9
1.5. Социальные функции теневых экономических отношений……………...12
2. АНАЛИЗ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ……………………………………………………………………….…15
2.1. Способы измерения теневой экономики………………………………..…15
2.2. Масштабы теневого сектора в РФ……………………………………...….18
3. ПУТИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА «ТЕНЕВОЙ» ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИКУ РФ……………………………………………………………….24
3.1 Законодательные методы борьбы с теневой экономикой……………...…24
3.2 Возможные подходы к решению проблем теневой экономики…………..27
3.3 Основные причины ухода предприятий в теневую экономику………..…29
3.4 Негативные последствия для социально-экономического развития РФ...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…36

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

• упразднение НДС  на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального  налога;

• перенос центра тяжести  налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные  платежи;

• введение в практику так называемых «доходных индульгенций» - юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Имело бы смысл уточнить, что на инвестиционные цели средства граждан могут поступать без представления доходных деклараций, но с обложением специальным 25%-м налогом. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы;

• создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополнительными гарантиями сохранности и конфиденциальности операций. Как отметил В. В. Путин на пресс-конференции 20 июня 2003 г.: «Чтобы капитал не "утекал", нужно создать условия для его применения»;

• наконец, не обойтись и  без налаживания общественного  контроля за деятельностью хозяйствующих  субъектов в границах правового  поля, например, путем открытия доступа  к данным о правонарушениях в  сфере экономики.

Также как основные направления  противоборства с теневой экономикой можно рассматривать следующие  меры, направленные на изменение ментальных стереотипов:

- формирование позитивного  образа легальной хозяйственной  деятельности - представлений о бизнесе как сфере честной конкуренции и социальной ответственности, а не соревнований в обмане;

- формирование негативного  образа теневой экономики - осуждающего  отношения к тем видам хозяйственной  деятельности, которые связаны с  нарушением закона;

- формирование представлений о дозволенности и моральности инициативной помощи рядовых граждан правоохранительным органам в пресечении теневой экономической деятельности.

Важность этих мер  доказывается от противного - демонстрацией  того, что в современном российском обществе преобладают противоположные тенденции, что и создает ощущение «неискоренимости» теневых отношений.

 
 
 

3.3 Основные причины ухода предприятий в теневую экономику

Теневая экономическая  деятельность в сфере малого бизнеса  разнородна и подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной стороны, бороться с “чистым криминалом“ - функция правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда мер по “легализации“ части теневого бизнеса, что позволит в определенной степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства. 

Основными причинами  ухода малых предприятий в “теневую экономику“ являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов, административный характер арендных отношений, административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам “теневая” экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг. 

Субъекты малого предпринимательства, участвующие в “теневой” экономике, могут быть разделены на три группы: 

1 группа - сугубо криминальные  малые предприятия, изначально  создаваемые с преступными целями, мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность. Они формируют своеобразный каркас “теневой” экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием. 

2 группа - теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся  в тени, поскольку выход в легальную  экономику обернется для них  существенной потерей доходов  либо закрытием своего дела. Они  во многом дополняют каркас, созданный  группой 1, однако в перспективе это возможная основа среднего класса. 

3 группа - предприниматели  без образования юридического  лица и наемные работники - своего рода “солдаты“ “теневой”  экономики. Значительную часть  этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая  деятельность является вынужденной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Негативные последствия для социально-экономического развития РФ

Уменьшение доходной базы бюджетов всех уровней. Экономика уходит в тень, чтобы уйти от налогов. В результате нет поступления в бюджет . А нет доходов – нет и расходов. Власть становиться банкротом.

Рост преступности, коррумпированности. Теневики теперь платят не государству, а «браткам»,- меньше, конечно, но платят. Это и порождает рост преступности. Такая экономика нужна организованным преступным группировкам.

Теневое производство в  пределах государственного сектора  – самое выгодное производство для  производителя, ибо оно основано на частном использовании государственной  собственности и присвоении производимых в ее рамках продуктов труда. «Теневик» , как правило, не вкладывает собственных  - за исключением взяток – средств в развитие производства, ему выгоднее за взятку получить государственные вложения. Он использует сырье и материалы, сэкономленные в процессе производства. При этом получает прибыль, из нее оплачивает труд рабочих, дает взятки вышестоящим. Коль скоро теневая экономика существует в сфере базисных отношений, она создает и свои теневые надстроечные структуры, этику, неофициальное право, внешнюю и внутреннюю службы безопасности, свою идеологию прикрытия, даже свои профессии.

Можно называть еще, очень много отрицательных последствий, существования теневой экономики, я перечислила основные.

Парадокс современной  общественно – политической борьбы состоит в том, что нередко  люди, искренне выступающие против эксплуатации населения страны дельцам теневой экономики, своими догматическими позициями сохранению государственной системы и  объективно оберегают ее «сиамского близнеца» - теневую экономику.

 
 
Рис.1 Структура ущерба, наносимого теневой экономикой социально-экономической ситуации, %  2012 год.

 

Рис2.Структура ущерба, наносимого теневой экономикой бюджетной сфере %

Обычно оценки этого  явления крайне негативные. Но если говорить честно, то есть и свои «плюсы».Главное  – это обеспечение рынок теми товарами, которые легальная экономика  дать не может. Таким образом, функционирование теневой экономики способствует удовлетворению покупательского спроса.         Функционирование теневой экономики способствует смягчению напряжения на рынке труда, - какая-то часть населения все – таки работу получают.

Можно при желании  найти и другие положительные  моменты в функционировании теневой  экономики. Однако очевидно, что все  они не идут ни в какое сравнение  с теми разрушительными последствиями, которые влечет за собой теневой  бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических  агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и  неуплату налогов экономически невыгодными  и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая: 

  • Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот;
  • Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;
  • Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;
  • Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет. 

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных  и фондовых операций при обеспечении  их эффективности и надежности. Государство  получит прирост бюджетных доходов  и расходов. Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами, прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения, оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

В настоящее время  легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику  — едва ли не единственный  источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя “в тень“, и теперь обязано предоставить возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.

Введение в научный  оборот понятия «теневая» экономика, масштабы развития неформальных отношений во многих странах, особенно в России, осознание необходимости исследования данной сферы экономики и социальной жизни людей, выработанные методы и материалы проведенных исследований дают основание полагать, что формируется новая междисциплинарная область научного знания. Ее изучение необходимо для понимания современного мира и особенно той ситуации, которая в настоящее время сложилась в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сатаров Г. А. 2008. Установка респондентов и коррупция. Общественные науки и современность.

2. Панеях Э. 2008. Правила игры для русского предпринимателя / предисл. Е.Ясина. М.: Колибри.

3. БарсуковаС. 2009. Неформальная экономика: Курс лекций. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ.

4. Латов Ю.В. Экономика вне закона: очерки по теории и истории теневой экономики. 2008.

5. Латов Ю.В. Экономика развития - для развивающейся России Вопросы экономики. 2009.

6. Сенчагова В.К. Экономическая безопасность России. 2008

7. www.president.kremlin.ru

 




Информация о работе Теневая экономика России Федерации