Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Теневая экономика выступала и выступает объектом изучения многих зарубежных и отечественных авторов. Если еще в ХVIII – ХIХ вв. экономическая теория игнорировала теневые стороны экономической жизни, считая их маловажными, то в ХХ в. под влиянием институционализма – течения в экономической мысли, представители которого обращали особое внимание на социальные аспекты реальной экономики, – изучение теневой экономики получило широкое распространение.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Структура, причины и последствия теневой экономики……………………6
1.1 Понятие и классификация теневой экономики…………………………..6
1.2 Причины развития теневой экономики……………………………….....10
1.3 Последствия развития теневой эконимики…………………………...…12
2. Измерение теневой экономики…………………………………………….…14
2.1 Микрометоды измерения теневой экономики…………………………..15
2.2 Макрометоды измерения теневой экономики…………………………..18
3. Особенности развития теневой экономики в Республике Беларусь………21
4. Методы борьбы с теневой экономикой……………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

редактирование курсовой ФИНАЛ.docx

— 588.25 Кб (Скачать файл)

Предполагается  уменьшить размер штрафов по всем административным правонарушениям  в два раза при наличии смягчающих обстоятельств, а также ввести такой  вид административной ответственности, как предупреждение по формальным нарушениям, не влекущим сокрытие налогов или  причинение иного материального  вреда.

Что касается либерализации в части проверок, то, как подчеркивается в проекте, "проверки не должны нарушать деятельность проверяемых хозяйствующих субъектов".

 

"Любая  приостановка деятельности может  осуществляться только в определенных  законодательными актами случаях  специально уполномоченным контрольным  органом или судом исключительно  в целях обеспечения национальной  безопасности, охраны жизни и  здоровья граждан, а продлеваться  исключительно по решению суда", — говорится в проекте директивы. 

Также проектом предусматривается, что плановые проверки добросовестных предпринимателей должны проводиться не чаще одного раза в пять лет.[26]

В формировании теневого сектора  в национальной экономической системе в четвёртом периоде нужно отметить одну отличительную черту. Она заключается в расширении социальной базы теневой экономики. Если раньше здесь преобладали представители государственного аппарата и уголовной среды, то в настоящее время теневым бизнесом занимаются и представители интеллигенции, молодежь и прочие лица.

Подводя итоги, следует сказать о специфичности развития теневой экономики в РБ, которая в первую очередь обусловлена поэтапностью и присущими каждому этапу особенностями как государственного регулирования, так и социально-экономической ситуации, задающими основные тенденции в формировании ”неофициальной” экономики.

 

4 Методы борьбы с теневой экономикой

 

Решение проблемы разработки эффективного механизма  регулирования теневой экономики  видится в использовании четкой трехступенчатой схемы [13,с.98-103]:

1) оценка показателей теневой экономики, определение и прогнозирование ее тенденций;

2) выявление  группы факторов, стимулирующих  теневую деятельность на анализируемом  временном отрезке; 

3) разработка комплекса мероприятий, ослабляющих действие выделенных групп факторов.

В настоящее  время в области долговременного  регулирования теневой экономики  представляется целесообразным поиск  оптимального сочетания репрессивного  и либерального подходов. Возможными направлениями регулирования могут  служить:

    • совершенствование системы налогообложения;
    • совершенствование системы оплаты труда;
    • разработка эффективного механизма стимулирования малого бизнеса, основанного на льготном налогообложении и упрощение процедуры создания МП;
    • проведение политики стабилизации экономического положения путем развития сферы материального производства и реструктуризации экономики за счет привлечения как государственных и иностранных инвестиций, так и отечественных теневых капиталов;
    • амнистия незаконного вывоза капитала;
    • усиление контроля за вероятными каналами оттока капитала за границу (международная банковская деятельность, внешняя торговля);
    • создание единого информационно-аналитического центра по проведению мониторинга теневой экономики. [20, с.188-189]

В республике статистической наукой накоплен значительный потенциал методологических, методических, информационно-аналитических материалов в сфере оценки ненаблюдаемой  экономики. Он может быть использован  в процессе разработки механизма  прогнозирования и регулирования  теневого сектора.

Дальнейшие  статистические исследования предполагают:

а) проведение регулярной комплексной оценки теневой  экономики на макро- и мезоуровнях  и определение ее влияния на социально-экономические  показатели;

б) более  широкое применение метола товарных потоков, информации платежного баланса;

в) расширение практики специальных выборочных мини-обследований домашних хозяйств и малых предприятий;

г) разработку подходов к оценке региональной теневой экономики. [8,с.33-39]

Реализация  предлагаемых направлений исследовательской  работы позволит получать более обоснованные, достоверные и более полные оценки размеров теневой экономики, а затем  на их основе разрабатывать и корректировать комплексы конкретных мер по долгосрочному  и краткосрочному регулированию  ненаблюдаемой деятельности.

Приведенная в курсовой работе информация представляет собой обзор масштабов  теневой экономики. Эти данные позволяют понять, насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

В отношении  теневой экономики нужны два  вида действий. С одной стороны, предстоит  с ней “бороться”, а это функция  правоохранительных органов, которую  они должны выполнить как можно  лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством  легализации, причем так, чтобы это  пошло на пользу отечественному производству. И чтобы теневая экономика  не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия  для функционирования отечественных  производителей.

Рассчитывать  на позитивные сдвиги можно лишь при  условии устранения причин, порождающих  теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования  налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры  расчетов и других косвенных мер  наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

 

 

 

Заключение

Проведенное  исследование  позволяет сформулировать  следующие выводы и предложения.

Теневая экономика представляет собой совокупность отношений между отдельными индивидами, группами индивидов, индивидами и институционными  единицами по поводу производства, распределения, перераспределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, результаты которых по тем  или иным причинам не учитываются  официальной статистикой и не включаются в валовой внутренний продукт. Теневая экономика охватывает как ненаблюдаемое производство товаров и услуг (незаконная, скрытое производство, неофициальная деятельность), так и незаконное перераспределение доходов и активов.[21,с.77-78]

Развитие теневой экономики  является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют  их нарушения, особенно если это выгодно. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются  во многом именно недостатками государственного регулирования — бюрократизацией  управления, слишком высокими налогами и т. д.

Универсальными  причинами теневой экономики  являются:

1. Естественные (антропологические), связанные с двойственной природой человека, которому свойственно стремление получить больше, затратив при этом меньше усилий.

2. Общеэкономические: форсированная либерализация режима внешнеэкономической деятельности; высокие трансакционные издержки соблюдения правовых норм; различие структуры внутренних и мировых цен на сырьё и энергоносители, потребительские товары, что является одной из причин чрезвычайной доходности внешнеэкономических операций; ограниченные возможности государственного контроля и его недостаточная эффективность, безнаказанность за причинённый теневой экономикой ущерб национальным интересам; расширяющееся использование внешнеэкономических каналов России преступным бизнесом.

3. Финансово-кредитные и денежные: диспропорции в развитии финансово-кредитной системы; неэффективность таможенно-тарифной и налоговой политики, носящих преимущественно фискальный характер; предоставление индивидуальных налоговых и таможенных льгот.

4. Социальные, обусловленные снижением жизненного уровня и усилением социальной дифференциации различных групп населения.

5. Правовые, связанные с несовершенством таможенного, налогового и валютного законодательства. Экономический процесс объективно обгоняет развитие правовой основы внешнеэкономической деятельности.

6. Политические, вызванные противоречиями в политической системе государства, неспособностью государства эффективно воздействовать на теневую экономику. [16,с.102-106]:

 

В развитии теневой экономики Беларуси целесообразно выделить четыре этапа (Приложение Б): [18,С.200-290]

- 1960 - 1990 гг. Административно-командная теневая экономика;

- 1991 - 1995 гг Теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям;

  • 1996 - 2002 гг. Теневая экономика смешанного типа.
  • 2002 - …….гг. Этап становления и стабилизации.

Решение проблемы разработки эффективного механизма  регулирования теневой экономики  Республики Беларусь видится в использовании четкой трехступенчатой схемы: [13,с.98-103]:

1) оценка показателей теневой экономики, определение и прогнозирование ее тенденций;

2) выявление  группы факторов, стимулирующих  теневую деятельность на анализируемом  временном отрезке; 

3) разработка комплекса мероприятий, ослабляющих действие выделенных групп факторов.

В настоящее  время в области долговременного  регулирования теневой экономики  представляется целесообразным поиск  оптимального сочетания репрессивного  и либерального подходов. Возможными направлениями регулирования могут  служить:

1) совершенствование системы налогообложения;

2) совершенствование системы оплаты труда;

3) разработка эффективного механизма стимулирования малого бизнеса, основанного на льготном налогообложении и упрощение процедуры создания малого предпринимательства;

4) проведение политики стабилизации экономического положения путем развития сферы материального производства и реструктуризации экономики за счет привлечения как государственных и иностранных инвестиций, так и отечественных теневых капиталов;

5) амнистия незаконного вывоза капитала;

6) усиление контроля за вероятными каналами оттока капитала за границу (международная банковская деятельность, внешняя торговля);

7) создание единого информационно-аналитического центра по проведению мониторинга теневой экономики. [20, с.188-189]

Рассчитывать  на позитивные сдвиги можно лишь при  условии устранения причин, порождающих  теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования  налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры  расчетов и других косвенных мер  наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

 

 

 

Список  использованных источников

 

 

1.Башлакова: Теневая экономика в Беларуси составляет 22% [электронный ресурс] – Режим доступа: http://ekonomika.by/ekonomika-rb/bashlakova-tenevaya-ekonomika-v-belarusi-sostavlyaet-22 Дата доступа: 12.11.2010 

2.Бокун, Н.Ч. Теневая экономика: понятия, классификация, методы оценки: Методология статистических исследований / Н.Ч. Бокун - Минск: НИИ статистики, 2002. – 263с.

3.Бокун, Н.Ч. Проблемы статистической оценки теневой экономики Вопросы статистики / Н.Ч. Бокун, И.К. Кулибаба - 1997. №7. C. 10-16.

4. Бякрешев, А.К Теневая экономика и экономическая преступность. Учеб.пособие / А.К. Бякрешев, И.П. Белозеров - Омск, 2004. – 520 с. C. 145-151, 208-212.

5.Гибадулин, Р.Х. Теневая экономика и угрозы поглощений предпринимательской личности // Проблемы теории и практики предпринимательства / Р.Х. Гибадулин – Минск, 2008. - № 4. – 240с. С.178-183.

6.Дурнов, А.Н. Теневые пирамиды реформируемой экономики / А.Н. Дурнов, В.П. Куликов // Экономический журнал , № 8, - 2009. – С. 24-29.

7.Заико, Л. Вредна или полезна теневая экономика? / Л. Заико // Национальная экономическая газета. - 2006, №50. С. 4-5

8.Исправников, В.О. Теневой капитал: конфисковать или амнистировать? /  В.О. Исправников // “Экономика и жизнь” , № 24, - 2006. – С. 33-39.

9.Кондратьева, Е.А. Финансовая составляющая теневой экономики / Е.А. Кондратьева // Финансовый анализ. – 2009. – 6.  – С. 53-59.

10.Латов, Ю.В. Теневая экономика. Учеб. пособие. / Ю.В. Латов, С.Н.  Ковалев. - Норма, 2006. – 376 с. С. 335-336.

11.Латов, Ю.В. Экономика вне закона (Очерки по теории и истории теневой экономики) / Ю.В. Латов - М.: МОНФ, 2001. – 284 с. С.226-241.

12.Муха, Н. Выйдет ли бизнес из тени? / Н. Муха  //Аргументы и Факты в Беларуси. – 2006. - № 7. С.8

13.Нестеренко, В.И. Теневая сторона белорусского экспорта / В. И. Нестеренко // Экономики. Финансы. Управление. – 2002. - №11. С. 98-103.

14.Новик, С.В. Методы оценки теневой экономики / С.В. Новик // Банкаўскі веснік. - 2004. -  №10. С.25-32

15.Панин, Л.К. Черная дыра / Л.К Панин // Эксперт. - 2000. - №12.   С.2-10

16.Подольный, Н. Теневая экономика и организованная преступность: проблемы определения размеров и динамики развития / Н. Подольный, Н. Подольная // Уголовное право. - 2006. - №1. С. 102-106

17. Пономарев, П. Теневой лик экономики / П. Пономарев // Экономика и жизнь. - 2006. - № 22. С. 89-93.

18.Пузиков, В.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность / В.В. Пузиков. Минск: Армита – Маркетинг, Менеджмент, 2001. – 361 с. С. 200-290.

19.Свенссон, Б. Экономическая преступность / Б. Свенссон. - Минск: Прогресс, 1987. – 220 с. С.200-209

Информация о работе Теневая экономика: сущность, структура, субъекты и методы борьбы с ней