Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Целью этой курсовой работы является изучение теневой экономики, которая является трудноизмеряемым феноменом из-за отсутствия достоверной информации, которая чаще всего является конфиденциальной.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1) определить структуру теневой экономики;
2) выявить причины ее появления;
3) оценить ее экономические и социальные последствия;
4) охарактеризовать возможные пути сокращения теневой экономики;
5) определить особенности данного явления в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…4
1 Сущность теневой экономики…………………………………………………….5
1.1 Понятие теневой экономики……………………………………………………5
1.2 Структура теневой экономики…………………………………………………6
1.3 Методы измерения теневой экономики……………………………..……..….9
2 Роль и последствия теневой экономики в обществе……………………….….14
2.1 Причины возникновения и механизмы функционирования теневой экономики……………………………….......14
2.2 Положительные и отрицательные моменты в функционировании теневой экономики…………………………...17
2.3 Методы борьбы с теневой экономикой…………………………………….…19
3 Теневая экономика в Республике Беларусь…………………………………….22
3.1 Особенности теневой экономики в Республике Беларусь…………………...22
3.2 Основные направления сокращения теневой экономики в Республике Беларусь…………………….………………………….23
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников………………………………..…………….27

Файлы: 1 файл

Готовый курсач.docx

— 76.95 Кб (Скачать файл)

Во-первых, новое государство в условиях рыночной экономики мало заботилось об эффективном контроле над легальным частным сектором, в результате чего стоимость наказания за обход закона стала намного меньше от выгоды его нарушения. Часть старого теневого сектора была легализована (государственное стало частным), возможность использовать слабости государства для ухода от налогов стала еще больше. С этой проблемой сталкиваются и развитые рыночные экономики. Например, в США широко развиты уклонение от уплаты налогов, наем на работу нелегальных эмигрантов, которым платят по низким ставкам и за которых можно (вопреки закону) не отчислять средства на социальное страхование [12, c.202].

Во-вторых, значительно расширилась сфера коррупции, т.е. возможность сокращать наказание за обман выплатой штрафа в виде взятки государственным чиновникам [12, с.203]. Фирмам, идущим на обман, всегда выгоднее уплатить взятку, которая меньше величины штрафа.

В-третьих, при легализации значительного числа частных предприятий сохранилось и даже выросло число предприятий, которые, так или иначе, входят в сферу организованной преступности [12,c. 204]. Теневой сектор вынужден уплачивать взятки не  только государству, но так же и организованным бандам вымогателей, которые нередко берут на себя «защиту» фирмы от других конкурирующих вымогателей и благодаря собственным связям с государством предохраняют от разоблачений в обмане. Некоторые фирмы считают для себя выгодным платить «мафии», а не государству, т.к. это обходится дешевле.

Среди основных причин появления и развития теневой экономики можно выделить также экономическую свободу, коррумпированность, высокий уровень налогообложения, высокие административные барьеры.

Стремление уйти от оплаты налогов часто вызвано  их чрезмерной величиной, произволом при  их начислении и неопределенностью  нормативной базы.

Экономическая свобода, теневая экономика и  коррупция теснейшим образом  переплетены. Чем больше этой свободы, тем меньше сектор теневой экономики. Если в стране относительно невысокий уровень налогообложения, нет или сведены к минимуму административные барьеры, работника легко и недорого нанять, платить ему зарплату или уволить, а фирму — создать или закрыть, то мотивация предпринимателей по уводу своей деятельности в тень сведена к минимуму. И наоборот, когда эти и другие факторы имеются в наличии, то экономика будет стремиться к росту неформального сектора [4].

Что же касается механизмов действия, то очевидно, что  они довольно разнообразны. Модно  выделить два основных механизма: основной и вспомогательный. Кроме самостоятельной организации подпольного производства, часто для теневого бизнеса используется государство. Тут можно выделить следующие схемы использования ресурсов государства.

При большом  предприятии создается общество с ограниченной ответственностью, в  состав которого входят руководители этого предприятия. Закупки ресурсов осуществляются при посреднической деятельности созданного общества, однако по завышенным ценам, чем при прямых поставках, в результате чего руководители получают прибыль. Или же излишки  ресурсов продаются «на сторону», что тоже приносит прибыль руководителям. Также практикуется такой способ, как создание при предприятии  какого-нибудь НИИ, деньги, на разработки которого выделяет государство. Деньги перечисляются на депозитный счет в коммерческом банке. По истечении срока депозитная сумма переводится на счет соответствующей компании.

Вторичными механизмами  теневой экономики являются оффшорные  зоны, отмывание «грязных» денег. Оффшорная зона (оффшор) – это экономическая территория, на  которой компании  наделяются существенными льготами в области налогообложения или же нулевым налогообложением [3]. Предприятиям выгодно открывать счета в банках таких регионов и не нести убытки в виде уплаты налогов. Тем более, чаще всего в таких странах государство не вмешивается в дела банков и поэтому никто не выясняет, откуда появились деньги (за  что, в принципе, и ценится).

Схемы с отмыванием «грязных» денег не блещут особой изобретательностью. Однако общей целью  этой деятельности является желание  скрыть источник дохода и создать  впечатление, что доход был получен  в результате легальной деятельности.  Для этого деньги вывозятся за рубеж, где создаются фиктивные  фирмы, которые начинают свою деятельность, используя «грязные» деньги.  За границей эти деньги перемещаются с одного счета на другой и постепенно получают легальную окраску. Есть несколько  методов вывоза денег. Можно создать  фирму за границей, потом открыть  филиал в своей стране, и начать переводить суммы денег якобы  на заключение контрактов и различные  расходы. После чего фирма растворяется. Фирма-организатор не имеет никаких  претензий и поэтому никакого шума не возникает. Налоговые же органы замечают несоответствие только месяца через три, когда наступает время  отчетности. Они могут начать проверять  движения денег по счету, который  чаще всего к этому времени  уже пуст. Фирму ставят на проверку. Однако к тому времени как эта  проверка начнется (примерно через 6 месяцев), документы отсутствуют, организаторов  найти нельзя, а фирма прекратила свою деятельность. Еще один способ вывоза – это фиктивные услуги или трансферты. Тут схемы довольно просты. Деньги просто сдаются в обменный пункт и снимаются уже в другой стране. Либо деньги сдаются в обменный пункт, откуда якобы идут на импортные контракты в другой стране. Так или иначе, но деньги выведены за рубеж, где начинают свой путь к очищению и надо сказать весьма успешный. По некоторым данным относительно России, на счетах оффшорных компании находится сумма равная внешнему долгу России.

Итак, причины  возникновения теневой экономики  довольно разнообразны и существенны. Механизмы функционирования, однако, не могут быть определены все до конца, так как не все они разоблачены. Теневая экономика будет существовать до тех пор, пока она выгодна. А  с развитием сегодняшних технологий она станет еще доступнее. Уже  сейчас та же самая организация оффшорной  зоны занимает две недели и при этом и организатор, и заказчик могут находиться в совершенно разных частях земного шара. С развитием все тех же технологий и уход от ответственности стал намного проще.

 

2.2 Положительные и отрицательные моменты в функционировании теневой экономики

Действие  диалектического метода еще никто  не отменял, поэтому постараемся  охарактеризовать всевозможные последствия, вызванные теневой экономикой. Ведь, как это ни странно, даже такое  негативное явление имеет и «плюсы» и «минусы».

Что касается негативных последствий теневой экономической деятельности, то они проявляются в различных социально-экономических деформациях:

  1. Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформации ее структуры.
  2. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформации его структуры.
  3. Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования, вследствие невозможности контроля над исполнением макроэкономических решений и наличия «темной материи» в экономике, делающей невозможной точную оценку масштабов экономической деятельности в государстве.
  4. Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.
  5. Деформация структуры экономики. Криминальная экономическая деятельность является не только следствием деформации экономической структуры, но и ее фактором.
  6. Влияние криминальной экономики на экономический рост и развитие не является однозначно деструктивным. Так, сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Это происходит в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов. Поскольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую деятельность (путем использования доходов от нелегальной экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, созданных легально), то ВВП увеличивается.
  7. Влияние на инвестиционный процесс – один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие. Оно может быть различным в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий. Высокий уровень теневой экономики уменьшает международное доверие к стране со стороны потенциальных инвесторов.
  8. Деформация структуры потребления является закономерным следствием теневых форм перераспределения доходов и собственности и расширения рынков нелегальных товаров и услуг. Имеет место перераспределение ВВП в пользу паразитического потребления. Результатом теневой экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества. Важной тенденцией в изменении структуры потребления является увеличение объема товаров и услуг, направленных на удовлетворение и эксплуатацию деструктивных потребностей и влечений. К таковым можно отнести наркорынок, эксплуатацию проституции, нелегальный игорный бизнес и др.
  9. Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма.
  10. Влияние на условия воспроизводства рабочей силы. Последствия теневой работы негативны для работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования. Ряд исследователей рассматривают нелегальную экономику как особый метод получения сверхприбылей в условиях кризиса.
  11. Влияние на эффективность производства и разделение труда.
  12. Влияние на систему международных экономических отношений. Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм.
  13. Влияние на политическую систему страны. Данное влияние осуществляется на федеральном уровне в основном через лоббирование интересов субъектов теневой экономики в представительных органах власти, на региональном уровне теневая экономика зачастую представлена во всех властных институтах и неотделима от действующего руководства административного субъекта.
  14. Влияние на эффективность работы государства. В основном негативное влияние теневой экономики на эффективность работы государства проявляется в усилении коррумпированности всех функциональных подсистем государственного аппарата [1, с.33-35].

Как ни странно, но наряду со всеми  отрицательными последствиями, существует также ряд положительных моментов в функционировании теневой экономики:

  1. Теневая экономика возникала в ответ на недостатки существующей, либо в период смены экономических моделей. Все это могло занять довольно долгий период. Поэтому предприниматели обходили закон для получения выгоды.
  2. Теневая экономика способствует экономическому росту, проявлению инициативы и конкуренции. В теневой сфере производится продукция того же уровень качества, но она произведена с меньшими издержками.
  3. Сокращает численность безработных в стране.
  4. Увеличивает дополнительные доходы участников теневой деятельности.
  5. Низкое налоговое бремя реальной экономики способствует быстрому росту предприятий.
  6. В некоторой степени повышает благосостояние потребителей. Сегодня редко можно найти человека, приобретающего лицензионный диск. Гораздо легче купить «пиратскую» версию и сэкономить.
  7. Теневая практика может стать механизмом защиты внутреннего рынка в борьбе с импортом [7].

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что роль теневой экономики весьма неоднозначна. С одной стороны  уход от налогообложения повышает конкурентоспособность  предприятий, приносит дополнительные доходы участникам теневых действий, снижает уровень безработицы. С  другой же стороны, теневая экономика  наносит существенный ущерб государственному бюджету, что влечет за собой последствия  в виде снижения эффективности социальной и макроэкономической политики, ухудшения  инвестиционного климата, деформации структуры экономики, а также  наносит ущерб национальным интересам  государства и его экономической  безопасности. Поэтому сегодня большинство  исследователей считают теневую  экономику негативным явлением.

 

2.3 Методы  борьбы с теневой экономикой

Видя, какое негативное влияние оказывает теневая экономика  на реальный сектор, возникает острая необходимость борьбы с этим явлением. Однако искоренить полностью теневую  экономику нельзя, так как в  основе причин возникновения лежат  не только объективные причины, но и  часто просто человеческий фактор. Поэтому полностью избавится  от этого пагубного явления невозможно, можно только сократить, ограничить его.

Можно выделить несколько основных направлений государственного воздействия на теневую экономику:

  1. Государственная стратегия социально-экономического развития страны определяет основные параметры национальной хозяйственной модели. Эта модель является системой, в рамках которой будет функционировать теневая экономика. Специфика той или иной национальной хозяйственной модели накладывает существенный отпечаток на масштабы и формы теневой экономики. Важными элементами государственной стратегии социально-экономического развития являются:
    • минимизация теневой экономики – одна из стратегических целей;
    • формирование основных макроэкономических параметров национальной экономики на основе добросовестной конкуренции;
    • эффективное антимонопольное регулирование;
    • фиксация предельно допустимых масштабов теневой экономики.
  1. Хозяйственное законодательство очерчивает поле легитимной предпринимательской деятельности. Оно создает определенные стимулы для определенной хозяйственной практики и подразумевает санкции за нарушение существующих норм. Важными элементами хозяйственного законодательства являются:
    • приемлемый уровень налогов и таможенных пошлин;
    • прозрачность финансовой деятельности хозяйствующих субъектов;
    • упрощенные формы регистрации и отчетности;
    • ответственность банков перед вкладчиками.
  1. Социальная политика направлена на повышение жизненного уровня граждан и поддержку малоимущих слоев,  что позволяет сузить питательную среду для теневой экономики. Важными элементами социальной политики являются:
    • формирование социального государства;
    • установление достойного прожиточного минимума;
    • недоп<span class="No_0020Spacing__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size:

Информация о работе Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней