Теневая экономика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Мой интерес к теме «теневая экономика» был обусловлен детским увлечением – детективами. Ведь преступный мир занимает весомую часть теневого сектора. Безусловно, очень интересна моральная и психологическая стороны теневой экономики: что побуждает людей становиться теневиками. Но не менее интересна и экономическая сторона этой проблемы: как влияет теневой сектор на развитие экономики, какой вклад он вносит в производство и, наконец, может ли страна, в частности Россия, существовать без него? На эти, безусловно, актуальные вопросы я и постараюсь ответить. Основная часть моей работы посвящена исследованию масштабов теневой экономики в России. Для сбора информации существуют специальные статистические органы.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты теневой экономики
1.1 Понятие «теневая экономика»
1.2 Формы теневой экономики
1.3 Структура теневой экономики
1.4 Причины теневой экономики
1.5 Причины роста теневого сектора в России
2. Оценка масштабов и роли теневой экономики
2.1 Методы оценки теневой экономики
2.2 Масштабы теневого сектора в России
2.3 За и против существования теневой экономики
2.4 Существующие подходы к решению проблем теневой экономики
2.5 Экспроприировать или легализовывать теневой капитал?
Заключение
Список литературы
Приложение А Масштабы теневой экономики в СССР
Приложение Б Доля теневого сектора по данным Госкомстата РФ за 1999 г.
Приложение В Ущерб от теневой деятельности по данным ФСНП за 2000 г.

Файлы: 1 файл

Теневая экономика России.doc

— 717.00 Кб (Скачать файл)

Розовый рынок берет  свое начало с 20-х годов прошлого века, когда, например, В. И. Ленин лично  дал карандашной фабрике А. Хаммера  разрешение на ведение бизнеса в России со многими льготами. К этому же рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Березка»), особых санаториев, больниц для власть предержащих. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ.

В настоящее время  наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма  обмена и распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением  официальных и неофициальных льгот и преференций (налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других) для «своих» - узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.

Серый рынок - зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; неполная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтенными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды - проведение праздников, во внебюджетные фонды. Этот рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти.

Эта система начала функционировать еще в советские времена, когда хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием - «блат-связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг - в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в условиях фиксированных цен привел в СССР к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.

Другая составляющая серого рынка — это достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности (феномен «несунов»). Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой — скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализованном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов.

В современных условиях сложился новый тип серого рынка, на котором властные органы, используя  свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупом за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов.

Отметим, что некоторые  черты российского серого рынка, имеющего во многом феодальный характер и функционирующего на основе внеэкономического  принуждения, не позволяют оценить его исключительно в негативном плане. Без этого рынка в советские времена невозможно было бы выполнять заведомо нереальные плановые задания. Может быть, в планы даже закладывалась теневая составляющая.

Начиная с 2000 г. сохранение и воспроизводство серого рынка вызывается усилением централизации и увеличением доли изъятия средств в пользу федерального центра. Наивно было бы думать, что регионы полностью выполняют несправедливые правила «игры». Серый рынок на региональном уровне содействует перераспределению ресурсов в пользу местных нужд, поэтому он выполняет скорее конструктивную, чем деструктивную роль.

Черный рынок - (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтенного денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтенных товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности («левые» репетиторство, услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, черная касса). На этом рынке, как на «зоне», авторитеты преступного мира определяют правила экономического поведения.

Черный рынок - это  своего рода офшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создаётся добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные трансакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».

Гигантские масштабы «черного рынка» и его четкая структурированность  позволяют сделать выводы о наличии  внутри страны параллельного государства  с аналогичной официальной системой управления.

В систему «черного рынка» входят его собственные:

  • руководящие «законодательные» (сходы) и исполнительные (смотрящие) органы, построенные по вертикальному (сверху и донизу) и горизонтальному (территориальному) принципам;
  • законодательство - свод правил, «понятий»;
  • суд и арбитраж («стрелка» и «разводка»);
  • теневой бюджет - «общаки» (характерно, что банковский процент по «черному» кредиту примерно на 20% ниже официального);
  • налогообложение - дань криминальным авторитетам в виде процента от разовой сделки или на постоянной основе;
  • ценообразование (в рамках теневого оборота цены, как правило, ниже рыночных на 15-25%);
  • «таможенная» служба, обеспечивающая провоз контрабанды с трансакционными издержками - отступными таможенникам;
  • уголовная этика;
  • язык - «феня».

Хозяйствующий субъект  черного рынка - организованная преступность, которая четко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учетом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причем идет активный процесс консолидации - вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так и на межрегиональном и международном уровнях путем налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну на сферы влияния и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.

По некоторым осторожным оценкам МВД РФ, к началу 2000 г. российская мафия располагала примерно 500 млрд. дол. (для сравнения: имущество итальянской мафии «Коза ностра» в США оценивается в 250-280 млрд. дол.).

Черный рынок организован  по принципу пирамиды. На ее вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании — «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наемные убийцы, сутенеры и т. п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления. Через них «черный рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтенных безналичных денег в неучтенные наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от 5 до 25% от численности всей пирамиды.

Вторая группа формирует среднюю часть пирамиды и состоит из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры), представляющих серый рынок. Здесь черный рынок смыкается с серым8. В перспективе они способны выступить в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики, и вот почему. Во-первых, они вынуждены уходить «в тень» главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах и законах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы. Они не без оснований полагают, что избранная модель реформирования нуждается в радикальных изменениях, в перенацеливании на обеспечение интересов отечественных производителей и потребителей (при этом они не приемлют и возврата к монополии государственной собственности и административно-распределительной системе). Именно рассматриваемая средняя группа формирует, следовательно, ту движущую социальную силу, которая выступает и против возврата назад, и против продолжения радикально-либерального реформационного курса. Это и есть «третья сила», призванная стать одной из опор «иного пути»9.

Третья группа представлена наемными работниками физического  и умственного труда, для которых  нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий  сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки10.

Конечно, деление субъектов теневой экономики на три группы в определенной мере условно и небесспорно (эти группы не отгорожены друг от друга «китайской стеной» и в той или иной степени пересекаются), но провести его необходимо, ибо, во-первых, речь идет приблизительно о 30 млн. человек экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП. Во-вторых, у субъектов выделенных групп есть и общий интерес (и общие формы его реализации), и собственные специфические, принципиально различающиеся интересы.

Общий интерес заключается в получении дополнительного правового поля. К таким формам его реализации относится, к примеру, вывоз капитала за рубеж. Правда, если представители первых двух групп добиваются этого главным образом путем незаконных операций с сырьем, стратегическими материалами, импортными товарами и инвестициями, посредством «стряпания» фиктивных платежных документов, вступая в сговор с международными аферистами, и т.п. («успехи» этой деятельности эксперты оценивают в 120 — 300 млрд. долл.), то субъекты третьей группы могут вывозить в основном лишь свой человеческий капитал» — «мозги» и «рабочие руки». Общей является и форма накопления частных сбережений в «чулках» российских граждан: эта весомая часть теневого капитала, согласно разным оценкам, составляет 20—60 млрд. долл.

Что касается принципиальных различий интересов, то они сводятся к следующим трем позициям.

Первая связана с тем, что если криминальные структуры действуют преимущественно в сфере перераспределения и распределения доходов а основные способы «присвоения» последних носят внеэкономический характер и сопрягаются с насилием, применяемым в различных формах от шантажа до заказных убийств. Представители второй группы - теневики-хозяйственники - изначально являются, как правило, законными собственниками производимых доходов и лишь в дальнейшем уводят их из-под действия законов и правовых норм. Зачастую им и нельзя действовать по-иному, ибо выполнение существующих экономических правил ставит под угрозу смысл их предпринимательской активности. Примечательно и то, что теневики-хозяйственники нередко привлекают в качестве судей-арбитров (на роль «крыши») в своих сделках субъектов криминальных структур.

Вторая позиция, характеризующая различие интересов, сопряжена с тем, что криминальную группу теневиков в отличие от группы теневиков-хозяйственников объективно устраивают существующие условия. Чем больше неупорядоченности в экономике, чем слабее власть, тем для них лучше. Это и естественно, ибо они контролируют до 90% предприятий и организаций, образующих основное поле получения криминальных доходов. Ради консервирования такой ситуации практикуется подкуп выборных и назначенных должностных лиц (не потому ли, кстати, «не проходят» соответствующие законопроекты?), разворачивается организованная преступность. Что касается теневиков-хозяйственников, то они в подобных обстоятельствах оказываются «между молотом и наковальней»: криминальными структурами и правоохранительными органами. Если же учесть ответственность предпринимателей друг перед другом, налицо тройной пресс. Предпринимательская часть теневой экономики кровно заинтересована в ослаблении влияния криминальной: одна только плата за «крышу» автоматически приводит к удорожанию товаров и услуг примерно на 30%, что наносит серьезный удар по доходам теневиков-хозяйственников.

Объективно не могут  устраивать существующие условия и  наемных работников, особенно профессионалов.

Третья позиция: если первая группа теневиков предпочитает незаконные (или полузаконные) способы «отмывания» криминальных денег, то представители второй группы заинтересованы в легализации своих доходов посредством изменения действующих норм и законов. Отсюда, в частности, следует, что «отмывание» грязных денег и легализация теневиков-хозяйственников — пересекающиеся, но отнюдь не тождественные процессы.

Стоит принять во внимание еще одно обстоятельство: у разных составляющих теневой экономики, по какому бы критерию они ни классифицировались, степень криминализации существенно  различна. Амплитуда здесь велика: от домашнего хозяйства (где отступления от закона если и имеются, то незначительные) до собственно преступного мира11.

1.4 Причины теневой экономики

 

Причины теневой экономики  многообразны. Интересен подход М. Тарасова12, который выделяет их в шесть основных групп: антропологические, экономические, социальные, правовые, социокультурные, политические.

Первая группа причин связана с двойственной природой человека. Недаром религиозные учения исходят из того, что человек является ареной борьбы добра и зла, где  добро не всегда побеждает. Личный интерес часто приходит в противоречие с интересами общества. Побудительная сила эгоистических мотивов может перекрывать существующие ограничители человеческой деятельности, зафиксированные в морали, традициях и праве. В этом случае человек нарушает сложившийся в обществе порядок, что может повлечь деструктивные последствия для социальной жизни.

Информация о работе Теневая экономика в России